Пятница, 17.05.2024, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Культурная? политика Марии Максаковой

Культурная? политика Марии Максаковой

Юбилейный сезон Нижегородской филармонии еще не начался, а в стенах концертного зала уже звучит музыка. 10 сентября с благотворительным вокальным вечером наш город посетила солистка Мариинского театра, а кроме этого депутат и член комитета по культуре Государственной думы Мария Максакова.

Имя оперной дивы сегодня известно уже не одному поколению слушателей, ведь она уроженка знатной династии Максаковых. Уверенный, сильный тембр меццо-сопрано и музыкальную чуткость Мария унаследовала от бабушки - известной советской оперной певицы, солистки Большого театра, народной артистки СССР, её тёзки – Марии Петровны Максаковой, а театрально-сценическую свободу от матери – Людмилы Васильевны Максаковой, любимой многими зрителями актрисы театра и кино.

Поклонники творчества Марии привыкли к образу сильной, вольной женщины, скажем, к образу Кармен, который, как считает она сама, давно за ней закрепился. На этот раз певица решила раскрыться в новом амплуа не только для зрителей, но и для самой себя – романтичной, мечтающей, влюблённой. Артистка призналась, что на смену облика повлияла её встреча с мужем, и теперь в выборе репертуара она делает акцент на любовной лирике.

Помимо прочего, Мария строила программу концерта, опираясь на аксиому Ф. Шаляпина: «Публика любит узнавать, а не познавать», поэтому в этот вечер звучали широко известные песни Б. Мокроусова, И. Дунаевского, Е. Петербургского и М. Блантера. Со сцены певица призналась: «В первую очередь мне хочется вспомнить нашу великую историю и замечательный период советского романса и песни. Я обратилась к сочинениям Исаака Дунаевского, которые и составляют основную часть программы. Это был замечательный, лучезарный человек, которого любили даже конкуренты за его незаурядное дарование и силу таланта. Дунаевский пережил себя, и его творчество будет вечным».

Во многом концерт стал подтверждением сказанному. Песни И. Дунаевского по сей день на слуху, они мелодичны, искренни и содержательны. И сегодня их можно отнести к категории популярных, в них скрыт секрет «неувядаемой свежести». Как говорил сам композитор: «Песня должна быть пронизана огромной покоряющей творческой искренностью. От сердца к миллионам сердец — таков лозунг песни». Вот и Мария решила обратиться к миллионам сердец, подарить слушателям радость узнавания мелодий, которые согревают душу, и буквально подталкивают публику с радостью включиться в процесс исполнения.

Поначалу общая картина концерта создавала впечатление праздника – открытого и душевного. Трогательная история Марии о знакомстве с мужем, их прогулкам по родным для него местам Нижнего Новгорода, проникновенное исполнение песен «Звать любовь не надо» и «Молчание» вызвали острое сопереживание слушателей. Возможно деликатную вдумчивость и непритворную сердечность исполнения, задевающие струны человеческой души определила многолетняя работа М. Максаковой в телепрограмме «Романтика романса». «В браке мне хочется петь о любви. День за днем репетируя, влюбляюсь и в новое произведение, и в супруга» - признавалась она публике. Аудитория искренне радовалась счастью певицы.

Конечно, делая ставку на известном и многими любимом репертуаре, М. Максакова рассчитывала на соответствующий слушательский отклик. Нижегородцы тепло приняли певицу, которой удалось создать в концертном зале уютную, доверительную атмосферу сотворчества. Однако за флёром радушной искренности скрывалась не только культурно просветительская задача. Поначалу немногие обратили внимание на особую мажорную тональность концерта, заданную исполнением «Марша энтузиастов». Строки этой песни давали понять, что в посыле певицы к публике скрывается и художественно оформленная политическая агитация. Что подтвердило и «пение дифирамбов» своему супругу – Денису Вороненкову, как оказалось, члену фракции КПРФ. В результате концерт обратился в завуалированную рекламную агитацию перед предстоящими выборами. Не все в зале догадывались, что Денис Ворненков, тот, кто организовал концерт жены, «воспользовался семейным положением» в политических целях.

