Понедельник, 25.03.2019, 02:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Душа балалечника

Балалайка - инструмент, с которым я уже очень долго общаюсь и которому не перестаю удивляться! Русский народный инструмент впитал богатство русских земель, рек, глубину русской души. Своими звуками он заставляет испытывать самые сокровенные чувства!

С.П. Малыхин

Светлый, молодой, бодрый, эмоциональный, артистичный — всё это об одном человеке — профессоре кафедры народных инструментов Сергее Павловиче Малыхине. Достигнув высот в исполнительстве и педагогике, он трепетно любит свою родину и предан делу, которому служит уже много лет. Сегодня ему исполнилось 50.

- Сергей Павлович расскажите, пожалуйста, о ваших учителях?

- На моем жизненном пути мне встретились прекрасные люди, выдающиеся личности, профессионалы своего дела. В музыкальной школе моим наставником был А.С. Ходанович, в Северодонецком музыкальном училище — И.В. Рябоконь, в Донецкой консерватории – профессор Е.П. Полихрониди. Незабываемым было общение с композитором Е. Тростянским, в то время аспирантом Киевской консерватории и ярчайшим представителем украинской балалаечной школы. В Горьковской консерватории мне посчастливилось учиться в ассистентуре-стажировке у Заслуженного деятеля искусств России, Заслуженного артиста России, профессора В.Б. Болдырева. Это музыкант и исполнитель высочайшего уровня, мудрый педагог и прекрасный человек, который на сегодняшний день практически определяет ведущие тенденции исполнительства на балалайке в России. Все они направили меня в искусство, нацелили на творческий поиск, показали своим примером основы педагогического мастерства.

- Вы окончили Донецкую консерваторию. Есть ли разница между Украинской и Российской балалаечной школами?

- Прежде всего, разница связана с технологией звукообразования. Народный артист СССР, профессор П.И. Нечепоренко (московская школа) при постановке основывался на ударе, а Народный артист России, профессор Е.Г. Блинов, основатель украинской, а позднее и екатеринбургской школы, за основу брал щипок. Там еще много нюансов в каждом игровом приёме, да еще и в условных обозначениях штрихов. Многие конкурсы показывают, что представители московской школы играют чисто, технично (речь идет о подаче звука), а объема звука в большом зале не хватает. Украинско-уральская школа, наоборот, обладает плотным, крепким звуком, прекрасным и разнообразным тембром инструмента. Наверное, поэтому Москва больше воспитывает солистов, которые здорово владеют инструментом, но в большинстве своём не могут играть в оркестре и ансамбле, а украинско-уральская школа, настроенная на раскрытие широких звуковых возможностей балалайки, помимо воспитания солистов, большое внимание уделяет становлению артистов ансамблей и оркестров.

Длительное время в российской школе упор был сделан на переложения классических произведений, но, к счастью, сейчас в столице появился огромный интерес к сочинениям, написанным специально для балалайки. Такие композиторы как А. Кусяков, К. Мясков и др. заложили фундамент современной музыки, которая сейчас звучит в полной мере во всех учебных заведениях и концертных залах. Естественно, много ярких представителей и в той, и в другой школе. Я очень благодарен В.И. Болдыреву за то, что он не стал замыкать меня на принципах московской школы. Он сказал: «А ты попробуй соединить объемный, плотный звук и энергичный посыл (отличительная черта украинской школы) с совершенной техникой и аккуратностью звука (основные черты московской школы)». Сведение этих двух направлений сродни смешанным бракам, в которых рождаются очень красивые дети (смеётся).

- Какую роль сыграла в Вашей жизни победа во Всеукраинском конкурсе?

- Конкурс проходил в советское время в Ивано-Франковске в 1988 году. Он был настолько масштабным, что шел почти месяц. Там были представлены все специальности и ансамбли. Проходил он в три тура, с участием Национального Академического оркестра народных инструментов Украины под управлением Народного артиста Украины, профессора В.Е. Гуцала.

Сейчас конкурсов бесчисленное множество. Все зависит лишь от желания и возможностей участников. И поэтому конкурсы несколько потеряли ту значимость, которая была в советское время.

А тогда, после победы мне сразу же предложили играть сольный концерт в Донецкой филармонии, сразу дали возможность работать. И все лауреаты того времени не потерялись, ведь это считалось очень престижно.

- Как Вы попали в Нижний Новгород? Почему именно этот город?

- Всё началось с того, что мы с женой как-то сыграли в Горьковской консерватории концерт, а после этого пришла телеграмма с приглашением на работу за подписью Народного артиста России, профессора А.А. Нестерова. У всех перехватило дыхание (как в финальной сцене «Ревизора»)… С Украины – в Россию! Ведь это же Горький! Культурный центр Поволжья! Ещё учась в Донецке, я уже был наслышан о горьковчанах — Н. Чайкине, В. Голубничем, В. Кузнецове, Г. Мамайкове. Их имена были у всех на слуху, они были для нас своего рода маяками. Было к чему стремиться и у кого учиться. Поначалу было трудно… Но спасибо кафедре.

