Пятница, 22.03.2019, 19:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

V Всероссийский открытый конкурс дирижёров - учащихся музыкальных училищ и колледжей

Историческая справка

Первый конкурс (2005 год) проходил в рамках хорового фестиваля имени Льва Сивухина, внесшего большой  вклад в развитие отечественного хорового искусства. Предполагалось, что конкурс не выйдет за рамки регионального, однако уже тогда он вызвал живой интерес со стороны учебных заведений среднего звена. В итоге откликнулись тридцать три участника из 16 городов.

       С 2009 года конкурс проводится ежегодно в статусе Всероссийской олимпиады. «Нижегородская консерватория – единственная в стране, проводящая олимпиады данного статуса. В них участвуют уже избравшие музыкальную профессию молодые люди, обучающиеся в музыкальных училищах и колледжах» - сказал в одном из интервью ректор Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, Э.Б. Фертельмейстер. «Поскольку во всей стране обучающихся на теоретических и дирижерских отделениях училищ и колледжей немного, мы делаем рассылку приглашений буквально во все ссузы и неизменно получаем активный отклик и желание участвовать». Если в прошлом году в олимпиаде участвовали 23 музыканта из 11 музыкальных училищ  и колледжей России, то в этом году на конкурс приехали 30 студентов из 15 учебных заведений.

В чем своеобразие этого конкурса?

«Почему ни одна консерватория, ни один ВУЗ не проводит конкурсы в таком виде, как у нас,  так часто? Есть олимпиады хоровиков, которые проводит Московская Хоровая Академия. Но они, по сути, напоминают вступительный экзамен. Первое испытание – это дирижирование под рояль. Затем участники показывают свое умение в сольфеджио, гармонии и т.д. А вот предоставить каждый год для работы конкурсантов коллективы  - это уникальное явление, на мой взгляд. Потому что ни один город, ни один ВУЗ такого позволить себе не может. Найти хоры, которые будут обслуживать конкурс очень сложно». (Незаменимый дирижер концертного хора мальчиков А.Ю. Орлов, на плечи которого легла вся информационная нагрузка о конкурсе) 

Цели и задачи конкурса

А.Ю. Орлов: «Кроме тех задач, которые определены на сайте (выявление талантливых музыкантов; развитие их научно-творческих и художественных способностей; сохранение традиций отечественной музыкальной культуры), одной из задач можно назвать – общение между педагогами регионов. Такие встречи происходят не так часто, и нет возможности узнать, что на местах происходит. Поэтому, чтобы суметь при возможности и необходимости поддержать, тоже нужны такие встречи.

В.А. Куржавский: «Большое значение имеет общение на этом форуме и для конкурсантов, так как они приезжают в одну из лучших консерваторий России, где мы их тепло встречаем. Главное – не выиграть, а проверить свои силы и ориентировку (правильно ты двигаешься или нет, где ты находишься, на каком месте). Два тура проходят многие (в этом году все участники были допущены до работы с женским хором), а в 3 туре мы уже решаем, кто достоин.

       «Можно добавить, что все призеры и лауреаты конкурса имеют право поступления в консерваторию без вступительных экзаменов. Соответственно консерватория имеет приток не просто хороших абитуриентов, а абитуриентов, которые прошли через конкурсный отбор и проявили заинтересованность в этой профессии». (А. Орлов) Мы не ошиблись в тех, кто попал к нам как лауреаты. Они достойны этого звания. К примеру, Артем Гладков был лауреатом этого конкурса, а сейчас он дирижер в Астрахани в оперном театре».

Привилегии лауреатов

Э.Б. Фертельмейстер: «Победители и призеры поступают в консерваторию не только без ЕГЭ, но и без прохождения творческих испытаний. У нас, как и у коллег, тоже есть проблема: лучшие кадры уезжают в столичные вузы. Конечно, мы заинтересованы в талантливых и перспективных студентах, поэтому наш Ученый совет принял решение назначать победителям и призерам повышенную стипендию на первый семестр и освобождение от платы за общежитие – также в течение первого семестра. Возможно, это не слишком большие привилегии, но мы стараемся в меру возможностей создать комфортные условия для талантливых ребят».

Какие задачи ставят перед участниками каждый из туров?

