Пятница, 22.03.2019, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Галерея памяти. Посвящается светлой памяти Натальи Яковлевны Лузум.

Как преобразилась, похорошела и помолодела Нижегородская консерватория в последние годы. А ведь совсем недавно она справляла шестидесятилетний юбилей!

Войдем же в ее двери и поднимемся по просторной, залитой солнцем лестнице - здесь на правах хозяина нас встречает сам Михаил Иванович Глинка. Глядит он с портрета на каждого, кто направляется мимо него в святая святых консерватории – Большой концертный зал. Под пристальным взором отца русской музыки попадаем в холл, где встречают уже десятки глаз. Слева и справа на стенах - галерея фотопортретов. На них запечатлены те, кого без преувеличения можно назвать родителями нижегородской консерватории. Это прославленные педагоги и музыканты, отдавшие все свои силы и таланты родной Alma mater. Какие удивительные, одухотворенные лица! Евгений Григорьевич Крестинский, Берта Соломоновна Маранц, Юрий Борисович Ром... К сожалению, все они уже не с нами.

На одной из фотографий - Наталья Яковлевна Лузум, Заслуженный деятель искусств России, профессор. Она была необычайно одаренным педагогом и музыкантом, неординарной сильной личностью. Тем, кому не довелось знать лично этого удивительного человека, многое расскажет сам портрет.

Красивая женщина смотрит прямо на объектив. Губы тронула мягкая материнская улыбка. Глаза… живут своей жизнью, точнее сотнями, тысячами жизней – настолько переполнены они нежностью и… невысказанной болью. Руки - обнимают друг друга, словно ищут опоры и тепла. Весь трогательный облик лучится добротой и сердечностью. Довольно одного взгляда на портрет, чтобы понять всю суть этой бескорыстной души, которая жила лишь для других.

Говорить о человеке, чьи шаги раздавались в стенах консерватории всего лишь несколько лет назад, непросто. Но необходимо. Ведь в том, каким стал наш храм музыки сейчас – доля и ее беззаветного служения.

Непостижимо, как успевала Наталья Яковлевна заведовать кафедрой, преподавать, аккомпанировать, концертировать, писать научные работы, статьи, быть матерью, женой, подругой…

То, что свершила эта женщина за свои шестьдесят четыре года хватило бы на несколько жизней. Она так жадно работала и так мало отдыхала, словно торопилась успеть выполнить свой земной долг сполна. И все, что делала, а точнее, чем горела, не оставляло равнодушной ее чуткую душу. Вот строки из книги "В ансамбле с солистом", написанной нашей героиней:

"Еще в годы моей консерваторской учебы один хороший скрипач на мой вопрос, как он занимается, ответил примерно так: "Сейчас я учу ноты, а потом буду делать музыку". Такое заявление повергло меня в полное недоумение. Как это понять: "потом делать музыку", из чего делать, как? Из выученных нот, но зачем же их учить отдельно от музыки? Это звучит так, будто музыка является одним из слагаемых исполнительского процесса. А ноты, что это? Просто знаки, обозначающие звуковысотность и длительность извлекаемых звуков? А то, что находится между нот, неужели это вообще не музыка?"…

 

Разные люди, с которыми довелось поговорить о Наталье Яковлевне, вспоминают сегодня о ней одно и тоже: честнейший, порядочнейший и добрейший человек, очень ответственный педагог, талантливейший музыкант.

Секрет всеобщей любви приоткрыли два ей близких человека: Ирина Геннадьевна Кузнецова и Нина Викторовна Санина.

Ирина Геннадьевна помнит героиню рассказа со времен своего студенчества. Тогда Наталья Яковлевна была педагогом-наставником, примером для своей ученицы:

- Главные качества, присущие ее выдающейся личности – увлеченность всеми музыкальными событиями страны. Не случайно статьи Натальи Яковлевны публиковались как в нашей нижегородской прессе, так и в музыкальных журналах "Музыкальная жизнь", "Советская музыка". Писала рецензии на выступления известных музыкантов, приезжавших в наш город, встречалась с ними, переписывалась. Она сама была интересным музыкантом и очень многопрофильным, владела большим репертуаром камерной, концертмейстерской, вокальной литературы. И что очень важно – имела тонкий музыкальный слух, строго следила за стилистической точностью исполнения, ведь ей были изучены традиции исполнения многих музыкальных произведений. Когда мы были уже коллегами, а она возглавляла кафедру, для нас было очень важно ее мнение, мы всегда прислушивались к нему. Слова этого всеми уважаемого профессора звучали всегда доброжелательно, тактично и были очень аргументированы.

Размышляя о неистощимой энергии своего педагога, Ирина Геннадьевна сказала:

- Музыка давала ей силы для работы и жизни. Особенно любила Шумана, была первым исполнителем "Жития Марии" Хиндемита в Нижнем Новгороде и играла очень много произведений нижегородских композиторов. Она была вдумчивым исполнителем обладающим ясной и логически построенной формой, сдержанным во внешних проявлениях эмоций и очень глубоким по сути.

Нина Викторовна Санина поделилась самыми сокровенными воспоминаниями:

- Она была моей сердечной подругой. Мы поступали вместе и учились на одном курсе. Я помню, как она играла на вступительных экзаменах Первый фортепианный концерт Рахманинова. Это было что-то невероятное! Я такой игры не слышала ни разу за всю свою жизнь. Полетное, неземное исполнение. Оно показывало настоящую ее душу – необыкновенно добрую, светлую, теплую… Наташа - музыкант самого высокого класса. Она была замечательным исполнителем, концертмейстером, мыслителем, настоящей умницей.

На вопрос об истоках духовности и культуры своей подруги Нина Викторовна сказала:

- Она черпала все эти начала в себе самой. Талантливый человек сам все постигает. Можно быть учеником самых великих педагогов и ничему не научиться.

Затем с улыбкой и легкой грустью вспоминала годы общения с Натальей Яковлевной:

- Наша дружба началась уже в студенческие годы и продолжилась по моему возвращению в родной город, когда она уже преподавала в консерватории. С тех пор мы общались, до самых последних ее дней. Ежедневно звонили друг другу. Это были поздние ночные телефонные разговоры, после полуночи, когда были закончены все домашние дела в семье Лузум. А после беседы Наташа садилась за рабочий стол и писала научные труды, стать и стихи… почти до утра. На сон у нее оставалось лишь несколько часов – надо было на работу. Она всегда оставалась энергичной, собранной и приветливой. Посмотрите на ее портрет – она всегда такой была…

Последуем же совету Нины Викторовны и вернемся на прощание в галерею памяти. Десятки глаз внимательно смотрят на нас: Александр Александрович Касьянов, Галина Ивановна Козлова, Игорь Владимирович Способин, Наталья Яковлевна Лузум – "созвездье дружеских сердец "…

Постоим же здесь немного, мысленно поблагодарим и улыбнемся им в ответ.

 

Выпускница ФДО ННГК 2007 года

Наталья Дзюбо

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Анна_Калягина (23.09.2007) | Автор: Наталья Дзюбо
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]