- Какую кафедру Вы увидели, когда приехали, и какая она сейчас?

- Когда я приехал в 1989-м году, я увидел очень серьезную кафедру, возглавляемую Ю.В. Бардиным. Центром притяжения был Н.Я. Чайкин, которого знали и ценили во всем музыкальном мире. Вокруг этой личности вращалось всё и вся. У него учились, с ним общались. И для меня очень большое счастье, что я застал то время, что играл в авторских концертах Николая Яковлевича. В марте 1990 г. в Горьком проходил IV Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, в организации которого кафедра принимала активное участие. На том конкурсе «взлетел» оркестр русских народных инструментов под руководством В.А. Кузнецова, который аккомпанировал участникам Третьего тура конкурса! Вся Россия тогда была потрясена высочайшим уровнем этого коллектива. Играя в нём, мне казалось, что оркестр в паузах не дышит, боясь малейшим шорохом помешать солисту. Этот последний советский конкурс народников прошел блестяще.

И до сих пор у нас очень активная, целеустремлённая кафедра, занимающая лидирующие позиции в народно-инструментальном искусстве не только в России.

- Есть ли какие-то особенности у нижегородской школы?

- Нижегородская школа преуспевает в звуковом плане, даже по сравнению со всей Россией. Здесь очень много внимания уделяется качеству звука. Важно, чтобы твой инструмент звучал высококлассно. И в этом плане наш народный оркестр – высококлассный инструмент.

- Какой Ваш главный педагогический принцип?

- Я очень люблю рассказывать своим ученикам одну притчу. Две лягушки попали в горшочек с молоком, и одна, не веря в свои силы, утонула. А другая - боролась, била лапками, трудилась, и наконец, под её ногами образовалось масло. Этот принцип очень помогает в педагогической работе и в исполнительстве. Ведь, как говорится, капля камень точит. Ученик трудится, работает, познаёт, слушает, читает – и, в конце концов, демонстрирует свое мастерство. Сегодня недостаточно просто хорошо владеть инструментом, нужно быть многогранной личностью, способной доказать в коллективе свою состоятельность, уметь организовать, сплотить вокруг себя единомышленников, воспитать ученика и передать ему свои знания и умение.

- А какие качества Вы цените в исполнителях?

- Это должна быть личность, яркая личность, с сильной эмоциональной отдачей. Вы можете себе представить театрального актёра, который выходит на сцену и бормочет себе под нос что-то вне образа? Мне близки те исполнители, которые заряжены энергией, артистичные, умеющие перевоплощаться.

Я пытаюсь в каждом своём ученике искать ту искру, из которой потом разгорится костёр. Дети приходят с интересом, желанием научиться играть, им хочется развиваться, покорять новые вершины. Педагог обязан помочь им раскрыться!

- Вы организатор, исполнитель, педагог… Как Вы все успеваете?

- Мне помогают значимые для меня люди, мои концертмейстеры: Т.В. Бевз, которая со мной работает уже двадцать четыре года, и моя супруга А.В. Малыхина - это надёжные и любящие балалайку прекрасные женщины! Когда мне нужно куда-то уехать, я знаю, что они всегда позанимаются, проведут уроки. Мы связаны единой целью. Так и образовывается коллектив.

- А в людях какие качества Вам не нравятся?

- Я не принимаю предательство в любом виде. Когда я служил в морской пехоте (зам. командира взвода) в Севастополе, то там, в закрытом пространстве люди познавались очень хорошо. Нужно всегда оставаться человеком, отвечать за свои поступки.

Очень не люблю двуличие. Я просто этого не понимаю. И я очень ценю надёжность и чувство локтя, когда ты можешь на человека опереться. Своих ребят я так же воспитываю. Они должны знать, что подводить нельзя. Я стараюсь, чтобы мои ребята дружили. Они общаются между собой, ездят друг к другу. И всегда отзовутся, придут на помощь. Все знают, что в одиночку трудно, гораздо лучше, да и интересней, когда все вместе. Мне отрадно, что всегда у меня были и есть помощники, соратники.

- Что для Вас главное в жизни и в музыке?

- Всегда нужно любить своё дело. Это и в музыке, и в жизни. Если вы берётесь за что-то, то надо это полюбить и сделать по-настоящему, от души. Тогда все будет получаться!

Беседовала Анна Калягина

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Анна_Калягина (15.03.2013) | Автор: Анна Калягина
Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]