Пятница, 22.03.2019, 19:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Музыка, которая звучит сама по себе…

10 лет, как композитора нет в живых, а музыка его живет. Живет день за днем, в будни и праздники… Звучала она и в самый обычный вечер 21 октября. Большой зал Нижегородской консерватории собрал любителей и почитателей музыкального наследия Германа Комракова.

Первое отделение. Аншлаг. Под шквал аплодисментов открывается музыкальная летопись сочинений композитора. Первые её страницы посвящены фортепиано. Исполнители - В.Колесников, Е.Комракова, Н.Бердникова, Е.Алексеева, И.Тишков - «читают» цикл «12 пьес для детей», 7 прелюдий, сонатину. Мотивы русского и якутского фольклора блистают в этой музыке, словно грани алмаза, умело обработанного композитором. «Листаем книгу» немного вперед, и до нас доносятся звуки слаженного дуэта флейты и рояля. Далее - страница вокальной музыки, представленная триптихом «Снежность» на стихи Э.Бочковой. Музыка как бы отражается в зеркале поэтического текста. Сюита из балета «Северная легенда» в транскрипции для двух роялей наполняет сердце романтической тоской по красоте музыкальной, казалось бы, исчерпавшей себя ещё в начале прошлого века. Третья часть сюиты наполнена популярными цитатами (например, «Вдоль по Питерской»), и буквально приказывает ногам плясать.

Во втором отделении выступал нижегородский русский народный оркестр. Главный дирижер и художественный руководитель Виктор Кузнецов произносит яркое, как всегда эмоциональное вступительное слово. Загадочные улыбки, мелькающие на лицах оркестрантов, создают предчувствие удивительного, волшебного действа. «Якутской увертюрой» открывается ещё одна важная страница наследия композитора – необъятная по ширине и глубине. Благодаря оригинальным инструментовкам В.Кузнецова сюита для 4 флейт «Нижегородские картинки» превращается в сюиту для народного оркестра. Нужно отметить мастерство, профессиональное «чутье» В.Кузнецова, включившего в состав оркестра дополнительные ударные инструменты. Их перекличка создает яркий, порой неожиданный колорит.

За свою жизнь Герман Комраков успел написать более 500 песен! Три из них - «Земля моя», «Гуси-лебеди», «Россия» - исполнила Майя Балашова. Прекрасный, сильный голос русской певицы выманивал из сердца затаённое и недосказанное, превращая его в слезы. Красота русского фольклора в оригинальной оркестровке была дополнена особым, как мне показалось, трепетным отношением оркестрантов к исполняемой музыке, и самого дирижера, при помощи свистульки наполнявшего зал заливистыми трелями в духе курского соловья.

В заключении был исполнен торжественный прелюд «Славься, Отчизна!», прозвучавший как гимн в честь композитора, чья музыка живет.

О Германе Комракове я побеседовала с его коллегой, композитором Борисом Семеновичем Гецелевым.

- Вы на протяжении долгих лет работали с Германом Никандровичем. Расскажите, пожалуйста, каким Вы помните своего коллегу?

- Действительно, мы очень давно знакомы. Хорошо помню его, когда он ещё учился в нашей консерватории. Он уже был опытным музыкантом, потому что до этого учился в Москве как музыковед у Льва Абрамовича Мазеля, и был хорошо информирован обо всем, что делается на белом свете. До его поездки в Якутию, да и после возвращения оттуда мы постоянно контактировали. Этот легкий в общении человек был очень искренним, веселым, добрым и щедрым. Вместе с тем он был очень упорным и всегда отстаивал свою точку зрения. Это очень важные качества его натуры. Кроме того, у Германа были врожденное чувство юмора и постоянная готовность весело реагировать на всякие события жизни - готовность не только к иронии, но и к самоиронии. Он мог всегда ответить на шутку, себя и окружающих поддерживал в хорошем, добром тонусе, что, безусловно, отразилось и в его музыке.

- Вы являетесь организатором концерта. Как шла подготовка, и кто принимал в нем участие? Например, любопытно узнать, кто такая Екатерина Комракова?

- Это дочь композитора. Катя - опытная пианистка, может быть, не так часто появляющаяся на афишах и выступающая в больших концертных залах. Она сегодня продемонстрировала прекрасный уровень, высокий потенциал. На равных участвовала в этом концерте вместе с замечательными исполнителями. Не могу не назвать ни одного человека, который сегодня по уровню «выпадал». Это был очень высокий исполнительский уровень.

- В концерте прозвучала разножанровая музыка. По каким критериям подбиралась программа?

- Мы хотели, чтоб прозвучала разная музыка Германа Комракова. К сожалению, не все получилось. Вообще в одном концерте охватить творчество такого богатого по своей продуктивности композитора очень трудно, пожалуй, просто невозможно.

- Одним из истоков творчества Германа Никандровича был русский и якутский фольклор. Можно ли в связи с этим рассматривать его творчество в русле неофольклоризма?

- Думаю, что он к этому имеет непосредственное отношение. Новая фольклорная волна возникла в конце 50-х годов – начале 60-х. Герман был непосредственным участником и продолжателем этой волны. Новый подход к фольклору, который демонстрировали многие из российских композиторов, очень характерен и для Германа Комракова. Во многих его сочинениях есть и юмор, и неожиданные повороты в развитии и в соединении разных, казалось бы, русских и якутских фольклорных элементов.

- Какие черты музыки Комракова импонируют Вам как слушателю и композитору?

- Трудно раздваивать свою собственную личность, я вообще стараюсь все оценивать комплексно. То, что мне нравится, то меня и волнует - и как слушателя и как композитора. Думаю, что Герман не является радикальным новатором, он опирается на достаточно известные и сложившиеся традиции, но почти везде у него есть неожиданные повороты, изюминки в развитии. Есть, конечно, щедрый мелодический дар, и есть самое главное, что ценится не меньше, чем новаторство – это естественность, органичность высказывания, которая в высшей степени свойственна его музыке. Тривиальности и пошлости у Германа нет ни грамма, потому что есть несколько противоядий: одно из них - это высокий профессионализм, настоящий, а другое - это, наверное, врожденный художественный вкус.

- Герман Комраков учился в Горьковской консерватории в классе Аркадия Нестерова. Можно ли считать его продолжателем традиций нижегородской композиторской школы?

- Герман - непосредственный представитель нижегородской композиторской школы. Жаль, что он ушел из жизни так рано. Он много написал, и мог бы написать еще больше, если бы не его болезнь. Он и участник, и создатель этих традиций и их продолжатель.

- Где еще помимо консерватории нижегородские любители музыки смогут услышать произведения композитора?

- Не могу ответить точно, но самое приятное – это то, что его музыка действительно звучит, она не похоронена в архивах истории. И пока есть исполнители, которым интересно играть и петь эту музыку - она живет. Скажем, цикл «Органная азбука». Такой абонемент уже много лет существует в нашей консерватории, и в нем постоянно звучит музыка Комракова, специально написанная по заказу Заряны Скульской. Получилась замечательная сюита, которая знакомит с органными особенностям на русском материале. Она необычна и очень выразительна, и как всегда у Комракова, сделана с юмором. Это же касается многих других его произведений, которые сегодня звучат. И для того, чтобы его музыка звучала, не надо прикладывать каких-то дополнительных усилий. Она звучит сама по себе.

 

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Наталья Бажина

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Ксения_Новикова (16.01.2008) | Автор: Наталья Бажина
Просмотров: 506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]