Совместная агитационная поддержка – не новинка для этой семейной пары. Подобный концерт состоялся зимой 2016 года в Нижегородском театре оперы и балета им. Пушкина. В этот раз все стало очевидным после выхода Д. Вороненкова на сцену с патетичной речью о военной карьере его предков, семейных ценностях, долге перед Отчизной и вокального продолжения заявленных тем подчеркнуто-патриотической «С чего начинается Родина» и усиливающими чувство щемящей ностальгии «Катюши» и «Синего платочка». Случайность или продуманный ход, который способствует росту рейтинга фракции?

Культура всегда была сильным рычагом, влияющим на многие стороны жизни. Но стоит ли с её помощью повышать личный статус депутата, не имеющего прямого к ней отношения? Вопросов возникает немало, и найти однозначный ответ, наверное, будет не просто. Сегодня все меньше верится в искренность и порядочность политиков, но в отношении с М. Максаковой, которая так отстаивала свои приоритеты: «Думаю, что любая благотворительность осуществляется, в первую очередь, по зову души. Добрые дела, порой творятся и в тишине, но я сторонник публичной благотворительности, потому что это хороший пример для других <…> я считаю, что популяризация культуры – это прекрасная миссия», политическое поведение кажется не безнадежным.

Безусловно, на благотворительных концертах М. Максакова сохраняет свое профессиональное «лицо», оберегая репутацию оперной дивы. Она искренне делится с публикой своей любовью к музыке. В этот вечер певица старалась создать особенно гармоничную и уютную атмосферу в концертном зале. В определенной степени ей это удалось, возможно, благодаря неформальному общению с публикой и музыкантами, и, конечно, грамотно подобранному репертуару.

Что касается исполнения, то певица не «экономила» голос. Яркий, почти пламенный внешний облик М. Максаковой (в этот вечер она в соответствии с ситуацией использовала ярко красный цвет платья с активным декольте) сочетался с мощным голосоведением, что для выбранного репертуара казалось несколько нарочитым. А так хотелось большей легкости, пластики, деликатности интерпретации любимых песен.

В концерте было много приятного. Порадовала выразительная аранжировка песен, сделанная со вкусом выпускником Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, активно работающим пермским композитором Д. Батиным. Сегодня он известен, прежде всего, как автор сочинений для хора, поэтому и на этот раз для музыканта совершенно естественным стало обращение к хоровой партитуре. Для многих слушателей необычный эффект 3 D объема, который внес Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», обрамлявший оркестр и голос М. Максаковой, стал ярким штрихом в аранжировке советских песен. Такой «музыкальный спецэффект» позволил придать звучанию мелодий особую пластичность, тембровое богатство – тот необходимый сегодня уважительный тон к прошлому. Аранжировка Д. Батина помогла подчеркнуть этический смысл песен. Струнный состав камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода», обогащенный звучанием хора, усилил ностальгические интонации, создал особое лирически-осеннее настроение вечера. Дирижёр И. Стольников поддержал заданную праздничную тональность концерта, заряжая коллективы мощными эмоциональными импульсами. В его профессиональной отдаче чувствовалось восторженное настроение от творческого сотрудничества с заметной медийной и политической «персоной».

Несмотря на яркость концерта, радость встречи публики с любимыми мелодиями, остался «политический привкус», который, казалось, чувствовался во всем, и, прежде всего, в нарочитой благотворительности происходящего. Так окончательной «ложкой мёда» для окончательного умиления слушателей в этом наполненном эмоциями и подтекстами концерте стало исполнение «Сормовской лирической» в завершении вечера.

Может быть, это вовсе и неплохо, что сегодня в агитационной гонке наряду с многообещающими предвыборными программами политические партии пользуются культурными технологиями, от которых есть хотя бы эстетическая польза. Возможно, на этот раз, используя всевозможные приёмы художественно-политического пиара, М. Максакова особенно старалась доказать, что её культурная политика существует. А публике в неё остается верить.

P.S. Пока готовилась эта статья М. Максакова оставила пост депутата Государственной Думы.

Категория: Театральные блики | Добавил: Kohrah (18.09.2016) | Автор: Виолетта Сорокина
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]