Четверг, 19.04.2018, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

«Модный» Бах?

«Модный» Бах?

Как в суетливом, информационно насыщенном и мобильном времени живет классическая музыка? Как показывает практика, публика сегодня попадает под влияние «престижных» концертов, ее мнение зависит от раскрученной и навязанной ей «модной классики». Непросвещённому слушателю трудно самостоятельно разобраться в истинности или фальшивости предлагаемых интерпретаций музыкального наследия прошлого и настоящего, особенно когда город увешан яркими рекламными баннерами, а СМИ «зазывают» на культурное событие броскими слоганами.

Одним из провокационных и противоречивых, оставившим после себя неоднозначное впечатление, стал фестиваль «Другая музыка. Бах», который состоялся в Нижнем Новгороде ранней мартовской весной. Цель организаторов была многообещающей: «Наша задача «покрыть Бахом» город, чтобы нижегородцы смогли услышать и почувствовать его музыку. Я всегда считал, что классика должна выйти из закрытых залов и чем шире она распространяется по жизненному пространству, тем лучше. Нам хотелось, чтобы люди через призму И.С. Баха начали чувствовать и любить классическую музыку», - рассказывает один из учредителей проекта, директор Нижегородского центра немецкой культуры П. Милославский и отмечает, что данное мероприятие послужило основой Дней Германии в Нижнем Новгороде.

На сайте «Nizhegoroder Zentrum der deutschen und europäischen Kultur» анонсируемый мероприятие текст констатировал: «… у жителей города во многом атрофировалось умение общаться с настоящим искусством, появилась установка, что искусство – это всегда скучно и занудно». Настойчиво и уверенно организаторы фестиваля заявляли, что они разобьют все «нелепые» предубеждения и докажут, что музыка великого немца, чье имя известно почти каждому, и даже тем, для кого искусство композитора представляется как забытый музейный экспонат, продолжает оставаться актуальной и современной в XXI веке (что ни в коем случае не подвергается сомнению). Назревает вопрос, в каком виде настоящее искусство, о котором так пекутся организаторы, востребовано и актуально сегодня и какой формат для лучшего восприятия музыки И.С. Баха предлагается сегодня публике?

В Нижнем Новгороде столь нетрадиционный фестиваль проходил впервые, и здесь организаторы шли самыми провокационными путями, лишь бы разбить стену между классической музыкой и современным слушателем. Попытки осовременить классику свойственны финалу XX и началу XXI века. Уже на открытии фестиваля его «мозг и движущая сила» - П. Милославский и лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии Президента России, солистка ансамбля народных инструментов «Style-Quartet» К. Фиш произнесли лозунг: «Мы покажем, что настоящее искусство может быть интересным и увлекательным, доступным всем и каждому!».

Задача организаторов «покрыть Бахом город» в какой-то мере решилась, организаторы постарались распространить музыку великого немца по самым разным площадкам. Были задействованы - Консерватория им. М.И. Глинки, Старый концертный зал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Центр современного искусства «Арсенал», Театр кукол и даже ночной клуб «Б/У». «Сам подход к его музыке должен быть более доступным, открытым, демократичным. Люди, которые слушают поп-музыку, рок-музыку, их не так-то просто пригласить на концерт классической музыки, а вот заинтересовать необычным форматом можно», - уверен молодой нижегородский композитор М. Булошников.

Итак, первый шаг – исполнение музыки И.С. Баха в неожиданных местах: городском трамвае и метрополитене. «Если публика не идет в концертный зал послушать классическую музыку, классическая музыка «выйдет» из концертного зала, чтобы напомнить о себе ленивому слушателю», так можно охарактеризовать данный эксперимент. Заметим, что в Европе уже многие годы принято отмечать день рождение композитора – 21 марта в метро. В нашем городе такое событие состоялось впервые и имело успех у нижегородцев. Идею объединить повседневность и классику предложил Министр культуры Нижнего Новгорода С. А. Горин.

На этот раз праздничная дата выпала на понедельник, однако публики собралось немало, с удивлением и интересом останавливались даже те, кто, по-видимому, спешил. Однако музыканты Брасс-квинтета «Феникс» исполняли музыку И.С. Баха без конферанса, что усложнило непросвещенной публике знакомство с творчеством композитора. Лишь у немногих слушателей была радость узнавания известных сочинений великого немца. С просветительской стороны эксперимент получился не до конца непродуманным, с другой – доказал, что интересующейся публике было небезразлично происходящее, т.к. часто в толпе звучали вопросы: «Подскажите, что исполняют музыканты?!»

Однако многие профессионалы, в числе которых художественный руководитель Нижегородского губернского оркестра Е.Н. Петров, не согласны с тем, что музыка И.С. Баха с её глубинными смыслами зазвучала в бытовом пространстве.

Второй шаг – представление музыки И.С. Баха в нетрадиционных исполнительских составах. В группу тембрового эксперимента попали несколько концертов фестиваля: «И. С. Бах. Искусство фуги», «Диалог с Бахом» и «Il Duo Brillante».

