Пятница, 22.03.2019, 19:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Искусство в движении

Ансамбль «Ars Mobile» не первый раз выступает на нашей сцене. Трио флейты, баяна и виолончели – единственное в своём роде, уникальное не только для России, но и для всего мира. Коллектив создан по инициативе преподавателей ННГК: лауреата 3-х международных конкурсов имени Бартока в Будапеште, композитора В. Холщевникова, лауреата международных и всероссийских конкурсов, доцента Ю. Гуревича, и заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры народных инструментов В. Голубничего. Коллектив стремится к приобщению широкой публики к академической музыке, благодаря аранжировке классической музыки. Мы беседуем с преподавателем ННГК Юрием Гуревичем.

- Когда образовалось содружество ансамбля и композитора?

- Всё началось с того, что как-то в разговоре с Владимиром Холщевниковым родилась идея: создать необычный коллектив, где каждый участник, в том числе и автор, смог бы реализовать свои самые новые творческие находки. Владимир Дмитриевич - удивительно талантливый человек, обладающий невообразимой фантазией. К тому моменту у него созрел ряд идей, которые ждали своего воплощения.

- При каких обстоятельствах вы познакомились?

- Знакомы мы с 1991-го года, когда я исполнил его поэму-фантазию для баяна соло, написанную в 1986-м году. Я был вторым исполнителем этого произведения в консерватории после В. Голубничего. Затем в 1996-м, уже в качестве дирижёра исполнил «Status animi» Холщевникова для виолончели, характеристического оркестра и ударных. Это - целая симфония, которая звучала более получаса. Тогда она произвела сильное впечатление: кто-то высказывался, что это не музыка, а кто-то отзывался восторженно. Следующим этапом был 1999-й год, когда была написана соната-элегия на темы из детского альбома Чайковского для 3-х струнных (скрипка, альт, виолончель), оркестра баянов и ударных. В 2004-м году в консерватории звучала вторая редакция этого сочинения. Несмотря на давнее знакомство, общение наше не было частым. Тем не менее, периодически мы с ним пересекались, беседовали о современном положении искусства, о его дальнейшем развитии. Ведь каждый композитор пытается заглянуть в будущее! И я для себя находил какие-то ответы на вопросы, стоявшие передо мной.

Шесть лет тому назад родилась идея создать ансамбль, где «костяком» является баян и виолончель. Для этого состава уже создано музыки примерно на четыре сольных концерта.

- А есть ли в истории исполнительства подобные ансамбли баяна и виолончели?

- Если посмотреть в целом, то авторы обращались к этим инструментам уже давно. У Софии Губайдулиной есть сочинение «7 слов» для виолончели, баяна и камерного оркестра. У Сергея Беринского - «Светлая печаль» («Dolche dolore») 1991 года. В Германии довольно распространены сочинения для баяна в камерном ансамбле. Тому есть две причины. Во-первых, баян – это портативный инструмент. В немецких костёлах, где нет рояля, на помощь приходит именно баян. А во-вторых, композитор ищет неординарность, необычные тембры. А баян до сих пор остаётся для композиторов инструментом «экзотичным», и, к сожалению, не всегда воспринимаемым профессионалами-академистами.

- Вероятно, это из-за его специфики. Ведь это зарубежный инструмент, пришедший к нам из Германии.

- Верно, но дело всё в том, что у нас молодая баянная школа. И конечно, она уступает, скажем, клавирной школе, которой 300 лет. Более чем в 3 раза – ей нет еще и ста лет.

- Вы остановились на том, как образовался ансамбль.

- Мы рассматривали вопросы о становлении коллектива, обсуждали его участников, репертуар. И после, придумали название. Ведь от него многое зависит. Заголовок определяет дальнейший ход развития. ARS – искусство, MOBILE – движение (имеется ввиду искусство в движении или движение в искусстве). Что это означает? Конечная наша идея – стремление к акционным формам, инсталляции, перфомансу. Важнейшая наша цель - разрушить стену между исполнителем и зрителем. В некоторых случаях сделать публику действующим лицом. Особенность в том, что наша аудитория может быть и непрофессиональной. Путём её вовлечения в исполнительский процесс, публика может постичь самую сущность музыки. Вы видели это на нашем концерте. Ну, а в дальнейшем мы будем развивать данную линию.

- В прошлом году Вы организовали абонемент «Ars Mobile приглашает друзей». Почему он не продолжен в нынешнем сезоне?

