Пятница, 22.03.2019, 19:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Демократизация или… деградация? Полемические заметки.

В этом сезоне в репертуаре нижегородского театра «КомедIя» появился необычный спектакль: мюзикл-комикс известного эстрадного композитора и продюсера Кима Брейтбурга, написанный в содружестве с поэтом-песенником и либреттистом Евгением Муравьевым - под говорящим названием «Леонардо».

Кто не слышал имени великого итальянского ученого - изобретателя парашюта, катапульты и телескопа и художника эпохи Возрождения, подарившего миру «Даму с горностаем», «Тайную вечерю», «Мадонну с младенцем» и загадку многих веков – «Мону Лизу»…

А что, по сути, мы знаем о личности Леонардо да Винчи? Остались размытые воспоминания современников, зашифрованные дневники самого гения, дошли до нас, порой противоречивые, факты его биографии. Все это и по сей день дает почву для споров и легенд. И вот - одна из них.

Милан конца 14 века. Коварный священник Савонарола хочет предать Леонардо суду инквизиции, но для этого нужны доказательства его неблагонадежности. Он знает, что у художника есть тетради с тайными записями. Но как их достать? Бедной девушке Джоанне ставят условие: спасти из заключения свою мать она сможет, лишь выкрав рукописи да Винчи. Так в доме Леонардо появляется еще один ученик – Джованни…

- Однажды у меня на пороге возник мой соавтор Е. Муравьев, с которым было написано много песен, - вспоминает заслуженный деятель искусств России Ким Брейтбург. - Узнав о том, что я обратился к жанру мюзикла, он решил предложить мне сюжет, который отчасти связан с известным романом Д. Мережковского. Мне показалось, что это может быть интересно. Творческий процесс затянулся на год, после чего началась кропотливая работа над клавиром, аранжировками и записью несколько номеров, с которыми мы и познакомили директора театра «Комедiя» Д.И. Коновалова. Он принял наше предложение о сотрудничестве.

Почему мы избрали для российской премьеры именно Нижний Новгород? Нам показалось, что этот большой город - культурная столица Поволжья – может стать центром притяжения новых идей и свежих артистических сил. Это подтвердилось сразу же во время двух кастингов, которые мы провели. Пришли прослушиваться молодые артисты с хорошими творческими задатками и здоровыми амбициями. Заметно выделялись выпускники и студенты Нижегородской консерватории. Мы отобрали лучших из них на главные партии. Во всех массовых сценах и хорах опирались на труппу театра – очень крепкую и слаженную. Надо сказать, что в мюзикле могут принимать участие только «универсальные солдаты», которые могут все - танцуют и поют, хорошо говорят, всегда органичны и мобильны.

 Кроме науки и живописи, у Леонардо есть потаенная любовь к жене флорентийского торговца тканями Моне Лизе дель Джоконда, живущей по соседству. Кажется, быть вместе им не суждено: Леонардо уезжает на долгий срок из города, не успев проститься с любимой.

По возвращении он узнает, что Лиза Герардини покинула их родную улочку. Горю художника нет предела. И ничто уже не может изменить случившегося. Но внезапно появляется Джоанна, а вместе с ней…

 Для артистов работа оказалась кропотливой, изнуряющей, но очень интересной и полезной. Многие партии в мюзикле достаточно сложны. Так, например, партия Мона Лизы, помимо того, что исполняется академическим вокалом, имеет диапазон в две октавы. А от исполнительницы требуется еще и актерская убедительность.

- Я впервые вышла на большую театральную сцену, - рассказывает студентка консерватории Ирина Сидорова (Мона Лиза), - Оказалось, что уверенно стоять на этом черном полу очень непросто. Пришлось и попотеть и поплакать. Это достаточно сложная работа, которая отнимает много сил и времени. Бывали репетиционные дни, когда выходишь на сцену один раз и только на 5 минут, но в напряженном ожидании проводишь весь день.

