Пятница, 22.03.2019, 19:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Как быть счастливым

Концертный зал Нижегородской филармонии. Зрители с нетерпением ждут появления солиста на сцене. Прозвучали все регалии музыканта — лауреат международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии, участник программы «Звезды XXI века», а также название исполняемого сочинения — Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского. Свободной, уверенной походкой на сцену вышел Никита Борисоглебский, поприветствовал оркестр, публику, и зазвучала музыка…

Чарующие мелодии Концерта завораживали то широтой мелодической линии, то витиеватой причудливостью, скерцозность сменялась неожиданной робостью. Мелодия канцонетты трогала до слёз своей лирической грустью. Размах, удаль русской народной песни захватывали в финале.

Исполнительский стиль Никиты Борисоглебского отмечен искренностью чувства, богатой образностью, ясной трактовкой, высочайшим техническим мастерством. Эти качества многие русские и зарубежные критики сводят к таким характеристикам, как «гений», «виртуоз», «вундеркинд», «золотая скрипка».

В Нижнем Новгороде Никита Борисоглебский гастролирует уже в третий раз. В 2010 году в дуэте с Вадимом Холоденко на сцене Большого зала Нижегородской консерватории они представили программу из сочинений Тартини, Моцарта, Сен-Санса, Венявского и Прокофьева. В прошлом году в исполнении Н. Борисоглебского и Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии прозвучали скрипичные Концерты А. Глазунова и Д. Кривицкого. В нынешнем сезоне, в юбилейный год П.И. Чайковского, помимо исполнения Скрипичного концерта в Нижегородской филармонии, музыкант встретился со студентами Нижегородской консерватории, с которыми поделился секретами своего мастерства. После мастер-класса Никита любезно согласился дать интервью.

Как известно, в музыкальном искусстве многое зависит от педагогов. Каждый из них помогает раскрыться новой уникальной личности. В разные годы учителями Никиты Борисоглебского были Татьяна Попович в Волгодонской музыкальной школе им. Д.Д. Шостаковича, Татьяна и Олег Багины в Ростовском училище искусств, Татьяна Беркуль и профессор Эдуард Грач в Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

 «Эдуард Давидович учил как быть артистом. Он был и остается (сейчас он дирижер) артистом на сцене. Естественно, мы все его очень боялись. Приходишь на урок и волнуешься, а когда волнуешься, многое получается само собой. Ты начинаешь концентрироваться, фокусируешь внимание на технических моментах, чтобы сыграть чисто, аккуратно, ярко и т.д. Одно только сознание, что перед тобой Э. Грач, заставляло студентов работать, и, конечно, он подсказывал, когда это было необходимо».

После окончания Московской консерватории Никита Борисоглебский продолжил свое обучение в Колледже музыки им. Королевы Елизаветы (Бельгия) в классе профессора Огюстена Дюмэ, а затем в Академии г. Кронберга (Германия) в классе профессора Анны Чумаченко. «Конечно, образовательный процесс в Европе другой, — говорит скрипач.— К сожалению, он более мягкий. В образовании в какой-то момент ты должен быть жестким. Кто из нормальных детей захочет сам сесть и выучить азбуку? А это нужно».

Интересно, что и сам Никита в детстве хоть и проявлял интерес к музыке, но все же прошел типичную для всех детей стадию «нежелания заниматься».

«Помню, мне было лет 7–8, только начал заниматься музыкой. Мы шли с мамой в музыкальную школу, она вела меня за руку, но я сильно упирался. Мама не выдержала, развернулась, и говорит: “Все. Если ты не хочешь, мы идем домой и больше никогда туда не пойдем”. Эти слова на меня подействовали… Больше никогда? Да, я сейчас не хочу, но больше никогда — это печально. И мы все-таки пошли (смеется). Через маленькие или большие события в жизни приходит сознание, что это твоя профессия, твоя жизнь: после первых конкурсов, первых успехов, первых призов, которые я с гордостью привозил домой».

В десять лет Никита дебютировал с Ростовским симфоническим оркестром, одержал победы на конкурсах в Москве и Веймаре.

«В детстве мы не понимаем всей глубины музыкального искусства — нас привлекают скорее внешние эффекты. Потом, когда ты уже видишь всё музыкальное богатство, тогда ты понимаешь, что это не просто профессия, а очень интересная жизнь. Даже если ты просто имеешь дело с музыкой, без путешествий, концертов. Если ты получаешь удовольствие от общения с ней, этого уже достаточно, чтобы заполнить всю жизнь. Ты можешь быть счастливым от этого».

