Понедельник, 25.03.2019, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Исцеление чудесными апельсинами

Очередная премьера Мариинского театра стала для культурной музыкальной жизни России настоящим событием. На сей раз ставка снова сделана на проверенный тандем французского режиссёра-постановщика Алена Маратра и музыкального руководителя Валерия Гергиева. Альянс Мариинки с Маратра представляется важным этапом в творческом развитии театра. Прошлая постановка оперы Россини «Путешествие в Реймс» (2005 год) стала самой яркой, остроумной и гармоничной работой труппы за многие годы. Спектакль был номинирован на «Золотую Маску» в 2006 году и удостоился наград за лучшую режиссуру и лучший оперный спектакль.

 


Девиз новой постановки оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам»: «Поверить в сказку, чтобы пробудить воображение зрителя». Театральной фантазии режиссёру не занимать! Он мыслит именно сказочными образами, через которые зритель открывает, обретает самого себя.

Собственно сценическое действо начинается уже с третьего звонка. Медленно гаснет свет, а публика уже стремительно погружается в атмосферу волшебного представления. Опаздывающим лучше не заходить в зал, а бежать на галёрку, дабы не наткнуться на участников спектакля - энергичных молодых людей в униформе капельдинеров Мариинского театра. А их, похоже, не волнует начало театрального действа. Начинается показная неразбериха: бесконечно спорят между собою Чудаки, Трагики, Комики, Лирики и Пустоголовые. То и дело бегают они по рядам партера и, наконец, чуть не сталкивают с ног, опаздывающего, как всегда, маэстро Гергиева, который спешит в свою оркестровую яму, и, кажется, даже и не замечает их. Аплодисменты, аплодисменты зала! Занавес открывается, представление начинается…


Взмах дирижёрской палочки, и мы попадаем в бутафорию прокофьевской музыкальной стихии! «Фирменный» стиль композитора Гергиев чувствует необычайно органично и естественно. Партитуре этой оперы он придал особую магичность и красочность. К слову, оркестр выглядел чуть ли не главным действующим лицом премьеры. С блеском сыгранные все эти гротескные скерцо, марши и интермедии соответствовали яркому задору, праздничности и буффонаде сюжета.

Графичным, в духе современного оперного театра, было световое оформление спектакля (художник по свету Паскаль Мера). Костюмы Мирей Дессанжи насыщенно ярки и театрально красивы, а шляпы дизайнера Грегории Ресио вообще смотрелись пёстрым соцветием фетра в триумфальном шествии-марше I акта оперы.

Весьма стильной и безупречной оказалась работа художника-постановщика Даниэлы Вилларе. Она предложила зрителю вакуумное белое пространство, рассекаемое двумя движущимися плоскостями. Занавес всё время поддувается, отчего создаётся эффект мимолетной смены декораций. Сказочность происходящего особенно впечатляет в путешествии Принца и Труффальдино через пустыню, в ходе которого трофейные апельсины увеличиваются, превращаясь в некие «плоды-монстры». Дальше – больше. Из фруктов по очереди выпархивают принцессы в весьма красочных нарядах. Жаль только, что Линетта (Анна Кикнадзе), вышедшая из бутона, вокально не создала образ принцессы, ТОМИМОЙ жаждой. Зато две другие красивые девушки - Николетта, висящая на воздушных шариках (Екатерина Целебровская), и возлюбленная Принца Нинетта, одетая в белое платье с оранжевым зонтиком в руках (блистательная Анастасия Калагина) - были обаятельны и утончённы.

В спектакле снова поют и играют артисты Академии молодых певцов Мариинского театра: французский режиссёр к ним явно благосклонен. Чего стоили одни продолжительные репетиции перед премьерой, когда молодые ребята проживали с Аленом Маратра целую театральную жизнь!

Ипохондрии Принца (Андрей Илюшников), казалось, не будет конца. Наигранное «вокальное» нытьё звучало у него убедительнее, чем здоровый голос в его ролевой ипостаси во второй половине оперы. Труффальдино (Сергей Семишкур) - шутливая личность, доставившая Принцу немало хлопот. Впрочем, при малейшей опасности шут готов спрятаться от всего окружающего мира за двумя огромными подушками, которые таскает с собой (очевидно, на всякий случай). Плевок Принца в Труффальдинову шляпу рождает тяжёлый смрадный дым, поднимающийся, будто после химической реакции. Беззащитный Труффальдино не обижается, однако его больше волнуют жизненные потребности, нежели нелепые прихоти Принца.

В исполнении опытного баса мариинской сцены Геннадия Беззубенкова Король Треф – поистине величественный и жестокий правитель своего государства. Как ни странно, но лучше всех, и вокально, и сценически выглядели «отрицательные» персонажи: элегантная, одетая в чёрное платье, лысая волшебница Фата Моргана (Екатерина Шиманович) и тщедушный Маг Челий (Павел Шмулевич); злая, тощая арапка Смеральдина (Кристина Капустинская), а также претенденты на королевский престол - первый министр Леандр (блестящая актёрская работа Эдуарда Цанги!) и принцесса Клариче (Надежда Сердюк). Но самым комичным, исключительным любимцем публики стала Кухарочка (обаятельный хриплый бас Юрия Воробьёва, наделенного волей костюмера «женскими прелестями»). Почти животное стремление сожрать непрошенных гостей Принца и Труффальдино овладевало ею буквально каждую минуту…

В очередной раз хор Мариинского театра продемонстрировал безупречную дикцию и выразительное пение, театрально воплощая при этом выстроенные трудные мизансцены.

«Для меня важно верить самому и заставлять в это верить других. Я изначально – актёр. Поэтому если я верю, то становлюсь ребёнком». Итак, Ален Маратра поверил в артистический потенциал Мариинского театра. И надо сказать, режиссёр получил ответный, похвальный ход со стороны труппы. Можно поздравить Мариинский театр с ещё одной оригинальной работой, и очередным богатым пополнением в копилку оперного театра Сергея Прокофьева.

Совсем скоро эту премьеру покажут в Москве в рамках Московского Пасхального фестиваля. Так что Валерий Гергиев и не собирается соревноваться с этой постановкой на будущей «Золотой Маске». Сегодняшняя маска - это оценка зрителя. Ему решать, жить дальше спектаклю или нет. А москвичам в начале мая предстоит оценить и сравнить петербургско-французские апельсины с московскими апельсинами Петра Устинова (спектакль ГАБТа).

Сам же Ален Маратра ставить точку нисколько не собирается. Он уже готовит новую премьеру – «Волшебную флейту» Моцарта. Режиссёр, по его словам, находит в последней моцартовской опере много общего с прокофьевской. Будет очень интересно увидеть новое театральное решение оперного режиссёра.



Виктор Александров, Санкт-Петербург

 

Категория: Театральные блики | Добавил: Анна_Калягина (30.05.2007) | Автор: Виктор Александров
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]