Пятница, 22.03.2019, 19:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Большая оперетта в Камерном театре

Одна из самых популярных оперетт в мире - «Граф Люксембург» - поставлена в Нижнем Новгороде.  Блестящее создание Франца Легара и трех либреттистов (Альфреда Вильнера, Лео Штейна и Роберта Боданцки)  переносит нас в Париж  и увлекает историей любви художника и актрисы. Герои оказываются в парадоксальной ситуации, когда свадьба предшествует знакомству, а счастливая жизнь вдвоем начинается в день предполагаемого  развода.

Для постановки спектакля в Камерном музыкальном театре была приглашена творческая группа из Санкт-Петербурга. Художник Кирилл Пискунов словно разомкнул сценическое пространство вглубь и вширь, что дало возможность выстроить яркие и увлекательные массовые сцены и развернуть настоящую танцевальную феерию. Синее небо вечернего Парижа и наклоненный силуэт Эйфелевой башни, будто бы увиденной глазами подвыпивших гуляк, веселящихся на карнавале. Режиссер Сусанна Цирюк – одновременно автор сценической редакции и либретто – погрузила известный сюжет в стихию карнавала. Таким образом, авантюрная история, затеянная  Базинелли  (в этой версии русский князь стал темпераментным итальянцем), разворачивается на фоне непрекращающегося  хоровода масок. Они выбегают с разных сторон, пляшут на мосту, возвышающемся над сценой, увлекают за собой героев и создают впечатление стремительного, красочного, лихорадочно-веселого действа. Задорно подпрыгивая, словно воплощая в себе всю легкость и изощренность сложнейшего жанра, проносятся пары: банты и перья, причудливые шляпы, пышные юбки, смеющиеся лица… Балетмейстер Александра Тихомирова создала грациозный и яркий пластический рисунок спектакля, а артисты балета и Театра танца «Солнечный бестселлер»  убедительно воплотили его. В оперетте танцы  - один из важнейших компонентов, который влияет на атмосферу всего спектакля,  и актёрам удалось передать настроение безмятежной веселости, которая позволяет  преодолевать преграды на пути к счастью легко и азартно.

Стихия  карнавала,  мелодическое богатство музыки, интригующий сюжет – вот всё, что нужно чтобы завлечь зрителя в удивительный мир оперетты! Каждая деталь оформления задорно обыграна, для диалогов найдена увлекательная оправа, для каждого персонажа — детали, делающие их незабываемыми. Даже Рене Люксембург – главный герой – в первом действии щеголяет в костюме Арлекина, и эта карнавальная раскованность придает действию легкую пикантность и окрашивает его юмором. От исполнителей этой роли (Артем Брехов и лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Александр Шалунов) требуется вокальное мастерство и сценическое обаяние, что присутствует в полной мере. Однако, хотя оперетта и не требует подробной психологической разработки характера, главному герою не хватает убедительности в сценах, рисующих первые признаки влюбленности,  сердечное волнение и переходы от надежды к отчаянию.

Лада Карионова  (Анжель Дидье), с ее нежным и светлым сопрано, женственна и изящна во всех проявлениях чувств, которые побуждают ее героиню отказаться от положения в свете и денег ради любви.  Особенно запомнилась сцена, где Анжель и Рене с завязанными глазами пытались найти друг друга. Мягкий лиризм, присущий певице, придал этому эпизоду романтическую красоту. Еще одна  исполнительница этой роли – Марина Бойчевская – подчеркивает то, что Анжель – актриса. Ее героиня  чуть-чуть капризна и  кокетлива, это женщина, привыкшая к поклонению и восхищению. 

Несомненная удача спектакля – образ темпераментной Клементины Кокози, в которую превратилась  графиня Стаса Кокоцова  из оригинального либретто. Лариса Назарова играет эксцентричную немку, то и дело выхватывающую револьвер. Она переполнена жаждой любви и муками ревности, но актриса окрашивает исполнение легкой иронией, что делает гротесковую манеру игры органичной и убедительной.

Заслуженный артист России Сергей Миндрин  исполнил роль князя Базинелли тоже в гротесковом стиле. Он выстраивает  речь и пластику героя на перепадах от дряхлости к показной молодцеватости.  Очарованность молодостью и красотой буквально преображают князя: он делает «колесо», лихо отплясывает польку вместе с Жюльеттой, подбрасывает ноги в  задорном канкане.

Менее убедительна свита князя: желание рассмешить публику приводит к слишком аффектированной манере игры, в то время, как оперетта требует от актеров изящества и даже грациозности. В этом смысле особенно запомнился  дуэт Армана ( лауреат всероссийских и международных конкурсов Вячеслав Резниченко) и Жюльетты (Мария Елизарова).  Ссоры и примирения их героев были элегантно-комичны, а сцены любви сыграны с трогательным лиризмом. Музыкальность актеров проявилась не только в собственно вокальных, но и в танцевальных номерах. Нужно подчеркнуть, что Камерный театр на протяжении двадцати лет своего существования стремится формировать труппу именно из таких синтетических исполнителей: многие молодые солисты танцуют наравне с балетом, в то время как артисты балета нередко бывают  задействованы в драматических сценах.

Постановщикам спектакля пришлась по душе такая пластичная,  хорошо оснащенная труппа. Но были и серьезные затруднения, связанные с тем, что этот молодой театр, находящийся на скудном городском бюджете, не может позволить себе содержать собственный оркестр. Все спектакли и концертные программы идут в сопровождении инструментальной фонограммы, и «Граф Люксембург» не стал исключением. В записи участвовал симфонический оркестр Нижегородской филармонии под управлением дирижера из Санкт-Петербурга Александра Гойхмана. 

Хотелось бы отметить и некоторую языковую небрежность, допускаемую в спектакле. «Не заморачивайся», - советует главный герой своему другу в духе современной уличной лексики. Князь Базинелли очень выразительно присвистывает при виде бывшей возлюбленной,  и публика легко улавливает намек на ненормативные словечки в его темпераментных междометиях. Есть ли резон так упрощать легкий, но отнюдь не простой жанр? Ведь существует понятие классического стиля, и его никто не отменял, в какую бы эпоху  ни ставился спектакль.

«Зритель должен переживать», - об этом мечтал сам Легар. Как ни условны сюжетные  перипетии в опереттах, чувства в них кипят самые подлинные. Возможно, именно этой заразительной искренности пока не хватает в спектакле Камерного театра. Он воспринимается как праздничное, нарядное, беззаботно-радостное представление, которое могло бы воздействовать на нас сильнее, если бы ярче была подсвечена лирическая подоплека истории.

Тем не менее, эта премьера стала событием для публики и новой вехой для самого театра. Оперетта испытывает сейчас острую потребность в обновлении средств выражения, в более глубоком проникновении в современность, в утверждении новой эстетики. Возможно, «Граф Люксембург» стал творческой лабораторией, в которой и создается новый облик вечно молодого и неизменно популярного жанра.

Категория: Театральные блики | Добавил: Admin (07.04.2012) | Автор: Наталья Винокурова
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]