Я не знала элементарного – даже того, что нельзя поворачиваться спиной к залу. Конечно, это придет с опытом. Главное - я поняла, что нужно перестать бояться, следует быть открытой по отношению партнеру, освободиться от зажимов…

- Хватать приходится все на лету. Если ты чего-то не умеешь, то постигаешь в процессе, а если не выполняешь все в полной мере, то лишаешься этой роли, - говорит исполнитель заглавной партии Артем Брехов, - Работа над этим спектаклем шла по так называемому европейскому образцу, где принципиально важна четкость. Мы же привыкли к тому, что можем импровизировать в любой момент. Команда, работавшая с нами, принципиально не принимала такой позиции. Должно быть все четко, включая эмоции и степень их подачи. Когда я задаю постановщикам вопросы по Станиславскому, мне отвечают: «Не забивай себе голову. Это другой жанр. Просто выполняй задачу, а как ты для себя это оправдаешь или не оправдаешь – это твое дело. Но ни одного лишнего жеста, ни одного лишнего слова не должно быть».

Работали мы каждый день и постепенно привыкли к жесткой дисциплине. Поначалу связки у нас очень уставали. Но это как в спорте - если первую неделю еле на ногах держишься после больших нагрузок, то затем набираешься сил. Я каждый день приходил на репетицию в уверенности, что все спою и сыграю. И когда спрашивал, как я спел, мне отвечали «как обычно», потому что выработался навык.

Режиссер-постановщик и балетмейстер Н. Андросов признался, что и для него рабочий процесс был непростым:

- Возникали трудности творческие, потому что начинающих артистов приходилось обучать абсолютно всему: как надеть костюм, какой сделать грим, как вести себя на сцене и взаимодействовать с партнерами, как работать с микрофоном… Выпуск спектакля всегда сопровождается проблемами, и мы приезжаем, чтобы их решать. На мой взгляд, возможности театра были использованы на 200%. Обычно подобный спектакль требует более мощных ресурсов и то, что мы сейчас видим на сцене, достигнуто гигантскими усилиями. Поэтому успешное окончание работы для всех нас – настоящее чудо.

После 5 месяцев ежедневной работы в театре состоялся генеральный прогон спектакля, на который собрался полный зрительный зал. Два часа завораживающих, легко запоминающихся мелодий заслужили долгие овации зрителей.

Но испытания не закончились ни в этот вечер, ни после успешной премьеры. Театр «Комедiя» затопило за несколько часов до начала второго спектакля. В воде оказались не только сцена с декорациями, но и весь реквизит, а также дорогостоящее световое и звуковое оборудование. Ущерб, казалось, был невозместимым, но прошла ровно неделя, и герои мюзикла вновь вышли на подмостки.

Приглушенный свет фокусирует наше внимание на занавесе с репродукциями картин Леонардо да Винчи.

 И, как только он поднимается, зал погружается в атмосферу безудержного веселья. Мюзикл открывает массовая хоровая сцена «Веселись, пока живой». Она рисует картину уличного гулянья. 

Наш любимый герцог Моро

Спит с женою, но с чужой,

Все жена узнает скоро, 

Веселись, пока живой!

 Вдруг появляется разъяренный Савонарола (Л. Гусаров). Он давно охотится за Леонардо. Предать бы его священному огню инквизиции! Звучит песня «Все исцеляется огнем» под динамичную пляску хора, а красный свет, озаряющий охапки хвороста, усиливает зловещую эффектность номера.

Первая песня Джоанны «Месть» в исполнении М. Гиоргадзе звучит очень ярко, с сильным эмоциональным накалом. А легкий оттенок народной манеры в ее голосе дает определенный шарм и помогает актрисе достовернее передать образ девушки из низших слоев. Что же касается музыки, то эту песню вполне можно изъять из контекста мюзикла и использовать как самостоятельный эстрадный номер. Она, наверняка, стала бы хитом.

Дом Леонардо представлен в виде деревянной многоярусной площадки, которая будет использоваться на протяжении всего спектакля: мольберты с эскизами, скамейки, стол. На заднем плане висит картина «Тайная вечеря», которую художник никак не может закончить...

История разворачивается стремительно, а спектакль изобилует постановочными эффектами. Кузнец Зороастро (з.а. РФ С. Бородинов) то разъезжает на велосипеде, то крутится в колесе – еще одном изобретении да Винчи… Ангелы машут крыльями, изображая полет, о котором мечтает Леонардо…

Придворные герцога Моро залихватски поют, сопровождая это характерными танцами и движениями: 

Размер не имеет значения,

Только известно давно:

Размер не имеет значения

Для тех, кому все равно.

