Пятница, 22.03.2019, 19:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Сюрпризы 'Модерна'
Среди многих гастролей, случившихся в эту осень, повторных и даже привычных, приезд этого театра – особый случай. «Модернъ» в Нижнем впервые, и в первый раз, наверное,  жители города имели возможность познакомиться с театром, который настойчиво и последовательно «исповедует» единый стиль, заявленный в названии. Это – стиль режиссера Светланы Враговой (художественного руководителя театра), это стиль, который довольно туманно называют «стилем рубежа XIX – XX веков».

В него входит очень много самых разных составляющих, как и характерно для стиля модерн: изысканность, продуманность, детализация, стремление к совершенству, но при этом – и парадоксальность, и надрыв, и скепсис. В оформлении спектакля это дает совершенно потрясающий по воздействию результат. Сцена «Комедiи» каждый раз преображалась до неузнаваемости. В «Путешествии маленького принца» - это сочетание прекрасных переливающихся шаров-планет разных размеров, объединяющих сцену в единое пространство сияющего синего. В «Петле» - это редкая по достоверности атмосфера запущенного эмигрантского быта 30-х годов прошлого века: чердак, старый плюшевый диван, обязательная лестница и – петля с потолка.  В «Моих дорогих мужчинах» это – тонкий минимализм, где все дано в полунамеках: «обрамленное» пространство сцены и жизни, воспринимаемой как художественное полотно. Призрачные контуры любимого города, об имени которого каждый волен догадаться сам.

Драматургическая основа во всех пьесах – безукоризненная: есть и характеры, и судьбы, и глубина размышлений, и трагедия народа, и трагедия личности. Философия Экзюпери в сценическом преломлении для детей – это персонификация человеческих чувств: гордости и властности, одиночества и любви. Философия Ибрагимбекова сложна, многослойна, а потому кто-то мог воспринять его «Петлю» как написанную исключительно о любви, с подробным историческим фоном, а кто-то – как историческую драму, отразившуюся на судьбе отдельного человека, где любовь – лишь эпизод… В «Петле» судьба эмигранта отзывается в каждом из нас, потому что говорится в ней о патриотизме тихом, настоящем, который противостоит массовым крикам о любви к Родине. И в то же время «Петля» говорит о любви искренней и настоящей, которой не страшны расстояния и которая способна отпустить в смерть. Еще одно в «Петле» восхищает: необыкновенная музыкальность спектакля, где все поется «вживую», и смелость музыкального плана, где соседствуют церковный гимн «Ныне отпущаеши» и разнузданный, пронзительный цыганский романс, гусарский патриотический гимн – и тихая лирика одинокой гитары. Этому соответствует и соседство невинных ангелообразных дев в белоснежных хитонах – и демоническая фигура Распутина (Олег Масленников), который, продолжая линию музыкальных ассоциаций, больше напоминал Паганини – нервного, тощего, патлатого и гениального, чем страшного раскольного вида «мистического старца».

Тем не менее, трудно обойтись без «но», которое в данном случае заключается в главном: игру актеров можно назвать мастерской, сложно простроенной, детализированной и демонстрирующей владение всеми актерскими техниками, но ее нельзя назвать искренней и живой. И это «но» потому нередко перечеркивает многие несомненные достоинства спектаклей: возникает непреодолимый диссонанс искусственности тона актеров и повышенной достоверности обстановки. Впрочем, может, это тоже черта стиля «модерн», мне лично не пришедшаяся по душе именно потому, что проходила мимо души. О ней, о том, что игра актера направлена прежде всего к внутренним струнам каждого человека, рассказывал актер Сергей Пинегин на пресс-конференции 6 декабря. И его игра была единственной, которая что-то в душе задевала: простеца-ротмистра, ближайшего друга и предателя Коновалова («Петля») - жаль. Пьянчужка, муж-подкаблучник («Мои дорогие мужчины»), - не только жалок, но в чем-то и обаятелен: есть такое свойство у некоторых некрасивых от природы людей, в которых обаяние – некая глубинная суть.

Остальные актеры – мастера «холодного клинка»: и в крике – бесстрастны, в интонациях одной фразы – расчетливые экспериментаторы. Особенно это относится к «приме» театра Елене Стародуб.

Без сомнения, «Модернъ» - красивый и полезный опыт «другого театра» на местной почве. И нижегородский зритель, приемлющий многое, отнесся к театру с пониманием и теплом, снова поставив нас перед вопросом, чего же ему, зрителю, нужно – холодное мастерство или искреннее чувство?

Алина ЛИРИНА

Категория: Театральные блики | Добавил: Ксения_Новикова (12.12.2007) | Автор: Алина ЛИРИНА
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]