Счастья своего Никита не скрывает: концертной жизни и гастрольному графику музыканта можно только позавидовать. Пять-шесть концертов в месяц в разных точках земного шара.

«Как правило, во время сезона больше играю с оркестром или соло, а летом появляются фестивали, где по большей части звучит камерная музыка в разных составах. Мне очень нравится такой баланс, а еще сочетание лета, красивых мест, моря и камерной музыки».

В обширном репертуаре скрипача большое место занимают сочинения композиторов-романтиков. «Еще Коган говорил, что по молодости гораздо проще, естественнее и логичнее играть романтическую музыку. Вот они чувства, эмоции, они все еще горят. Потом с возрастом, как правило, приходишь к рациональности, к мудрости. Тогда приоритеты немного меняются. Например, Скрипичный концерт Бетховена — это “крепкий орешек”, лакмусовая бумажка для музыканта. Айзек Стерн, если не ошибаюсь, говорил, что это концерт для исполнителей после 50 лет. Ты его можешь понимать, можешь любить, но ты берешь скрипку, выходишь на сцену и не можешь передать всё за отсутствием опыта, мудрости. Я играл его несколько раз, но пока специально отложил. По этой же причине я относительно редко играю музыку Баха. Зато Моцарта очень люблю. Это как раз тот композитор, которого я хорошо понимаю и ощущаю сейчас».

На мастер-классе в Нижегородской консерватории Н. Борисоглебский с удовольствием делился со студентами своими знаниями и умениями. А на вопрос: «Почему Вы не занимаетесь педагогической деятельностью?» — ответил так:

«Преподавание как таковое — это большая ответственность. В консерватории я ассистировал своему профессору Э. Грачу. Была возможность там остаться и развивать уже свой класс, но я отказался. Я считаю, что преподавание — профессия более почтенного возраста. Когда ты сам накопил опыт, тогда можешь им делиться. Мало обладать знаниями, надо еще понимать, как и сколько, в какой дозировке их передавать, чтобы они воспринимались хорошо. Я пока в стадии набора знаний осознанно решил сконцентрироваться на игре, но когда просят встретиться со студентами, я, конечно, не против. В вашей консерватории была такая теплая встреча. Я даже не ожидал, что меня так ждут. Я очень рад!»

Игру Н. Борисоглебского отличает особое, чарующее звучание инструмента — за виртуозным блеском пассажей скрывается нечто более глубокое и пленительное. С самых первых звуков он завораживает пением скрипки и держит в эмоциональном напряжении на протяжении всего концерта. В интервью Никита признался, что этому он учится у С.В. Рахманинова.

«Как у него пел инструмент! Абсолютно нет ощущения, что он играет на “молоточковом” инструменте: как он “доставал” тянучесть, певучесть! Его фортепианные записи я знаю наизусть. Помню, когда делал уроки по математике, обязательно ставил пластинку с моими любимыми концертами Рахманинова».

На вопрос, где он черпает вдохновение, скрипач ответил: «Ты просто собираешь жизненные впечатления, а потом передаешь их в музыке. Можно наслаждаться прогулкой по лесу, или наблюдать замечательный вид из гостиницы — с широтой двух рек. Очень многое можно почерпнуть из книг. Я всегда любил русскую классику. Один из самых любимых писателей — Салтыков-Щедрин. Очень любил Тургенева, но после каждого его произведения мне хотелось плакать. В какой-то момент мне надоело огорчаться, и я решил, что пусть лучше будет Салтыков-Щедрин».

Легкость характера, непринужденность в общении, прямодушие, безусловно, сказываются в игре скрипача, которая трогает своей искренностью, душевностью и богатством эмоций. Еще одна черта Никиты — непредсказуемость. Наша беседа закончилась очень неожиданным поворотом: «Мечты, к сожалению, у меня нет. Когда я был маленьким, то я закрывал глаза и любил мечтать, как я веду хороший автомобиль, либо сижу за штурвалом самолета. За штурвал я не садился, но автомобили разные водил. Так что эта мечта воплотилась. Мечтать о каких-то несбыточных вещах я не люблю. О том, что может исполниться, я не мечтаю, к этому я просто стремлюсь».

Наталья Никулина

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Ольга_Капустян (28.05.2015) | Автор: Наталья Никулина
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]