Среда, 02.07.2025, 13:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

К 190-летию со дня рождения Франка. Взгляд исполнителя и педагога

Профессор ННГК Н.В. Буслаева хорошо известна нижегородским меломанам как уникальная пианистка –просветитель, сопровождающая концерты студентов своего класса тематическими лекциями. С большим увлечением и успехом у слушателей Н.Буслаева провела в Малом зале ННГК циклы «Учитель и ученик» и «Собрание сочинений», посвященные исторической преемственности фортепианных традиций и музыке ведущих фортепианных школ.

В этом году в Малом зале консерватории открылся новый авторский цикл Нонны Вениаминовны — «Посвящение», в рамках которого планируется исполнение музыки композиторов-юбиляров. Первый концерт этого цикла был приурочен к 190-летию со дня рождения Сезара Франка.

Мы попросили Нонну Вениаминовну рассказать о задуманном ею цикле и, в частности, о том, чем ей интересно творчество С. Франка.

- Идея проведения циклов возникла по нескольким причинам. Во-первых, я задумала эти концерты как своеобразное дополнение к своему курсу «История фортепианного искусства». У пианистов он рассчитан всего на год, притом, что фортепианная литература огромна. Приходится выбирать: к примеру, того же Франка мы не проходим, изучаем более известных композиторов и исполнителей. А как хотелось бы, чтобы студенты узнали как можно больше!

Во-вторых, концерты-лекции нужны слушателям-меломанам, людям, которые искренне классическую музыку любят, но не всегда понимают. Когда мы им «расшифровываем» символический язык музыки, они очень благодарны. После концерта слушатели подходят, говорят: «спасибо» или о чем-то спрашивают, общаются с исполнителями. И тогда испытываешь настоящую радость от того, что наше дело полезно и нужно людям!

Ну, а в-третьих, потому что это очень увлекательно! Несмотря на то, что у студентов есть определенный учебный план, они готовятся к выходу на сцену, как к большому празднику! Да и довести выученное произведение до концертной «кондиции» в обычном учебном режиме не всегда представляется возможным. Есть у нас и постоянная «площадка» для обыгрывания — Балахнинские музыкальные школы, где нас всегда ждут и прекрасно принимают.

- Чем обусловлен выбор сочинений, которые прозвучали в концерте?

- Для фортепиано Франк мало писал. На концерте исполнялись почти все произведения, написанные им для этого инструмента: Прелюдия, хорал и фуга, симфоническая поэма для фортепиано с оркестром «Джинны», обработка органного сочинения — Прелюдия, фуга и вариация. С детства Франка обучали как пианиста, однако в этом качестве современники принимали его без особого восторга. Связано это было, возможно, с тем, что в то время французское музыкальное искусство, в том числе и фортепианное, по словам Ромена Роллана, было в состоянии «музыкальной немощи», а также с тем, что во Франции очень долго были сильны традиции клавирной игры, и фортепиано, как новый инструмент, долгие годы вообще не имело популярности.

Другое дело — орган! Франк был признан лучшим органистом во Франции, да и, пожалуй, во всей Европе того времени. В 60-х годах его игру на органе слушал Лист и отозвался о ней в самой превосходной степени (что-то вроде того, что так прекрасно играл, наверное, только сам Бах!).

Среди произведений, которые прозвучали в этом концерте, два (Прелюдия, хорал и фуга и «Джинны») — абсолютные, по мнению Альфреда Корто, шедевры фортепианной литературы. Цикл Прелюдия, фуга и вариация представлял органное творчество композитора, к тому же, это — необыкновенно красивая музыка! В начале программы прозвучала еще одна, совсем маленькая (но с глубоким настроением!) пьеса позднего Франка — Медленный танец. Она не была объявлена в программе, так как являлась своеобразным эпиграфом к концерту.

- Как Вы считаете, насколько важно для исполнителя понимание Франка как личности?

- Для меня личность композитора и его творчество неразделимы: одно обуславливает другое. Такие композиторы как Лист, Рахманинов, например, обладали совершенно уникальными человеческими качествами, и я слышу это в их музыке! В своей работе со студентами я часто обращаюсь к психологической, личностной стороне творчества изучаемых композиторов.

