Суббота, 24.02.2018, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [12]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [68]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [39]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [175]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Под репертуарным покровом

Под репертуарным покровом

Искусство всегда играло важную роль в жизни человека, не правда ли? И сегодня для каждого найдется то, что будет ему по душе. Одни предпочитают музыку, другие – кино, а кто-то не мыслит свою жизнь без театра. Помните, как страстно любил его В.Г. Белинский: «Театр! театр! каким магическим словом был ты для меня во время то! Каким невыразимым очарованием потрясал ты тогда все струны души моей, и какие дивные аккорды срывал ты с них!.. В тебе я видел весь мир, всю вселенную, со всем их разнообразием и великолепием, со всею их заманчивою таинственностью!» Можем ли мы сегодня испытывать такие же пылкие эмоции, и, положа руку на сердце, сами себе ответить, зачем идем в театр?

Кажется, ответы на актуальные и созвучные сегодняшнему времени вопросы, о которых еще когда-то задумывался В.Г. Белинский – как вырваться из этого трагического плена невыносимой и пошлой жизни; где отыскать то высокое и прекрасное, чтобы наполнить свое сердце неподдельными чувствами – находят свое отражение не только в современных музыкальных, литературных и театральных произведениях, но и в проверенных временем творениях, в которых всегда говорилось о добре и зле, любви и ненависти, о выборе жизненного пути и нравственных ценностях.

Безусловно, сегодня, степень их актуализации зависит от интерпретации режиссера-постановщика. Конечно, одетые в «джинсу» Гамлет и Джульетта, судьбы которых не перестают волновать души читателей бессмертных трагедий В. Шекспира вот уже несколько столетий, вряд ли сохранят в новом социальном положении возвышенно-художественную ноту трагедии. Возможно, в таком режиссерском варианте потеряет смысл поэтическая речь героев, и острота конфликта сильных духом людей, способных во многом опередить время, в котором им выпало жить. Успех или провал режиссёрского спектакля зависит не только от одежды и внешнего облика персонажей. Здесь важно всё – сценография, интонирование текста, поведения героев, образность осовремененного мира, какие-то особые детали – всё, что может отразить режиссерский замысел. Если новаторская постановка классического произведения сделана со вкусом, чувством меры, стиля и гармонии, она имеет право на существование.

Современный зритель должен получать необходимый импульс, который подтолкнет его на путь изменения себя, поможет найти ответы на многие вопросы и правильно расставить приоритеты в жизни. Из театра человек должен вернуться домой, словно после путешествия, с обновленными мыслями, чувствами, эмоциями...

Согласитесь, каждый из нас живёт ожиданиями, надеждами, мечтами, и надеется стать немножко лучше. Люди спешат прикоснуться к произведениям искусства, чтобы войти в другой мир – таинственный, загадочный, необычный. Здесь мы катаемся на эмоциональных качелях, плачем и смеемся, любим и ненавидим. Театр – это то место, которое объединяет людей для душевного сострадания и сопереживания. Многие из нас и сегодня ищут отражение и познание жизни в театре. Еще Ф. Вольтер говорил, – «театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». И Р. Роллан думал так же, говоря, что «театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг...». Пожалуй, мы и наши современники можем сказать, что театр – волшебный материк искусства. А что театр предлагает зрителю сегодня?

Не будем лукавить, говоря, что нижегородцы избалованы разнообразием постановок, и сегодня мы «идем в ногу» со столичными театрами. Однако и в нашем городе найдутся театры, которые стали любимыми у публики – Нижегородский театр драмы им. М. Горького, который по сей день сохраняет академический дух, театр «Комедiи», следующий модным течениям в искусстве, и Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, имеющий вполне классический статус. Перешагнув порог каждого из них, зритель попадает в особую атмосферу.

Театр начинается с вешалки – думаете вы. А я думаю – театр начинается с репертуара, где для каждого найдется «свой» спектакль, поскольку существование театра невозможно без публики. Отметим, что «репертуарным лицом» Нижегородского театра драмы становятся пьесы М. Горького – «Васса», «Мещане», «На дне». Традиции старейшего театра живут сегодня и в современных постановках этих спектаклей. Режиссеры стремятся усилить созвучность пьес нашего земляка сегодняшнему времени, подчеркнуть воспитательную функцию театра, его способность влиять не только на души, эмоции зрителей, но и на их умы, поскольку эти пьесы заставляют современного человека думать, чувствовать и сопереживать. И это бесценно. Замечательно, что приобщение нижегородцев к классическому наследию российской драматургии возможно благодаря, в том числе, ежегодному театральному фестивалю им. М. Горького.

Репертуар Нижегородского театра драмы не замыкается в строгие академические рамки. Он манит и притягивает зрителя драматическими творениями иного рода, которые не уступают по глубине содержания класси ческим произведениям. Многие нижегородцы поспешат на исторический спектакль «Павел I» по пьесе Д. Мережковского, кому-то уже полюбилась трогательная постановка «Вышел ангел из тумана» П. Гладилина, где наглядно раскрывается психология жизни людей. Любители ярких впечатлений включатся в процесс расследования в спектакле «Метод Гронхольма» по произведению каталонского драматурга Ж. Гальсерана, где сценическое действие явно смахивает на кинематографический детектив.