Первое впечатление не складывается дважды, поэтому особую тональность фестивалю задало его официальное открытие – пафосно-престижное и художественно-одухотворенно одновременно. Первое касалось формы, второе – собственно исполнения. «Искусство фуги» на этот раз было представлено муниципальным камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» в инструментовке Р. Баршая, где сочетаются современные и барочные инструменты (клавесин, виоль д’амур, виоль д’гамба, гобой д’амур, гобой д’качча).

«"Искусство фуги" много тысячелетий пролежало в забвении. Сложность в том, что композитор не указал его инструментальный состав. Известный дирижер, основатель первого Московского камерного оркестра Р. Баршай считал делом своей жизни завершение неоконченного цикла «Искусство фуги». Идея исполнить это сочинение в Нижнем Новгороде появилась у меня после просмотра фильма «Ноты, посвященные творчеству Р. Баршая», где я увидела фрагмент о его работе над инструментовкой этого сочинения», - рассказывает К. Фиш. - «Мечта услышать «Искусство фуги», так, как оно было задумано мастером, меня направило к поиску этих нот. Так, в Москве мы встретились с вдовой Р. Баршая, и она позволила сыграть сочинение в нашем городе. Е. Баршай присутствовала на репетициях и давала важные советы музыкантам».

На открытии фестиваля под руководством дирижера Е. Кириллова - главного дирижера Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета и выпускника Нижегородской консерватории - сосредоточенно, возвышенно и одухотворенно зазвучало одно из самых сложных сочинений И.С. Баха.

Еще более смелым и необычным тембровым экспериментом фестиваля стало сочетание домры и маримбы на концерте «Диалог с Бахом». «Уникальность его музыкального языка – в универсальности. Его произведения можно сыграть на любом инструменте», - говорит К. Фиш.

Кстати, первоначальная идея фестиваля зародилась именно с этого концерта, в котором домристке хотелось сделать ставку на нетрадиционное сочетание инструментов в музыке композитора: «Желание музыкантов исполнять творения И.С. Баха огромно, потому что они воспитывают внимание, терпение, дисциплину, это - хрестоматия жизни. Как правило, все академические фестивали, посвященные творчеству классических композиторов, приветствуют оригинальное исполнение. Из маленькой субъективной мысли началась складываться полномасштабная идея, которая позволила объединить вокруг себя исполнителей на разных инструментах».

Тем, кому приходилось слышать музыку И.С. Баха в звучании маримбы, согласятся, что возникает ощущение «экзотичной невесомости», чего-то тайно-космического. Например, «Сюита № 3» для виолончели соло, приобретает совершенно иные краски. Для нижегородского слушателя маримба – это довольно новый инструмент. Использование этого «загадочного персонажа» в трактовках классической музыки, а тем более в сочетании с домрой, должно было вызвать резонанс у публики. Сложно подобрать слова, чтобы описать необычное впечатление, которое рождает дуэт этих разнополюсных по тембрам инструментов. Так, Симфония из Кантаты «Wir danken dir, Gott, wir danker dir» «преображается» и открывает новые звуковые ландшафты.

«Исполнять музыку Баха на вибрафоне и маримбе очень сложно. Музыка Баха для клавира является естественной, а наши инструменты предполагают фантастическую виртуозность рук. При простоте фактуры, музыка, тем не менее, очень сложная, высшего порядка и играть её непросто вообще любому исполнителю. На вибрафоне и маримбе произведения Баха звучат очень красиво и завораживающе», - говорит солист оркестра Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова В. Сыч

Если в течение последних столетий место ведущего клавишного инструмента прочно занимает фортепиано, то в эпоху барокко это место принадлежало его предку - клавиру. Заметный подъем клавирного искусства ощущается в творчестве И.С. Баха, который создает концерты для двух солирующих клавиров до минор. На фестивале эти сочинения прозвучали в необычном дуэте — величественно-духовного органа и светски-виртуозного аккордеона в исполнении Константина Волостнова и Марии Власовой. Так же как и предыдущий дуэт (домры и маримбы) они находятся на разных полюсах музыкальной «планеты». С одной стороны, тембровое сочетание органа и аккордеона противостоит друг другу, с другой – объединяется в духовой природе.

Третью тенденцию фестиваля можно обозначить, как стилевой диалог И.С. Баха с музыкой XX и XXI века. В эту страницу фестивального эксперимента вошли концерты «Время Баха», «The Quintessence Saxophone Quintet. Бах и не только…» и джазовая опера «Бах… Кофе… Джаз…».

В Центре современного искусства «Арсенал» через несколько дней после открытия фестиваля публика услышала еще одну трактовку некоторых контрапунктов «Искусства фуги» в собственной интерпретации Московского ансамбля современной музыки. В составе коллектива – заслуженный артист России О. Танцов (кларнет), лауреаты международных конкурсов И. Бушуев (флейта), В. Песин (скрипка), И. Рубинштейн (виолончель) и М. Дубов (фортепиано). Это было камерное, прозрачное и медитативное исполнение, поиск мировой гармонии в звуке.