Что касается Франка, то Ромен Роллан, хорошо знавший его, писал: «Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души», называя композитора «этот неземной Франк, этот святой от музыки». Воспоминаний подобного рода много (Венсан Д’Энди, Дебюсси и др.), и к ним стоит прислушаться: на мой взгляд, они могут оказать неоценимую помощь в интерпретации сочинений Франка.

- Что исполнитель музыки Франка должен донести до слушателя в первую очередь?

- Этот вопрос непосредственно связан с предыдущим. Очевидно, что постижение внутреннего мира композитора и раскрытие его в процессе интерпретации – сложнейшая задача, которую слушатель решает вместе с исполнителем. Однако, и для того и для другого не менее важен и «внешний мир» – та среда, в которой творил автор и которая питала его творчество. Антон Рубинштейн, Альфред Корто, Маргарита Лонг, Генрих Нейгауз, Болеслав Яворский и другие великие педагоги всегда требовали от своих учеников не только глубоких биографических знаний о композиторе, но и знания эпохи, в которой он жил, литературы этой эпохи, ее живописи, философских и религиозных течений и т.д.

Франк был человеком религиозным, служил в храмах, писал для органа. Надо найти в его сочинениях и передать слушателю это истинно религиозное чувство, возвышенное и глубокое даже в самых экстатических проявлениях. Это очень важно – не «приземлять» страстный романтизм его музыки!

- Какие трудности обычно возникают у студентов в работе над произведениями Франка?

- Трудностей много. Самое сложное произведение в программе концерта – Прелюдия, хорал и фуга. Чтобы как следует его исполнить, считал А. Корто, нужно иметь три руки, органные педали и регистры. Действительно, написав этот цикл для фортепиано, Франк, обращается к специфически органной фактуре и эффектам. А играть на рояле органные переложения всегда очень трудно, как в темброво-колористическом, так и в чисто техническом отношениях! В этом смысле очень «неудобен» также исполненный в концерте цикл Прелюдия, фуга и вариация, требующий больших пианистических умений.

Требования к исполнителю предъявляет и сложная форма сочинений Франка, в которой много экспериментаторских задумок. О специфике интерпретации образной, содержательной сферы его произведений я уже говорила, хотя Франк все-таки, прежде всего, – романтик, а опыт исполнения романтической музыки у студентов консерватории уже должен быть!

- Вы отдаёте предпочтение оригинальным фортепианным произведениям или переложениям?

- Оригинальным, конечно. Мне интереснее работать над фортепианными произведениями, которые написаны именно для этого инструмента, то есть с учётом особенностей звукоизвлечения, каких-то фортепианных приемов. Интереснее работать и с чисто фортепианной фактурой.

- Как Вы считаете, при исполнении переложений нужно ли имитировать звучание органа или нужно использовать возможности фортепиано?

- Это зависит от того, кто перекладывает органное сочинение и с какой целью. Например, Ферруччо Бузони настолько поклонялся органу, что его переложение для фортепиано Чаконы из Партиты для скрипки соло Баха звучит как транскрипция органной музыки. В переложениях Прелюдий и фуг и Фантазий и фуг Баха, которые сделал для фортепиано Лист, напротив, нет никаких органных эффектов. Он не стремился подражать звучанию органа. Им руководила, по-видимому, потребность «озвучить» эти замечательные произведения на фортепиано.

- Как часто сегодня исполняют сочинения Франка?

- На мой взгляд – незаслуженно редко! Например, «Джинны», которые, по мнению Корто (и я с ним согласна), являются одним из шедевров позднего творчества композитора, исполняются крайне редко, давно пребывая, почему-то, в разряде второсортной музыки!

Другой шедевр этого же периода – Прелюдия, хорал и фуга, будучи оценен по достоинству и востребован исполнителями, тем не менее, в престижной концертной практике встречается также нечасто. Редко, но исполняются все же Симфонические вариации для фортепиано с оркестром. И ни разу не слышала на большой сцене еще один шедевр (опять же, по Корто) позднего Франка – Прелюдию, арию и финал.

- Спасибо, Нонна Вениаминовна, за вечер прекрасной музыки и увлекательный рассказ. Впереди концерты, посвящённые 180-летнему юбилею И. Брамса и 170-летнему юбилею Э. Грига. Будем с нетерпением ждать новых встреч.

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Admin (15.03.2013) | Автор: Светлана Кулагина
Просмотров: 596 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]