А.Ю. Орлов:  «Первый тур – дирижирование под рояль. Исполняются два произведения (одно – для хора а капелла, другое – с сопровождением). Второй тур – работа с женским хором. Она предполагает знание хормейстерских задач и умение управлять хором. Это, естественно сложнее. Третий тур – это уже работа со смешанным хором. Еще более высокая ступень.

       Получается так, что первый тур открыт для всех, начиная с учеников первого курса. Насколько ты можешь руками справиться с произведением, управлять – это во-первых. Во-вторых, отобразить все, что касается художественных задач в этом хоре. Второй тур – это хормейстерские задачи (разучивание произведения, по сути дела). Насколько студент подготовлен к минимальным требованиям (вычистить интонацию, вертикаль, ритм, решить агогические задачи, дикционные трудности). То есть – все, что касается настройки инструмента. На третьем туре идет работа художественная.

       У Бидструпа, по-моему,  есть карикатуры – Бог создает Адама, Вдыхает в Адама дух, и тело его оживает. Что-то подобное происходит и здесь. Первый тур – ребро, второй – скелет, третий – это то, как дирижер может творчески вдохнуть жизнь в это произведение».

«А судьи кто»?

Председатель жюри – заведующий кафедрой хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И.Глинки – Куржавский Виктор Алексеевич - Залуженный деятель искусств РФ, профессор. 

Из приглашенных – неоднократный председатель экзаменационной комиссии у дирижеров хора - Калистратов Валерий Юрьевич - народный артист РФ, композитор, дирижер, профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В состав жюри конкурса вошли и такие видные практикующие дирижеры города как Покровский Николай Иванович - профессор кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И.Глинки, руководитель женского хора консерватории; Смирнов Сергей Иванович - заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, руководитель камерного хора «Возрождение» и хора Нижегородского музыкального колледжа им. М.А.Балакирева, композитор; Мокеев Борис Васильевич - залуженный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер муниципального камерного хора «Нижний Новгород», руководитель смешанного хора Нижегородской капеллы мальчиков; Орлов Александр Юрьевич - зам. директора Нижегородского хорового колледжа им. Л.К.Сивухина, секретарь жюри.

Правая рука начинающего дирижера - концертмейстер

Сизова Наталья Кузьминична, Гришанова Елена Леонидовна, Щеглова Елена Александровна, Косицкая Александра Николаевна – эти люди достойны высшей похвалы и благодарности. За два дня, что проходили репетиции и первый тур (дирижирование под рояль), концертмейстеры консерватории не только превосходно справились со своей задачей, но и заслужили любовь и признание конкурсантов и их педагогов. По словам заведующего кафедрой хорового дирижирования Виктора Алексеевича Куржавского, многие конкурсанты изъявили желание поступать в Нижегородскую консерваторию, где работают такие замечательные концертмейстеры! Жюри отметило наших замечательных концертмейстеров дипломами «за высокое мастерство и исполнительскую культуру».

Накануне конкурсных испытаний

- Расскажите об участниках, может быть есть уже те, на кого возлагаются надежды?

Александр Юрьевич Орлов:

- Судя по тому, что в этом году в конкурсе принимают участие, по моим подсчетам, 3-5 человек, уже не первый раз, и некоторые из них (допустим, Анна Матренина из музыкального колледжа им. Балакирева) стали лауреатами в прошлом конкурсе, естественно на них возлагается надежда. Дело в том, что само право поступления в консерваторию без экзаменов сохраняется в течение года. И, оно уже сгорело, для лауреатов прошлых лет, поэтому кто-то пытается его вновь получить. Но, я думаю, это не самое главное. Важнее – попробовать свои силы, этой возможностью пользуются. В этом году довольно много участников с интересной творческой биографией (с ней можно познакомиться на сайте конкурса www.konkurs.nnhk.ru). Я думаю, уровень будет достаточно сильный.

Проверка на выносливость

После первого тура, где каждый участник продемонстрировал уровень своего технического совершенства в дирижировании под рояль, настало время настоящей проверки на прочность хора. Пожалуй, самым сложным оказался именно второй тур. 21 марта с 10 утра до 17.30 ч. с небольшими перерывами для отдыха с женским хором отработали 30 человек! Но попотеть пришлось не только хористкам  и конкурсантам, но и жюри!