Музыканты назвали концерт «Время Баха», с целью объяснить и наглядно продемонстрировать публике – все, что было создано после Баха неразрывным образом связанно с его творчеством и во все времена отсылает к нему. Чередование музыки великого немца и современных композиций объединяет ток времени, присущая ему интонация. Например, ритм «Omaggio a burri» («Посвящение Альберто Бурри») современного итальянского композитора С. Шаррино создает образ времени XX века. Натуралистическая концепция этой музыки проявляется в изображении звукового пространства, вызывающего ассоциации с реальностью. Затем следует второй контрапункт «Искусства фуги» и, кажется, что сам И.С. Бах присутствует здесь. Все звучит в полголоса, на piano, словно шепотом, чтобы не спугнуть «тень» маэстро.

Очередной повод для споров вызвала нестандартная постановка джазовой оперы «Бах… Кофе… Джаз…», собственно, это «Кофейная кантата» Баха в головокружительной переработке М. Леончика. И снова смелый эксперимент. На сцене – диалог классики и современности, сюжет который выстроен на исторических и музыкальных пересечениях барокко и джаза. Казалось бы, обычная и простая тема, которая имела значение тогда – имеет значение сегодня. М. Леончик затрагивает взаимоотношение отцов и детей, с точным попаданием в характер времени, в тонкую грань человеческих отношений. Тема существует и сегодня, но музыка Баха уже не отражает характер времени, его дерзость, эпатаж, «упрямый» нрав. Конечно в «бой вступает» напористый и «неровный» ритм джаза – ритм XXI века.

Креатив! – главный аргумент для привлечения молодой аудитории сработал на «ура». Так, одним из кульминационных, определенно эффектных эпизодов фестиваля стал концерт, пожалуй, самого престижного современного ансамбля саксофонистов из Германии «The Quintessence Saxophone Quintet». Установка коллектива – игра без стилистических ограничений, где в единый организм вплетается вечность классики и драйв джаза. Концерты квинтета всегда проходят в неформальной обстановке, и на этот раз музыканты общались (с помощью переводчика) и шутили. Они буквально «зажгли» публику, свободно импровизируя и исполняя известные сочинения И.С. Баха, превращая концерт в шоу. Если в джазовой опере обработка музыкального материала была оправдана и логична, то здесь, за безусловно отточенным мастерством импровизации, свободой движения, и европейским профессионализмом, музыка великого немца была потеряна, скорее, это было попурри в стиле свинг на темы И.С. Баха. А значит, музыка несла совсем иные смыслы.

Еще одной страницей импровизации фестиваля на темы Баха стал экспериментальный цикл нижегородского композитора и пианиста Г.Курскова – «Диалог с Бахом». Это масштабная сюита, написанная в свободной форме, представляет картины из жизни Баха. Особенность цикла в том, что темами для импровизаций выступают мотивы из «Хорошо темперированного клавира» и «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Композитор объяснил, что в цикле он использует стилевые черты барокко в фактуре, украшениях, полифоническом изложении материала.

Особняком фестиваля стал заключительный концерт под названием «Усталая смерть», который вызвал неоднозначное впечатление у публики. Большой зал Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки в этот вечер был наполнен атмосферой нездорового ажиотажа и пафоса. Люди буквально были на старте, лишь бы занять наиболее выгодное, с их точки зрения, место, удобное для просмотра немого художественного кино Ф. Ланга с одноименным названием концерта. Саундтрек к фильму импровизировал органист В. Золотовский, который с точным пониманием драматургии сопровождал сюжет, и в определенной степени сделал его еще более «острым». В результате чего состоялась философско-лирическая притча в духе экспрессионизма. Импровизацию завершил заключительный номер из «Страстей по Матфею» И.С. Баха.

Фестиваль «Другая музыка. Бах» вызвал активный интерес и даже ажиотаж у публики. Что совсем неплохо. Однако, организаторы фестиваля сами «потерялись» в пестроте событий, не заметив явного перевеса «развлекательности», наивно полагая, что публика «хочет потреблять мощный и серьезный продукт», который они сами же сделали «удобоперевариваемым». Возможно «обманулись» и слушатели, которые прикоснулись к осовремененной классике лишь в момент «модного» мероприятия, с целью «покрасоваться» в «элитной городской тусовке», повышая значимость в собственных глазах и глазах окружающих.

Можно соглашаться или не соглашаться с концепцией фестиваля, но его безусловным достоинством был высокий, а иногда и потрясающий уровень профессионального исполнительского мастерства всех его участников, что во многом искупало, быть может, какое-то внутреннее отторжение тотальной модернизации музыки Вечности, каковой навсегда остается наследие великого Иоганна Себастьяна Баха.

Категория: Театральные блики | Добавил: Kohrah (10.04.2016) | Автор: Виолетта Сорокина
Просмотров: 57 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]