Каталог статей
Главная » Статьи » Театральные блики |
Евгений Онегин-главный герой в опере «Евгений Онегин». Тавтология или новое открытие?
В этой версии драматургия оперы полностью изменила свой облик. Режиссер сместил акценты. Чайковский видел главной героиней старшую из сестер и изначально предполагал назвать оперу «Татьяна». Но в итоге Петр Ильич отказался от этой затеи и оставил название А.С.Пушкина. Современный режиссер решил выдвинуть на первый план самого Евгения Онегина. С этой целью он убрал несколько содержательно важных линий и образов. Удивило полное отсутствие рассказа няни о своей молодости, что явно уменьшило ее роль в жизни Тани Лариной. Сюжетная линия Ольги и Ленского изменена: неоднозначным становится отношение младшей сестры не только к Владимиру, но и к Евгению. В какой-то момент возникает ощущение, что Ольга увлечена не молодым юношей-поэтом, а петербуржским дэнди… Необычно решена и сцена дуэли. Действо происходит в полумраке - непримиримые враги сходятся по команде секунданта и спустя несколько затянутых секунд напряженного ожидания раздается приглушенный выстрел. Неожиданно на сцене появляются Татьяна и Ольга и после ответа на вопрос «Убит? - убит», - младшая сестра падает в обморок. В темноте публике не видно, кто именно погиб, поэтому об исходе этой роковой встречи неискушенный зритель узнает только в начале следующей картины. Последняя сцена захватила публику своей интимностью, камерностью и трогательностью. В дуэте Татьяны и Онегина артисты с удивительной психологической достоверностью выразили, с одной стороны, безмерное, всепоглощающее чувство любви друг к другу, с другой - невозможность осуществления этой мечты. Эти переживания находят отражение в музыке: обе партии построены по типу классических мелодических волн с экспрессивным нарастанием и драматическим спадом. И все-таки Татьяна остается с Греминым: «Но я другому отдана, я буду век ему верна». Изначально в опере существуют два параллельных мира: провинциальная усадебная жизнь и светское общество. Первое действие происходит в усадьбе Лариных. Крестьянский быт представлен очень реалистично. Находкой режиссера стали два маленьких сельских мальчика. Они выглядели очень мило и своим наивным поведением прекрасно вписывались в деревенский уклад, олицетворяя полноту жизни. Но мир светского общества режиссер делает более весомым. 1 действие открывается не вступлением, как это традиционно принято, а экосезом, танцем высшего общества, тем самым воплощая замысел Д.Суханова выдвинуть Евгения Онегина на первый план. Жизнь светского общества представлена и в третьем действии на балу у Гремина. Совершенно другие приоритеты и представления о жизни. Люди этого сословия более амбициозны и высокомерны, привычны скрывать свои эмоции, но с другой стороны, образованные и интеллигентные. Отличается и хореография. Здесь уже не вальс и мазурка, как было на именинах Татьяны, а экосезы. Возведение на пьедестал Онегина с его аристократическими наставлениями и высокомерием совершенно уводит нас от чистых, доверчивых, наивных и настоящих чувств. Но как это соотносится с основной идеей Чайковского воспеть настоящую и самую сильную любовь не сословий, а двух неравнодушных сердец?! Очень символично были подобраны костюмы: простое белое платье Татьяны, символизирующее чистоту и невинность, круглые очки Ленского, олицетворяющие беззащитность юного поэта. С другой стороны, - пышные, яркие, дорогие платья и костюмы на балу у Гремина, как воплощение мнимого превосходства… Главная составляющая часть оперы - музыка - произвела яркое впечатление на публику. В конце спектакля зал аплодировал стоя. Зрители щедро наградили овациями исполнителей главных героев. Алексея Кошелева, сыгравшего надменного и одновременно искренне влюбленного Евгения Онегина, Светлану Ползикову – ту самую молчаливую, кроткую, но в душе пылающую и смелую Татьяну. Романтичного, восторженного Ленского - Михаила Меньшикова и беззаботную, веселую и отчаянную Ольгу - Ольгу Борисову. Между оркестром и солистами в этот вечер не получилось желаемого баланса. Это была не самая лучшая работа музыкантов. Оркестр несколько раз пытался «догнать» хор. У певцов, в свою очередь, тоже были досадные огрехи, но доброжелательная публика простила музыкантам эти промахи, воодушевленная новизной режиссуры и театральной игрой артистов и наградила всех исполнителей громкими аплодисментами. Гениальная музыка Чайковского жива до сих пор и до сих пор трогает до глубины души! Имеет ли право режиссер посягать на замысел и структуру произведения композитора? На этот вопрос ответить сложно, тем не менее «Евгений Онегин» Дмитрия Суханова вызвал много эмоций, как положительных, так и отрицательных. Но самое главное то, что никого из зрителей он не оставил равнодушным. Татьяна Дьяченко Нижегородская консерватория, 1 курс | |
Просмотров: 733 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |