Понедельник, 25.03.2019, 02:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

«Рапсодия в черном»
Кто не знает оперу Дж. Гершвина «Порги и Бесс»? Особенно ее известнейшую мелодию «Summertime»? Многие композиторы делали попурри из номеров оперы. Так, например, скрипичная сюита И. Фролова или сюита для двух роялей П. Грэйнджера строились на хорошо знакомом слушателям материале.

Нашему же герою не хотелось повторяться, и он представил нижегородской публике новую интерпретацию - продолжение сюжета. 

Рапсодия «In Black» - так назвал свое сочинение лауреат международных конкурсов, солист московской филармонии Вячеслав Грязнов.

- Почему же Вы обратились именно к жанру рапсодии? 

- Рапсодия для меня, прежде всего, это - дух свободы, поэтому пьесу я назвал именно так. В данном случае, я говорю о свободе переосмысления авторского текста: у меня свой сюжет и своя идея.

- Что побудило Вас, академического пианиста, вдруг попробовать себя в новой роли и создать джазовое сочинение. Как появилась эта идея?

- Идея создания Рапсодии возникла довольно давно, когда я однажды с клавиром в руках впервые просмотрел оперу от начала до конца. Она меня очень тронула. Особое внимание привлек текст — с какой хорошей выдумкой он сделан, как стилистически точно передается разговорная речь простого народа, и меня покорили увлеченность и искренность авторов, их уважение к людям, о которых они писали. Потом я достал запись, сделанную дирижером сэром Саймоном Рэттлом с Лондонским симфоническим оркестром и хором. На мой взгляд, это исполнение — «попадание в десятку», если иметь в виду понимание материала, стиль и вкус. Наверное, эта запись стала еще одним импульсом к созданию рапсодии.

Первые попытки что-то написать я сделал еще два года назад, потом целый год не притрагивался к этой пьесе. И вдруг, в одной из гастрольных поездок в Польшу, когда мне за ночь надо было выучить камерную программу, ночная романтика вдруг побудила меня импровизировать – словно уловил какую-то волну. Возникшая тогда музыка вошла в Рапсодию.

Впоследствии вся пьеса собиралась таким образом, как пазл. Но тогда я все еще не очень представлял себе, чего же все-таки хочу: не было концепции, не было основной идеи. Постепенно возникла мысль о собственном сюжете. И первое, что я решил - сделать Колыбельную одной из важнейших, формообразующих тем сочинения, а не просто приятно-лирическим интермеццо.

Ее звуки, нежные, чуть покачивающиеся, стали известны и любимы благодаря таким мастерам джаза как Э. Фиджеральд, Л. Армстронга, Ч. Паркера…

Если проследить замысел Гершвина, то эта тема в опере возникает несколько раз: в самом начале Клара поет ее своему ребенку, потом - во время бури, когда погибает ее муж. И последний раз Колыбельная звучит уже в устах Бесс, которая принимает ребенка Клары после ее самоубийства. Колыбельная, как главный лейтмотив оперы, связывает различные судьбы героев своей простотой и человечностью. И я подумал, что в моем сюжете эту же Колыбельную кто-то споет для самой Бесс, в нетронутом, первозданном виде, чтобы линия завершилась. Таким образом, получилась большая арка между оперой и моим сюжетом-фантазией — у Гершвина Колыбельная звучит сразу после интродукции, в Рапсодии — в самом конце перед кодой.

Рапсодия строится не только на Колыбельной. Она состоит из нескольких основных лейттем героев, и Вы, продолжая оригинальную историю, рассчитываете на узнавание происходящего?

- Конечно. Если слушатель хорошо знает оперу, то разгадать мой сюжет не составит труда. И в чем же он заключается?

- Открывается действие Нью-Йоркским биг-бэндом. Порги добрался до города – яркого и большого. Он полон решимости вернуть свою Бесс любой ценой. Вся первая часть Рапсодии посвящена именно этому герою. Он встречается на улицах с простыми людьми, постепенно рассказывая им свою историю. Тема любви собирается из подголосков, и, нарастая, обретает силу. Финал первой части – это картина народной сплоченности. У Порги есть поддержка, вера и надежда. На этом первая часть и заканчивается.

Вторая часть знакомит нас с другой главной героиней – Бесс, представляет ее психологический портрет на тот момент. Это ее разговор с самой собой. Ее страхи, мечты, страдание и боль. Она понимает, что попала в ловушку, из которой уже не выбраться. Ловушку социальную, психологическую и физическую - зависимость от наркотиков. Но Бесс готова идти до конца.

