Понедельник, 21.05.2018, 01:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Классический - значит, "образцовый"

Владимир Александрович Понькин, народный артист России, главный дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера», профессор Московской консерватории, ученик М.А. Саморуковой и Г.Н. Рождественского — образцовый пример дирижера. «Дирижер — это не профессия, а образ жизни, мыслей и поведения», — считает маэстро. Во время двух мастер-классов 21-го и 23-го мая, которые нам, студентам Нижегородской консерватории, посчастливилось наблюдать, маэстро сформулировал основные требования, которые дирижер должен к себе предъявлять.

Все ждали профессора В.А. Понькина с нетерпением — каждый раз, когда открывалась дверь аудитории, где он с минуты на минуту должен был появиться, мы невольно вздрагивали. И вот в класс вошёл элегантный человек в белоснежной рубашке, классических чёрных брюках и твидовом пиджаке. Легким движением руки он скинул пиджак на спинку стула и без лишних предисловий начал работу вопросом «в лоб»: «Какой по счёту обертон валторна должна сыграть, чтобы получить первый звук из вступления?» (в увертюре к опере «Оберон» К.М. фон Вебера). Илья Горюшин, студент третьего курса, находившийся за пультом, был весьма озадачен, как и большинство присутствующих. «Восьмой», — ответил сам Владимир Александрович. Так мы и познакомились со знаменитым маэстро.

Работа не останавливалась ни на секунду: профессор то «подлетал» к студенту, чтобы что-то объяснить, то дирижировал сам, то садился понаблюдать, а потом вскакивал и бежал к студенту. Он рассказывал об основах дирижерской техники, которую, как фундамент, заложила М.А. Саморукова, и, пожалуй, самая главная из них заключена в том, что в руке дирижера должна быть внутридолевая пульсация. Владимир Александрович постоянно просил концертмейстеров играть по руке, чтобы учащиеся смогли понять, что их жесты неточны.

«Дирижирование — это искусство влиять», — об этом маэстро Понькин говорил неоднократно. Но нужно уважительно относиться к оркестрантам, солистам, хору, потому что только в хорошей атмосфере музыканты по-настоящему раскрываются. «Существуют два золотых правила дирижера: первое — “не мешай”, второе — “если можешь — помоги”».

По рукам В.А. Понькина сразу было видно, чего он хочет от оркестрантов. Он говорил, что необходимо знать, как действует на человека тот или иной жест: «Рука опускается вниз — “спокойней, ребята”; открытая ладонь, поднимающаяся вверх — “растём, развиваемся!”». Напряжение и расслабление мышц, если оно происходит тогда, когда не должно происходить, может стать ложным сигналом для музыкантов, поэтому нужно хорошо владеть своим телом.

О промахах студентов за пультом Владимир Александрович говорил много, но ни разу никого не обидел. Обстановка была непринуждённой. В.П. Понькин рассказывал много историй из жизни знаменитых дирижеров, начиная с В. Фуртвенглера, заканчивая Е. Светлановым и К. Кондрашиным, говорил и о современных дирижёрах. «Я спросил однажды концертмейстера оркестра N: “А как вы вступаете по такому ауфтакту?”, — а она мне и отвечает: “Очень просто. Пока он что-то машет, я свистну, и вступаем”».

24-го мая Владимир Александрович выступил с оркестром Нижегородской филармонии. Симфония «Манфред» П.И. Чайковского в его исполнении звучала, как завораживающая история, в которой слышны мельчайшие драматургические повороты. Понькин-педагог — строгий и добрый, Понькин перед оркестром — поток энергии, в котором необычайная чуткость и глубокая эмоциональность сливается с потоком мысли. В руках маэстро драма, сотканная из страданий, попыток забыться и смерти в прощении, раскрылась в полной мере. Объем звучания был огромен, казался вселенским.

После часового звучания симфонии, апофеоза финала и бурных оваций маэстро совершенно спокойным голосом в артистической снова давал наставления студентам, пришедшим поздравить его и высказать своё восхищение: «Смотрите, сегодня было очень много непредвиденных ситуаций, самая неприятная — концертмейстер заболела... Вы должны быть готовы ко всему».

После встречи с этим человеком хотелось узнавать новое, интересоваться жизнью, людьми, природой. Ведь всё, что естественно — музыкально. Владимир Александрович дал огромный заряд энергии, понимание того, что всё в этом мире возможно, главное — быть настойчивым в поставленной цели, не бояться оступиться и следовать высоким идеалам.

 

Валерия Бражникова

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Ольга_Капустян (06.09.2015) | Автор: Валерия Бражникова
Просмотров: 474 | Теги: Владимир Понькин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]