Современному зрителю важно правильно ориентироваться в калейдоскопе афиш рекламирующих спектакли. К сожалению, за блеском глянцевой бумаги, мы не можем узнать, какова будет та или иная постановка, и часто попадаем впросак. Так, злую шутку с нижегородцами сыграли спектакли «Леонардо» и «Казанова» К. Брейтбурга в театре «Комедiи», зазывающие своими афишами и звездными постановщиками. В них вроде бы есть всё, что может привлечь публику, и стильные 3D декорации, которые до неузнаваемости расширяют маленькую сцену театра, и яркие бутафорские костюмы, незатейливые песенки, и даже мультимедиа. Однако в них нет главного – содержательной «начинки». Слабая сюжетная линия, которая развивается по пути драматургии плохого сериала, набор «низкосортных» шуток реалити-шоу, что смущает многих зрителей и создает неловкое положение. Вечные темы добра и зла, любви и ненависти предстают перед зрителем однозначно, «плакатно». В них нет ни драматических загадок, ни психологических и философских рассуждений. Интерпретация сюжетной фабулы (напомним, что речь в первом идет о жизни великого Леонардо да Винчи) поверхностная, упрощённая, банальная. Остается лишь задать себе вопрос в момент оваций «сбившейся с пути» публики: «Не понимаю, почему вы так строги к спектаклю, - зритель от него в восторге!», - и ответить так, как когда-то это сделал французский писатель Барбе д’Оревильи – «Да, это так, но она одинока в своем мнении».

Удивительно, что за последние годы эти спектакли стали буквально визитными карточками Нижегородского театра «Комедiи», который с помощью них, очевидно, пытается повысить коммерческий рейтинг, создает свой «фирменный» стиль, ориентируясь на модные течения, вкусы, стереотипы, превратно понимаемый стандарт современности и актуальности. Нет сомнения, находиться в зоне коммерческого успеха - это неплохо, тем более в условиях жесткой конкуренции современного мира. Но все же театр несет ответственность перед публикой за качество интерпретации, художественного слова, содержания.

Никто не спорит, в репертуаре каждого театра должны быть постановки развлекательного характера, чтобы человек мог расслабиться и от души посмеяться. Но и они не должны превращаться в бессмысленное и пустое шоу, создающее неловкую атмосферу бульварного театра. Еще К. Станиславский писал, если бы смысл театра был только в развлекательности, быть может, и не стоило бы закладывать в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. Более того, театр живет не только блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, он живет идеями драматурга и режиссера, и никакая театральная мишура не поможет скрыть изъяны.

Другая направленность театра «Комедiи» спектакли, сюжетная основа которых построена на проблематике современных отношений. «Скамейка», «Роман длиною в жизнь», «Выходили бабки замуж» – это социально-бытовые пьесы, жанровая окраска которых разнообразна, это и комедии, и мелодрамы, и мюзиклы. Безусловно, театр разгадал, что обыватель с радостью откликается на такие спектакли, у него возникает иллюзия преодолимости его жизненных сложностей, поскольку здесь узнаваемые социальные темы, проблемы взаимоотношений между людьми, жизненные приоритеты спрятаны под пеленой пошлости, банальности и прямолинейности. Зачастую зритель думает, что ему дают что-то ценное и необходимое и не может самостоятельно разобраться в фальшивости происходящего.

Все чаще «Комедiя» удивляет своего зрителя новаторскими постановками, предлагая неординарный взгляд на эстетику театра. Вниманию публики предлагаются сказочная фантасмагория о настоящей любви «Турандот» К. Гоцци, нетрадиционный «Безумный день или женитьба Фигаро» П. Бомарше, смелый трагифарс В. Беляковича «Куклы» по мотивам пьесы Х. Грау и ошеломляющий – «Дом, который построил Свифт». После этого спектакля зритель точно не сможет выйти из театра прежним, в его голове будут кипеть мысли, и возможно, в течение нескольких дней он еще будет разгадывать сюжет и смысл постановки, в которых перемешался удивительный мир вымысла и таинственной реальности. Захватывающая дух и разум фантасмагория буквально в лабиринте молчания раскрывает тайный смысл бытия, который заложил в пьесу русский писатель-сатирик, драматург и сценарист Г. Горин.

К счастью, Нижегородский театр комедии сегодня не отказывается и не перестаёт показывать публике постановки по произведениям великих классиков. Интерес публики вызывают «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Бешеные деньги» и «Лес» А.Н. Островского, загадочные «В темных аллеях» И. Бунина, трогательные «Пять вечеров» А. Володина и многие другие пьесы.

Тот, кто сегодня испытывает пылкие чувства к миру театру выбирает на сцене Нижегородского театра драмы и театра «Комедiя» между мелодрамой и экзистенциальной драмой, между сатирой и комедийно-лирической стихией, философской притчей и психологическим детективом, между философией трагикомедии и легким изяществом мюзиклов. Несмотря ни на что – у зрителя есть альтернатива, это уже немало! Пожелаем публике не потеряться в изменчивом театральном мире, а нашим театрам соблюдать непростое равновесие и баланс в выборе репертуара, поскольку именно он привлекает зрителя и сохраняет профессиональное «лицо» театра.

Категория: Театральные блики | Добавил: Kohrah (17.03.2017) | Автор: Спиченкова Виолетта
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]