- В этом году слишком много концертов, связанных с юбилеем консерватории. А перегружать публику тоже не очень хорошо. Поэтому с В. Голубничим, профессором нашей кафедры, мы пришли к решению провести баянный фестиваль в начале марта следующего года и сделать абонемент как бы концентрированным.

- Будет звучать музыка современных композиторов?

- Не только. Мы планируем целый сольный концерт, посвящённый Александру Белошицкому - рано ушедшему из жизни украинскому композитору. Он хорошо известен нашим баянистам, но не широкой публике. Также планируется наш совместный концерт с профессором струнной кафедры Софией Пропищан, где мы исполним премьеры, ещё не звучавшие здесь. Будут и сольные исполнения, и дуэт баяна со скрипкой. Также мы планируем исполнение композиции Михаила Броннера «Адам и Ева» для скрипки и баяна. Из приглашаемых гостей – Игорь Жильцов, исполнитель из Москвы, который играет на необычном баяне с дифференциалом.

- А что это за инструмент?

- Обычный баян с мехом, разделенным перегородкой. Образуются две части: правая и левая, где каждая рука исполнителя самостоятельна. Этот инструмент очень интересен по тембру и возможностям репертуара. Пока в России, да пожалуй, и в мире, он звучит достаточно редко. Игорь Жильцов исполнит переложения популярной классики. Также выступят молодые лауреаты международных конкурсов, уже уверенно заявившие о себе: Никита Власов, Венедикт Пеунов, Александр Дударев, Михаил Никифоров.

- Расскажите немного о каждом из участников ансамбля.

- В первоначальном составе мы играли с Еленой Смолянской, старшим преподавателем струнной кафедры. Она - прекрасный музыкант с потрясающей интуицией, большой специалист в области старинной музыки. К сожалению, проработали вместе всего один сезон. Потребовался новый исполнитель, и Елена посоветовала свою студентку III курса Наташу Тельминову. Наталья очень быстро прогрессировала как музыкант, и сейчас она уже аспирантка.

С флейтистом Алексеем Грошевым мы совершенно случайно познакомились года четыре назад. Просто стояли на улице, и он как-то привлёк меня энергией и улыбкой. Мы много общались на музыкальные и житейские темы. В то время из Ростова-на-Дону пришли ноты «Испанских картин для флейты и баяна» Анатолия Кусякова. У меня родилась идея озвучить эти ноты в стенах консерватории. В 2003-м году мы с Алексеем впервые вышли на сцену. Трактовка оказалась удачной. Когда автор услышал диск, то признался, что это - одно из лучших исполнений его сочинения.

Коллектив - вещь заразительная. Было принято решение сохранить наше содружество и объединиться в трио. В прошедшем концерте участвовала пианистка, моя супруга Татьяна. Надеюсь, это не последнее наше выступление в таком составе. Для квартета с фортепиано Владимир Холщевников написал парафразы и транскрипции по лирическим пьесам Грига. Этот цикл звучит около 25 минут. Я надеюсь, что в ближайших сезонах мы его повторим. В прошлом году была премьера «Моцарт-клавира» для флейты, баяна, виолончели, клавесина, фортепиано и камерного оркестра. Дирижировал Игорь Жуков.

- Как Вы оцениваете перспективы Вашего творческого союза с Владимиром Холщевниковым?

- Мы постоянно укрепляем наш тандем. В нашей программе много транскрипций и парафраз музыки разных авторов. На предстоящем фестивале я впервые буду исполнять сольный цикл «Пять каприсов по фортепианным пьесам op.24 Р.Шумана» для баяна.

- Шуман - один из моих любимых композиторов. Думаю, эта фортепианная музыка после аранжировки будет звучать, скажем так, несколько необычно.

- Специфика фортепианной литературы в том, что её очень трудно адаптировать для баяна. Летом этого года я обратился к Холщевникову с просьбой поместить небольшие фортепианные пьесы Шумана в такую звуковую среду, чтобы не возникал вопрос их исполнения на чужеродном инструменте. Композитор глубоко понял мою идею, и осуществил её буквально за две недели. Впервые в баянной литературе появилось сочинения романтического плана. Надеюсь, что такой эксперимент окажется удачным!

Анастасия Ишкирейкина,

арт-журналист I курса ФДО

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Анна_Калягина (07.03.2007) | Автор: Анастасия Ишкирейкина
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]