Условно вторую часть можно разделить на два раздела. Первый - оркестровый — Бесс одна. И второй - со вступления рояля — эпизод в ночном клубе. Большой раздел своеобразных вариаций на несколько тем сразу: Колыбельную, тему Спортинг-Лайфа в виде разрозненных интонаций, тему кокаина, которая является связующим звеном между этими героями и тему народного гуляния. Через все вариации проходит трехзвучный мотив из темы любви — вверх и вниз, как замкнутый круг. Из этих оригинальных лейтмотивов и вырисовываются драматургические линии.

В одной из вариаций мы видим другую Бесс – красивую: ее душевная рана прикрыта обольстительным платьем и гордой осанкой. Тема Колыбельной меняется вместе с образом героини. Такой ее видит Порги, но вскоре понимает, что она уже окончательно для него потеряна. Да и сама Бесс больше не хочет мучить человека, который ее любит. Раздел завершается крахом - крахом личности.

Третья часть – финал трагедии, когда Порги, увидев свою возлюбленную, теряет все надежды. А Бесс, словно в полубреду, в наркотической лихорадке, пытается напеть «Я люблю тебя, Порги». Ее речь обрывается на полуслове. Порги остается лишь смириться. Рассвет.

Мне не хотелось открытой и давящей трагичности в своей Рапсодии. Порги потерял все, но голову не опустил. В его душе пусто, но все же он поднимается с колен и идет навстречу новому дню, этому большому городу, который даже не заметил, что произошло.

- В партитуре рапсодии написано, что это - посвящение известному пианисту Николаю Петрову. Почему?

- Как-то раз, встретившись с Николаем Петровым, я поделился своими идеями по поводу написания рапсодии. И он предложил сделать это для его дуэта с Александром Гиндиным. Николай Арнольдович периодически подгонял меня и вскоре была готова первая часть. Большое спасибо ему за то, что он очень детально все смотрел и сразу начинал учить. С Гиндиным они успели сыграть эту часть на одном из последних концертов Н. Петрова.

Это заслуженное посвящение - не просто как память о человеке, которого я знал, а как человеке, который сыграл одну из главных ролей в создании рапсодии. И своей настойчивостью, и своим искренним одобрением, и пониманием.

Хороший джаз всегда требует от исполнителя большого мастерства свободной импровизации. Возникали ли у академических музыкантов в связи с этим проблемы?

В рапсодии есть выписанные джазовые импровизации и некоторые исполнители, достаточно опытные и умелые, смогут на основе гармонии, которая там есть, исполнить свою. Но если музыкант не владеет искусством импровизации свободно, то есть и готовый вариант.

С точки зрения исполнения, сложность здесь, как и в опере, заключается в органичном умении сочетать разные стили: это джаз во многих его проявлениях плюс академическая музыка. И тут важно умение перевоплощаться - и оркестру, и солисту, и дирижеру. Кстати, одна из вариаций во второй части проходит с непосредственным участием дирижера, который дает ритм щелканьем пальцев. Мне захотелось, чтобы это делал именно он, а не музыканты оркестра, как это иногда встречается. Чтобы он был настоящим участником этого своеобразного музыкального спектакля.

А в чем заключается здесь это сочетание академизма и джаза? И как они взаимодействуют друг с другом?

Академизм - в традиционном сочетании рояля с оркестром, в приемах развития (фугато, вариации, лейттемы). Академическая основа - фортепианный концерт. Джазовый же стиль в данном произведении - характеризует определенных героев и ситуации: Нью-Йорк, Спортинг-Лайф, ночной клуб. В общем, это темная сторона пьесы. Я попытался сделать так, чтобы классика и джаз органично сплетались друг с другом, исходя из развития сюжета. У самого Гершвина в его музыке это заложено изначально.

- На какую публику Вы рассчитывали?

- Конечно, мне хотелось сказать много нового, и я осовременил сюжет, но одной из задач было заинтересовать широкого зрителя, чтобы после прослушивания моей работы люди заинтересовались бы оригиналом (оперой целиком, а не только ее популярными фрагментами) и по достоинству оценили эту неподражаемую лебединую песню большого композитора Дж. Гершвина. К сожалению, ее редко исполняют полностью на оперной сцене, поэтому до боли знакомы лишь несколько мелодий.

- Почему же дебют «In Black» состоялся в Нижнем Новгороде, а не в столице?

- Мне всегда очень приятно работать с молодежью, да и им должна быть интересна такого рода музыка. К тому же в нижегородской консерватории хороший, ответственный дирижер. Со здоровым духом авантюризма. И большое ему спасибо за то, что он, еще не зная музыки, согласился на исполнение. Теперь, после нижегородской премьеры, эта Рапсодия будет исполнена с оркестром П. Когана в Москве.

Премьера нового сочинения – волнующее событие для автора, ведь муки создания могут длиться годами, и тем больше переживаний связано с его появлением на свет. А рождением становится не последняя точка на нотном листе, а именно первое сценическое исполнение.
Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Admin (07.04.2012) | Автор: Ксения Лазунина
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]