Понедельник, 25.03.2019, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Необычное в обычном или клоун, толстяк, кот-чудак и немного мистики

«Волшебные истории – это больше, чем правда…»

Гилберт Кийт Честертон

…Два огромных шара… красный и желтый… Черные птицы с длинными изогнутыми клювами... Худой кот в элегантном костюме… Грустный клоун… Круглые разноцветные фонарики… Вот они – сны Коралины. Странные сферы. Пугающая и манящая нереальность. Фантастические вращения над землей. Наконец, зов неведомой красоты… Что это? Глупая выдумка? Бессмыслица? Или чудо? Судите сами.

Сегодня перед вами… над вами… вокруг вас «Сны Коралины» - спектакль театра-студии пантомимы и пластики «Малиновая гряда». В основе – произведение Н. Геймана «Коралина». Феерия, обволакивающая зрителя ароматами фантазий и нежным дурманом безумств. Действо, участником которого ты непременно жаждешь быть, потому что в жизни так не хватает этих сладких наваждений… Режиссер – Е. Седов. В ролях – О. Куликова, Е. Седов, П. Алехин, И. Серкова, П. Зырянова, Т. Неронова, И. Седова.

Сцена маленькая и абсолютно не приспособленная к театральным постановкам. Однако это неважно, если творцам есть что сказать. А им, несомненно, хотелось говорить… телом… мимикой… дыханием… без слов… отчего происходящее становилось неземным… мистическим… похожим на ночные тени на окраинах дорог… Участники спектакля не только приоткрыли дверцу в таинственное зазеркалье, где лишь им позволено бывать. Они решились впустить туда нас. Нас, «затертых» делами и будничными проблемами. «Летите, только осторожно, чтоб не разбудить Коралину, - «шептали» глаза актеров. - Мы научим вас чувствовать неосязаемые грани параллельных миров, видеть невидимое, принимать потоки энергии и покоряться им… Вы не услышите от нас ни слова, ведь лишние звуки здесь ни к чему. Забудьте бесполезные разговоры. Отрекитесь от суеты. Не шумите. Доверьтесь интуиции. Пейте сны из хрустального сосуда. Фантазируйте вместе с нами. Не тревожьте Коралину!..»

Кто же она, Коралина? «Обыкновенная девочка, которая, как и подобает настоящему ребенку, отчаянно не желает отправляться в постель, - ответите вы. – Озорница. Выдумщица». Так-то оно так, но если следовать закону художественного обобщения, ее образ приобретает иную окраску. Коралина – гораздо больше, нежели просто девочка. Она – символ современного человека. Проще говоря, Коралина – это мы. Через характер и поведение ребенка режиссер показывает, во что превратились наши души, чем заняты наши бесконечные мысли. Люди постоянно спешат, опаздывают, решают важные вопросы. Каждый день пролетает «на автопилоте». В итоге… мы действительно достигаем успехов, с энтузиазмом выполняем, даже перевыполняем наш «жизненный план». Пусть нервы на пределе, настроение «измученное», а губы разучились улыбаться. Зато формально все идет как надо. «Как надо??? - ухмыляется режиссер. - Но стучит ли ваше сердце? Живо ли воображение?» Оказывается, нет… А если живо, то пребывает в «предынфарктном состоянии». Неслучайно героиня спектакля – ребенок. Подобное сочетание внешней молодости и духовной старости дает неповторимый эффект.

Вспомним, как ведет себя Коралина в начале спектакля. Каждое, движение, пусть самое незначительное, актриса делает с огромной неохотой. Ее тело словно окутано ленью. На лице – выражение недовольства и досады: искривленные губы, нахмуренные брови. Нет, это не капризы маленькой девочки. Это наша усталость от жизни. Мы настолько утомлены, что бредем по ней, глядя лишь под ноги, а вокруг… «Оглянитесь, дорогие мои!» - восклицает режиссер. Сколько секретов, необъяснимых пересечений, мерцающих линий... Наш мир состоит не только из людей, вещей и растительности. Повсюду колышутся параллельные материи, дышат загадочные существа… звенят… шелестят… рассыпаются серебристой пылью… Но, самое интересное то, что искать их нужно не в космосе или подземном царстве, а в обычных вещах.

