Пятница, 22.03.2019, 19:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Встреча с Арменией
23 октября в большом концертном зале консерватории вновь выступали «Солисты Нижнего Новгорода». И снова с сюрпризом: на этот раз они потрясли нижегородцев  музыкой армянских композиторов (концерт был посвящен 1600-летию армянской письменности). Вдохновителем и автором идеи этой концертной программы явился Павел Яковлевич Герштейн, под чьим руководством эта программа звучала в городах России, Баварии, северной Рейн-Вестфалии. Концерт стал настоящим открытием для всех собравшихся в зале, подтверждением чему стал необыкновенно горячий прием слушателями новой музыки. 

Накануне концерта состоялась творческая встреча с композитором Степаном Григорьевичем Шакаряном. Примечательно, что 70 лет назад 23 октября не стало великого армянского композитора Комитаса. В тот же день родился Степан Григорьевич Шакарян. Случайно ли это?... II отделение концерта дирижер начал с исполнения произведения Шакаряна «Поэма памяти Комитаса». 

- Скажите, Степан Григорьевич, Вы – потомственный музыкант? 

- Мой дедушка был музыкантом, он играл на народных инструментах. Сын тоже связал свою жизнь с музыкой. Он – композитор, пианист и исполнитель на ударных инструментах.

- Расскажите, пожалуйста, о каких-нибудь наиболее ярких и интересных событиях, которые происходили в Вашей жизни в годы учёбы?

- Сначала я учился в Ереване у Эдварда Михайловича Мирзояна, затем в Москве у Арама Ильича Хачатуряна. Со мной учился будущий знаменитый композитор Авет Тертерян. Учась в Московской консерватории, я прошёл курс гармонии, а когда перешёл учиться в Ленинградскую консерваторию, встретил в коридоре педагога по гармонии, знаменитого Ю.Н.Тюлина. Он спросил, собираюсь ли я приходить на уроки, так как московская и ленинградская школы – отличаются. Я пришёл, он дал мне мелодию, и я сделал 12 вариантов её гармонизации. Профессор был весьма потрясён. 

- Какую музыку в основном Вы пишите?

- Моя жизнь – это оркестр! Я и себя мыслю в оркестровом звучании. Поэтому большинство произведений написано  именно для него. При том не только для классического симфонического оркестра, но и для джазового.

- Какие жанры Вам интересны?

- У меня есть произведения для симфонического оркестра. Три симфонии: 1 – «Концерт для оркестра», 2- «Хореографическая симфония», а третья – просто симфония (улыбается – М.М.). Симфонические поэмы «Армения», «Ария» и др. Я писал и сочинения для камерного оркестра: две сюиты «Армянские танцы», Французский квинтет, есть хоровые сочинения и многое другое.

- Премьеры каких произведений прозвучали в последнее время?

- 11 и 12 октября 2005 года в Ереван приезжал оркестр В. Спивакова. Была исполнена пьеса «Зов отечества». В основе этой композиции лежала идея прошлого, настоящего и будущего. Начиналась она церковным песнопением «Шаракан» и в конце звучало произведение «Крунк» («Журавль»). Это был успех! Зимой прошлого года в Костроме была исполнена вторая сюита «Армянские танцы», посвященная первому исполнителю, дирижёру Павлу Яковлевичу Герштейну.

- Приходилось ли Вам писать произведения на заказ?

- Да. Для открытия французского посольства в Ереване мне заказали написать музыку. И я предложил их вниманию французский квинтет (ретро) «Впечатления первого дня». Имеется в виду впечатления от самой Франции. 1 часть – «Утро», как бы пробуждение города. Сольный эпизод виолончели имитирует голос Эдит Пиаф. 2 часть – «Прогулка», прогулка по городу. Я использовал песню, известную в исполнении Ив Монтана «Парижские бульвары» и армянский танец в противопоставлении. 3 часть – «Сон». После того, как сочинение было прослушано, мне сказали, что я упустил самую главную часть – это ночной Париж! Что уж тут поделать, пришлось дописать 4-ю часть, которая получила название канкан «Фоли-берже». 

- Часто ли исполняются Ваши произведения и где?

- Исполняются в разных странах: и в Америке, и в Германии, а вот теперь и в России.

- Как Вы относитесь к русской музыке?

- С восторгом слушаю музыку М. И. Глинки и композиторов «Могучей кучки». Вся любовь к русской музыкальной культуре отразилась в моей инструментовке 10 романсов русских композиторов. Так же у меня есть пьеса-шутка под названием «Иван Иванович» - эта зарисовка на рояле изображает, как звучит балалайка.

- Скажите, пожалуйста, как давно Вы сотрудничаете с Павлом Яковлевичем?

- По-моему, на этот вопрос лучше ответит сам Павел Яковлевич. 

Дальше на вопросы отвечает П.Я.Герштейн: 

- Наша совместная работа началась с 2003 года, в год столетия со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна. Я решил дать концерт, посвящённый его памяти, но исполнять в очередной раз «Маскарад» мне показалось банальным. Попечитель Костромского симфонического оркестра Армине Джуваликян – родственница Степана Григорьевича. Благодаря ей я познакомился с этим замечательным человеком. С этого момента и началась наша совместная деятельность. В прошлом году зимой состоялся новогодний концерт в Костроме из произведений Генри Манчини и Степана Шакаряна. Прозвучало первое исполнение второй сюиты «Армянские танцы».

- Почему Вы решили дать концерт в городе, в котором учились?

- Это покажется странным, но я, увы, очень редко выступаю в Нижнем Новгороде. Я чаще дирижирую в Москве, Новосибирске, Красноярске, Минске и других городах России и за рубежом. К сожалению, ни разу не выступал в Перми, в городе, где я родился. А иногда очень хочется показать своим педагогам и студентам то, что делаешь, чего уже добился в творчестве. В каком-то смысле, отчитаться. 

- Почему Вы выбрали именно эту программу?

- Я влюблён в эту программу! В музыке главное, чтобы она шла от сердца к сердцу. Задача дирижёра состоит в том, чтобы донести до музыкантов образное содержание, чтобы технологические приемы игры служили художественным задачам исполнения. Необходимо, чтобы музыканты тоже влюбились в исполняемую программу. Музыка является действительно шедевром, если  она может растопить сердца исполнителей и слушателей, а эта музыка – именно такая! Программа построена по принципу контраста: в первом отделении – серьёзная драматическая музыка Э. Мирзояна; второе отделение – сочинения Степана Григорьевича Шакаряна – армянский джаз, лирика, обработки армянских народных песен.

- Скажите, а существует ли запись произведений Шакаряна?

- Пока нет, но в ближайшее время я собираюсь записать компакт-диск в Костроме, со своим симфоническим оркестром.
Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Admin (26.10.2005) | Автор: Макарова Мария
Просмотров: 289 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]