Понедельник, 25.03.2019, 03:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Кто ищет – тот найдет
Осенний марафон гастролей в нижегородских театрах движется к финалу. И, как водится, в точке «золотого сечения» положено быть кульминации. Один из пиков – приезд московского театра «Школа современной пьесы» с 21 по 23 сентября в нижегородский театр «Комедiя».

Традиционные осенние гастроли крупных московских театров на площадку «Комедiи», которые вот уже который год поддерживаются администрацией города и «Альфа-банком», в этом сезоне материализовались в виде одного из самых динамично развивающихся «в ногу со временем» театров столицы. Более того, современность, актуальность и эксперимент являются своеобразной «визитной карточкой» приехавшего коллектива и непременными условиями для постановки пьес.

Театр «Школа современной пьесы» привез в Нижний три спектакля: «Чайка. Настоящая оперетка» по Чехову, «А чой-то ты во фраке» - тоже по Чехову и «Город» Е.Гришковца. К числу знаковых для «Школы» актеров относятся Ирина Алферова и Альберт Филозов, чей приезд и обещание показать их в парном спектакле «Пришел мужчина к женщине» привлекли толпы нижегородских поклонников. К сожалению и явному разочарованию этих толп, спектакль не был показан. И хотя причина была вполне объективной (думаю, все слышали про несчастье, случившееся с Филозовым), спектакль, привезенный на замену, впечатления не произвел. Правда, несколько утешило опечаленных почитателей таланта Филозова обещание, данное художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, – привезти этот спектакль, когда Альберт Леонидович вернется на сцену.

А пока… одна из трех «школьных» «Чаек» прилетела в «Комедiю». "Чайка. Современная оперетка" - транскрипция в облегченный жанр пьесы Чехова. Как бы хотелось сказать сакраментальную фразу «Все мы помним классически-неувядаемую комедию Антона Павловича»! Увы, для подобного утверждения нет оснований: чтобы воспринять двойной слой насмешки над театральными условностями, нужно было знать основной сюжет пьесы. Половина зала, видимо, не знала, если судить по многочисленным жалобам на запутанность и невнятность происходящего на сцене.

Чеховская «Чайка» в привезенной оперетке – лишь повод для улыбки. Сам жанр настраивает на легковесность, а между тем проблемы, которые поднимает эта пьеска – отнюдь не легковесны. И нужно быть очень тонким режиссером, чтобы пройти по лезвию бритвы между облегченным восприятием и осознанием действительного содержания: ведь как часто мы уже видели прецеденты, когда классический образец, теряя смысл, превращается в китч. К достоинствам «Чайки-оперетки» следует отнести то, что зрители, желающие обрести смысл, могли его найти – в хороших стихах известного и любимого нижегородцами Вадима Жука, в многочисленных аллюзиях и отсылках, во множестве ярких режиссерских находок. Те же, кто не искал, остался при внешней пышности и радовался появлению на сцене Ирины Алферовой: это счастье нам оставили. 
Отдельно о пении. Оперетка всё-таки, все поют. Все - это драматические актеры, пением специально не занимавшиеся. Некоторые - хорошо (Анжелика Волчкова, например, хотя голос у нее не академический, слегка разбитной), некоторые - сумели из никакого голоса сделать интересный (тот же Владимир Качан или Ольга Гусилетова). Некоторые - просто плохо. Без уточнений.

Как сказал на пресс-конференции Иосиф Райхельгауз, «Школа современной пьесы» - единственный театр, где удалась постановка пьесы Евгения Гришковца без участия автора. Удалась, в смысле, пользуется успехом. В собственном помещении «Школы» «Город» ставят в особом расположении зрительного зала, где действующие герои вольно располагаются среди зрителей, отличаясь от них лишь «высотным» положением – разделенность и удаленность людей в урбанизированном мире в спектакле символизируют стремянки, на которые взгромождаются герои, чтобы пообщаться друг с другом. Смоделировать нечто подобное в «Комедiи» удалось, посадив часть зрителей на сцену, лицом к остальному залу. А между двумя этими наблюдающими флангами, на узкой полосе оставшегося жизненного пространства (что вполне отвечает эстетике Города), на своих насестах разыгрывали драму непонимания актеры.

«Город» - действительно современная и актуальная пьеса. Настолько современная, что в разговорах по мобильнику нетрудно узнать себя – вечно спешащего, всегда опаздывающего, не задумывающегося над происходящим настолько, что чужая рефлексия вызывает недоумение. И настолько актуальная, что невольно задумаешься, что будет с этой пьесой лет через десять, когда и формы общения будут другими, и анекдоты эти уже не будут вызывать улыбку. Впрочем, «балалайка», которую виртуозно воспроизвел Саид Багов, останется востребованной всегда, как пример личного мастерства актера.

 

«Город» - удивительная пьеса без начала и конца, без обязательного в классической драматургии «процесса с результатом», ибо каждый волен по-своему отвечать себе на вопрос – что же будет дальше с главным героем, ищущим потерянный смысл жизни. И каждый должен будет на него ответить, потому что все мы живем в Городе.

 

 

Алина Лирина

Категория: Театральные блики | Добавил: Ксения_Новикова (26.09.2006) | Автор: Алина Лирина
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]