Видеть необычное в обычном – вот, наверное, самый ценный дар, каким только может быть наделен человек. Заметьте, в начале спектакля Коралина, как и мы, не замечает волшебства, «шевелящегося» вокруг нее. Она скучает у окна и не подозревает, что валяющийся на полу клоун на самом деле вовсе не игрушка. Черно-белый, со стекающей по щеке слезой… Отчего он плачет? Не оттого ли, что хозяйка не слышит биения его отнюдь не игрушечного сердца? Стремление клоуна «растормошить» Коралину, его бессилие и отчаяние очень точно переданы через пластику. Актер бежит, но остается при этом на месте. Тепло улыбается и приветливо машет девочке, но она продолжает неподвижно сидеть к нему спиной. Протягивает руки, но наталкивается на незримую стену. Сопротивляясь всем телом, напрягая каждую его часть вплоть до кончиков пальцев, пытается оттолкнуть воздушную преграду. Причем движения настолько плавны и «тягучи», что нам кажется, будто актер лепит их из пластилина. Подобная «замедленность» - характерная деталь пластического языка всех «потусторонних» гостей.  Вот два ходячих шара, похожие на пришельцев с гигантскими неохватными телами. Руки растопырены в стороны, отчего толстяки выглядят еще более неуклюжими. В декорациях угадывается параллель – на заднем плане висят круглые разноцветные фонари. Кто же перед нами сейчас? Очевидно, их души. Они медленно дерутся, то приседая, то переминаясь с ноги на ногу, подражая неповоротливым борцам-тяжеловесам, тем самым стараясь привлечь внимание девочки. Но она не замечает их. Дескать, «разве в моей комнате может твориться что-нибудь занятное?»  

Кстати, пластическая линия Коралины сложена иначе - набор движений подчеркнуто повседневен. Она делает все, чем занимаются обычные люди: ходит твердым уверенным шагом, кладет голову на подушку, укрывается одеялом – одним словом, язык ее тела прост, не отличается разнообразием и начисто лишен загадки. Столь явным разделением элементов пластической речи режиссер еще раз подчеркивает, что девочка и ее невидимые гости находятся на разных волнах. Однако… в середине спектакля в образе Коралины происходит перелом. Когда в окошко заглядывает галантный кот-чудак, героиня наконец-то поднимает голову и… видит его! Оказывается, нет ничего проще: нужно только остановиться на мгновение, отвлечься от назойливого «жужжания» мыслей и поднять голову… приглядеться… прислушаться…

Теперь Коралина понимает не только кота. Она танцует вместе с птицами, «нахлынувшими» целой стаей. Откуда они? Скорее всего, из сказочного королевства… Вернее, нет. Эти фантастические создания в серебряных карнавальных масках – всего лишь обычные птицы, в которых нам удалось разглядеть необычное. Только раскрыв в себе бесценный дар, Коралина по-настоящему засыпает. Спокойным, светлым сном. Вокруг – неисчерпаемая красота сфер… волшебная или реальная… игрушечная или живая… колдовские перезвоны миров…

...Кажется, чудеса появляются отовсюду. Точнее, не только кажется – они в буквальном смысле «наступают» изо всех мыслимых и немыслимых мест. Мы заинтригованы. Клоун выбирается из коробки с игрушками, кот проникает в детскую через окно, но на этом сюрпризы не заканчиваются: ширококрылые птицы спускаются к девочке с верхнего этажа и вылезают из-под пола. Возникает ощущение, будто волшебство «оцепило» комнату Коралины. Оказывается, суперсовременное оснащение совершенно не нужно. Режиссер достигает зрелищности, умело используя скромные возможности сцены. Хотя, не такие уж они и скромные. Главное, увидеть их…

…Мистика телодвижений… гипнотизирующие мелодии взглядов… «Малиновая гряда» - коллектив исключительный, говорящий на диковинном, лишь ему присущем языке. Особая философия жизни… Спектакль-сон... Спектакль-полет… Что же это? Глупая выдумка? Бессмыслица? Наверное, все-таки чудо…

Мария Евсеева

Категория: Театральные блики | Добавил: Михаил_Бурцев (13.05.2010) | Автор: Мария Евсеева
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]