Среда, 20.03.2019, 01:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Прости им...

Вы слышали «Offertorium» С. Губайдулиной? Пронзительные крики труб: «Прости им, ибо не ведают, что творят!». С ответом флейт: «Верующий в меня да не погибнет!» От насмешливого кривляния скрипки, её ядовитого пения тело сжимается. Гнусавый гобой заставляет вздрагивать. Но тёплый голос виолончели успокаивает. Редкое неназойливое пиццикато скрипок и блеклые звуки от прикосновения к клавишам фортепиано погружают в состояние комы. Без мыслей. Музыкальное полотно, где каждый тембр живёт по своим законам.

Библейская тема многогранна. Люди, которые берутся воплощать её, чрезвычайно смелые. Поэтому особенно трудно театральное воплощение Библии режиссёру, актёрам.

…Боль. Отчаяние. Тоска. Ядовитая жалость. Слова, застрявшие в горле, со всхлипом вырываются наружу. Попытка поймать взгляд. Плотная влажная пелена мешает хоть как-то воспринимать окружающее. Удушье. Тоска. Отчаяние. Боль… Эта лавина мыслей и чувств обрушилась на меня после январского посещения киноцентра «Рекорд».

В тот зимний вечер шёл дождь. Пробираясь по городу, который, казалось, утонул в противных скользких лужах, я смотрела на яркие витрины, промокшие дома, тесно прижавшиеся друг к другу. В голове одна мысль – горячая ванна и чашка кофе. Маленький листок на старой обшарпанной стене киноцентра привлёк внимание: «Простите их!..» - спектакль-размышление Мариониллы Гончаревич по пьесе А. Володина «Мать Иисуса». Размышлять не было желания. Пьесу не читала, но зашла.

…Вера; в дружбу, любовь, семью, добро. Ее нельзя навязать. Нельзя заставить верить во что-то. И у каждого вера своя. А ещё ее трудно приобрести. А потерять - ничего не стоит.

Огни фонарей в проходах небольшого помещения ослепили. Всё поменялось местами: зрители на сцене, актёры в зрительском зале. Из декораций: пара табуреток, этажерки, овечья шкура и барабан. Лилась тихая музыка, но она наполняла зал.

«Люди! Где вы?» - удушливый крик раздавил тишину.

Всё, что зрители увидели, можно сравнить с баховской фугой, формой которой является дом и семья Иисуса. События разворачиваются в канун Его воскресения, после распятия. Тема фуги – Мария, мать Спасителя. Неизменная тема любви и сострадания тонкой ниточкой связывает всё действие. Побочные и примыкающие темы: младшие сыновья и сестра Марии, Пётр, приезжий римлянин и прихожанин. «Любящий» средний сын готов поживиться на продаже вещей Иисуса. Младший, слабоумный, покидает мать ради римских увеселений. Зашедший прихожанин исповедуется и «нагружает» своими проблемами замученную Марию. Каждый ищет у нее поддержки и озабочен лишь собой. За мелкими бытовыми проблемами теряется вся суть жизни и смерти Иисуса. Мария – единственная действительно скорбит о Нём. Кому как не матери постичь всю горечь потери родного сына!

В пьесе мы увидели жизнь не пророка, а простого человека, которому завидовали, боялись и восхищались. Каждый в Его учении находил что-то важное для себя, порой, неверно воспринимая то или иное Его высказывание. Иисус призывал к любви к ближнему, а сестра Марии видела в ней плотскую любовь. Он учил прощению, а чем ему отплатил кесарь и народ, вынеся приговор? Он говорил о людской зависти, но сам стал её предметом.

«Offertorium». «Приношение». Принял ли человек такую жертву? Был ли он готов к ней?

То, что сделала режиссер Марионилла Гончаревич с «Творческой мастерской «Мария», заслуживает восхищения. Группа молодых актеров Нижегородского театра «Комедия», для которых работа над этим спектаклем – не просто начало творческого пути, а «первый шаг к храму», по словам самой М. Гончаревич. Важен потенциал и желание. Этот спектакль Марионилла посвятила людям, которые пришли к пониманию и вере в Бога, а также тем, кто по разным причинам не реализовал себя. Её предложение в начале пьесы помолиться театральным действом звучало несколько пафосно, но после просмотра я согласилась с ним. Это была действительно молитва. Просьба открыть глаза, обращенная к каждому.

Проблемы, затронутые в спектакле, - вечны. Вера, семья, любовь, дружба, – ценности, данные нам в утешение. И жизнь не так уж плоха, как порой кажется. Нужно лишь немного измениться: не замыкаться в себе, оглянуться вокруг, и понять, как многим нужна твоя помощь, суметь простить.

«Прости им, ибо не ведают, что творят!»

Прости нам.

Прости мне…

Анастасия Ишкирейкина

Категория: Театральные блики | Добавил: Анна_Калягина (15.03.2007) | Автор: Анастасия Ишкирейкина
Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]