  И вот тут мне хочется остановиться. На протяжении всего действия нарастало ощущение двойственности, с которой воспринимается шоу. Яркое, эффектное, зрелищное – безусловно. Но при этом создается впечатление, что авторы и постановщики намеренно облегчают роль публики: размышлять здесь не о чем, испытывать глубокие чувства – нет повода, зато рассеяться, развеяться, развлечься вы можете сполна. Для пикантности восприятия в спектакле подчеркнуто все плотское, что как будто и не противоречит настроению эпохи Возрождения, но не сопряжено с ее интеллектуальной и духовной глубиной.

  Конечно, не все в спектакле так однозначно, и есть несколько сцен, решенных в более возвышенном ключе. Например, дуэт Моны Лизы (И. Сидорова, М. Елизарова) и Леонардо (А. Брехов, Д. Лазарев), выделяется на общем фоне спектакля. Он погружает нас в атмосферу чистой высокой любви. Это ощущается даже в самой мизансцене, когда герои поют на верхнем уровне помоста, а за их спинами - небо с мерцающими звездами. Все это создает атмосферу чего-то волшебного и сокровенного. О любви, которой не было, поют герои, и возникает более сложный контекст, более тонкое понимание этой истории.

  Запоминается эпизод, когда звучит песня «Художник», и герои встают в проемах огромных позолоченных рам. Они на миг становятся собственными портретами – Джоконда, герцог Моро, Джованни и Беатриче. А придворные в это время танцуют в стиле сарабанды.

Хорошую актерскую игру демонстрирует Дмитрий Крюков в номере «Власть». Его герцог Моро - харизматичный предатель, резкий и двуличный, он готов на все ради того, чтобы повелевать людьми.

Временные рамки истории иногда нарочно размыкаются постановщиками, и тогда возникает, например, ансамблевый номер «Не упусти свой шанс», в котором актеры изображают «отвязных рок-музыкантов».

 Особенно запоминается персонаж В. Клапатюка, который катается по полу, бегает по сцене и залу, и даже разбивает вдребезги свою «гитару».

Интересно решена концовка спектакля: финалов у комикса оказывается два – это массовые номера «Там, где счастливо сердце» и «Я не расстанусь с тобой», после чего, конечно же, выстреливают хлопушки с блестящим конфетти. Ощущение праздничной феерии достигло своего апогея, и зал взрывается долгими несмолкающими аплодисментами и криками «браво!»

Шоу завершено, но вопросы остаются. Нет, не о самой истории – она проста и к размышлениям не располагает. Хотелось бы понять побуждение постановщиков максимально облегчить спектакль. Он ведь и в афише заявлен как комикс-мюзикл.

- Если бы мы, как авторы и постановщики, взялись делать этот спектакль в серьезном ключе, попытавшись в мюзикле воплотить всю глубину и величие личности Леонардо, это было бы просто смешно, - объясняет Ким Брейтбург в радиоэфире. - Мы заранее понимали, что жанр мюзикла не позволит нам этого сделать. Это фантазия на тему краткого периода жизни Леонардо. Мы затрагиваем серьезные темы, но очень мягко, неглубоко. Для нас важнее яркость, динамика, запоминающиеся мелодии, шоу. В мюзикле существуют некие типажи, которые определяются моментально, и публика их понимает и принимает. Также нужно не забывать, что это синтетический жанр и информации подается сразу много, а мы хотим быть понятыми с первого раза, чтобы зрители не ушли в недоумении от показанного. Они не должны чувствовать себя какими-то недотепами, что не поняли чего-то, ведь это неприятно. Так что мы сделали этот мюзикл для публики, а не для самоутверждения».

Мюзикл «Леонардо» смотрится и слушается очень легко, на одном дыхании. Он, действительно, понятен и доступен каждому, даже самому неподготовленному зрителю. Но, может быть, даже стремясь к предельной демократизации, стоит адресовать спектакль и тем, кто готов вдумываться? И для этого – закладывать более глубокий смысл? Иначе не приведет ли демократизация к деградации?

Хочется пожелать спектаклю, в который вложено столько сил и желания порадовать публику, долгой и успешной жизни. А нам всем – театрального искусства, в котором демократичность подачи естественно и легко сопрягалась бы с глубиной содержания.

Категория: Театральные блики | Добавил: Admin (07.04.2012) | Автор: Ксения Лазунина
Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]