- Насколько сложно было оценивать конкурсантов? Ведь дирижер – это такая многоликая профессия…

 Валерий Юрьевич Калистратов:

- Безусловно, профессия очень сложная и многоликая. Здесь должно быть сочетание всего – во-первых, владение голосовым аппаратом, умение работать над вокалом. Конечно, они должны владеть фортепиано, сольфеджио (настоящими профессиональными навыками), ну и, самое главное, - умение работать с коллективом. И это, конечно, самое слабое место конкурсантов, поскольку для практики не так много условий. И ребята, как я понимаю, буквально на ходу что-то схватывают. Какие-то навыки у них уже были, но чтобы работать не только с женским хором (2 тур), но и со смешанным хором кафедры (3 тур), на это решиться  - очень смелая попытка.

       Вы представляете, как приходилось напрягаться жюри, чтобы грамотно и точно, непредвзято оценить конкурсантов? Но работа с хором была на удивление, я бы сказал, хорошая. То, что дирижер задумывал – воплощалось. Отдача была со стороны хора. Некоторые сочинения просто очень хорошо звучали. Уверен, если бы еще немного поработали, вполне смогли бы выходить в качестве дирижеров на концертную площадку.

       Однако это не значит, что они  все уже состоявшиеся музыканты. Ребята себя попробовали и получили разные оценки. Пятнадцать человек прошли на третий тур – это уже большой успех, и говорит о том, что конкурс развивается. Не смотря на тяжелое положение в культуре, в образовании, уровень конкурса и критерий оценки повышается.

Мнение педагога

Аблязова Марина Геннадьевна (Заслуженный работник культуры Российской Федерации, хормейстер, преподаватель Пермского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского):

- Я смотрю сейчас на ребят – и головастые, и славные, но видно, что им не хватает практики. Это тормозит их в работе. Мне обидно за них, ведь они недополучают лакомый кусок от своей профессии.

       Мы были счастливыми. Очень много работали. Еще студентами училища уже хорами руководили, возили их на конкурсы. А в консерватории (Горьковской) – с первого курса, например, мы с Володей Васильевым вместе работали в хоре филармонии у Артемия Александровича Лебединского. В сельскохозяйственном институте вели еще факультет общественной профессии (мы готовили хормейстеров). Те ребята, кто оканчивал этот факультет, ехали в деревню, могли потом в клубе руководить ансамблем, маленьким  хором. Мы вели и дирижирование, и вокал, и сольфеджио.

       Но я очень рада, что мы приехали, просто счастлива, потому что студенты, побывавшие на таких конкурсах, начинают притягиваться к профессии, и расти хочется и что-то делать. Очень полезно! Мы рады, что горьковчане нас не забывают, и мы с удовольствие сюда  вновь едем.

Блиц-интервью (после второго тура) с Даньковой Натальей (Владимирский музыкальный колледж), ставшей лауреатом 2 степени:

-Поделись своими первыми впечатлениями о конкурсе.

- Эмоции и впечатления самые-самые прекрасные, самые позитивные. В том году я приезжала на конкурс, правда тогда еще студенткой третьего курса.

- Все ли ты сделала, что было намечено?

- Я думаю, я достаточно сделала, все, что хотела. Завтра будет третий тур, надеюсь, все пройдет благополучно.

-  Судя по прекрасной работе с женским хором, чувствуется, что практика у тебя есть.

- Да. Работаю во Владимирском камерном хоре хормейстером.

- Сколько лет?

- Год. Я устроилась туда только на четвертом курсе.

- Что изменилось в отношении к профессии, когда появилась практика?

- При наличии практики появляется немножко другое мышление. По-другому воспринимаешь музыку и работу с хором. Для тебя хор становится не абстрактным объектом, ты понимаешь, что это живые голоса, живые люди и начинаешь осознавать, как руки могут повлиять на извлечение звука.

- Ты собираешься поступать в Нижегородскую консерваторию?

- Я планирую, но не знаю, что может произойти. Я думаю так: сейчас, если все удастся, то слава Богу. Мне в этой консерватории очень нравится. Мне очень нравится обстановка, педагоги. Даже в том году мы заметили, что все отзывчивые,  и хотя мы здесь не учимся, все нам и улыбаются и помогают, это очень здорово. Слава Богу, что у нас в России такая консерватория есть.

Третий тур

К третьему туру были допущены 15 участников. Среди них студенты из Сургута, Озерска, Кургана, Новороссийска, Новосибирска, Перми, Пензы, Владимира, Ярославля, Кирова и Н.Новгорода. Как уже было сказано, в этом туре участники должны показать не только мастерство хормейстера, но и раскрыть свой художественный потенциал, доказать убедительность своей интерпретации хорового произведения. Насколько ярко, эмоционально сильно это получилось сделать, как выдержан стиль композитора – судили члены беспристрастного жюри. Однако психологический контакт, манеру общения с коллективом отметили и участники смешанного хора консерватории в виде небольшого сладкого презента (во время награждения лауреатов). Так хору полюбились две конкурсантки, ставшие лауреатами 2 степени – Матренина Анна (Нижегородский музыкальный колледж) и Данькова Наталья (Владимирский музыкальный колледж).

Подведение итогов

Валерий Юрьевич Калистратов:

- Я не первый раз в этом прекрасном хоровом городе. Конечно, Нижний Новгород – удивительный  очаг нашей отечественной хоровой культуры. И я считаю, что конкурс, который сейчас прошел, показал несомненный рост мастерства студентов среднего звена. И если сравнивать его с такими же конкурсами, проведенными 15 лет назад, можно увидеть огромный рост в смысле профессионализма, качества исполнительства и технической стороны. Конечно, в этом колоссальная заслуга консерватории, заслуга руководителя консерватории. В первую очередь – это замечательный маэстро, хормейстер и музыкант, прекрасный композитор Фертельмейстер Эдуард Борисович. Его идея получила поддержку общественности, кафедры. Даже если сравнивать с прошлогодним конкурсом, в котором я принимал участие как председатель, я скажу, что очень вырос уровень исполнительский. Тот репертуар, который представлен был на этом конкурсе, по размаху, по исполнительской сложности хоровых произведений соответствует репертуару представителей высшего звена. Хотя эти произведения дирижировались учащимися среднего звена (некоторые еще на третьем курсе) очень достойно. Была взаимоотдача от хора, озвучившего довольно сложные произведения. Очень здорово, что база – это хоровая кафедра, и хор очень хорош.

- Какую сторону конкурса Вы бы хотели  подчеркнуть?

- Все довольны общением! Сюда съехались не только из Поволжья, но и  из других регионов. Я получил большое удовольствие от общения с педагогами. Для них тоже было полезно что-то послушать, пообщаться друг с другом, обменяться репертуаром. Я думаю, что и студенты окрыленные, конечно,  еще подучатся, приедут, и обязательно займут место среди студентов высшего звена. Многие изъявили желание учиться в Нижегородской консерватории. И, я думаю, им откроются пути. Я говорю о лауреатах конкурса, их уже знают, они, практически, прошли аттестацию у профессоров кафедры.

- Может быть, среди участников были особенно яркие личности?

- Дирижер – это человек, который совершенствуется всю свою жизнь. Есть яркие, очень одаренные ребята, у которых есть полный потенциал для того, чтобы стать высококлассными исполнителями, дирижерами.

        У нас есть достаточное количество лауреатов: две первых премии (Комельских Григорий Андреевич, Озёрск; Вылегжанин Александр Александрович, Киров), три вторых (Матрёнина Анна Олеговна, Нижний Новгород; Петухов Константин Вадимович, Нижний Новгород; Данькова Наталья Васильевна, Владимир) и три третьих (Косарева София Олеговна, Курган; Пискарёв Игорь Станиславович, Сургут; Волков Владимир Владимирович, Курган). Восемь человек лауреатов из тридцати – это очень хорошо! Еще семь – дипломанты, почти лауреаты. Эти ребята понимают, что если они хорошо подготовятся, то на следующем конкурсе они уже будут лауреатами.

PS: В рамках конкурса прошел мастер-класс Валерия Юрьевича, после которого каждый желающий мог получить ценный совет маэстро, поддержку или даже его электронный адрес. Но и тот, кто внимательно слушал, уже был награжден сторицей тем, что лишний раз убедился в верном выборе профессии. Профессии сложной, многогранной, но интересной, я бы даже сказала, величественной. Ведь дирижер – это не только музыкант, но и актер, оратор, режиссер, вокалист, психолог и еще, еще и еще …кто-то!

И если такие конкурсы проводят, и результаты их высоки (как в этом году – 8 лауреатов!), значит, есть «завтра» у хорового дела в России? Значит, есть надежда, что мы останемся народом поющим? 

Семенова Елена, 2 курс

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Михаил_Бурцев (13.09.2011) | Автор: Семенова Елен
Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]