Воскресенье, 18.11.2018, 00:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Дирижёр-легенда

Есть люди, энергии которых хватает не только на воплощение множества идей, но и на помощь другим. Они помогают словом, делом. Окрыляют своим талантом множество душ. И кажется, будто они посланы на Землю для выполнения определенной миссии. Такова Маргарита Александровна Саморукова — человек-эпоха, человек-легенда.

Юность Маргариты Александровны пришлась на годы войны. Оставшись одна с матерью после того, как отец был убит немцами за помощь партизанам, она выжила в одном из самых страшных мест на земле – в оккупации Ржева, которая длилась долгих 17 месяцев.

После войны она поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, а затем в консерваторию в класс Лео Гинзбурга, ученика великого Николая Малько. Работа главным хормейстером в Татарском и Горьковском театрах оперы и балета стимулирует Маргариту Саморукову к продолжению образования. Она едет в Ленинград, где поступает в консерваторию на кафедру симфонического дирижирования в класс профессора Н.С. Рабиновича, также ученика Малько.

По окончании Ленинградской консерватории в Горьком начался главный этап жизни Маргариты Александровны — работа с учениками.

В её классе существовала уникальная система организации и проведения классных концертов, где каждый студент, начиная с первого курса, учился выполнять все внесценические обязанности, с которыми сталкивается дирижер в своей практике Как рассказывает главный дирижер и художественный руководитель Архангельского государственного камерного оркестра Владимир Онуфриев, эта работа включала и подготовку нотного материала, и организацию рабочего пространства перед концертом, сбор публики, её оповещение, распечатку афиш: «Деловая работа менеджера, которой нам потом пришлось заниматься во взрослой жизни».

Воспитание дирижерского духа было отдельным пунктом подготовки будущих кадров. Ходило много легенд о методах М.Саморуковой. Так однажды, занимаясь со старшекурсником, она задержала урок первокурсницы Веры Елисевниной, а потом отчитала её: «Каким же ты будешь дирижером, если не можешь время себе отвоевать? Я тебе отвоёвывать не буду. Вот выгонишь с подставки В.Канакова, тогда ты будешь дирижёр».

Вспоминает ученик Маргариты Александровны, ныне дирижер театра «Новая опера» Андрей Лебедев: «Она воспитывала сам дух. Начиная с того, как ты входишь в класс, как ты должен выходить к публике, какое уважительное отношение должно быть к каждому из оркестрантов. Она говорила, что профессия дирижера должна отражаться в манере поведения не только за пультом, но и в жизни, в общении с людьми, в общении с книгами, с нотным текстом».

Маргарита Александровна могла заниматься с учениками днём и ночью, если считала, что времени на уроке было недостаточно. Того же она требовала от своих студентов безукоризненной пунктуальности, настойчивости и организованности. Известны её слова: «Дирижер – это 90% организации и 10% музыки, но эти 10 ты должен делать на 120%».

«В результате уроков и всей целостной системы профессионального воспитания возникало понятие, что дирижерство – это не тёмное дело, а совокупность мануального, психологического и делового управления» (Владимир Онуфриев).

Дважды в неделю она ездила со своими учениками в Дзержинское музыкальное училище, где они имели возможность «дирижировать живым звуком» — оркестром учащихся. «Сейчас я понимаю, что без этой практики я не стал бы тем, кто я есть. Это были первые робкие шаги, без которых не удалось бы так быстро овладеть профессией» (Андрей Лебедев).

Маргарита Александровна проводила бесплатные мастер-классы для всех желающих студентов. Эти студенты собирались в небольшой хор, на котором под её руководством каждый мог попробовать свои силы. Она объясняла им всё: начиная с того, как нужно давать ауфтакт, заканчивая тончайшими оттенками музыкальной мысли.

К своим студентам М.А. Саморукова относилась, как к родным детям. Отправляя их в Москву или Санкт-Петербург на кафедру симфонического дирижирования (в Горьковской консерватории её тогда не существовало), Маргарита Александровна, не взирая на многочисленные возражения, регулярно высылала им деньги. Она говорила ученикам: «Ты должен не думать о хлебе насущном хотя бы первое время для того, чтобы целиком и полностью посвятить себя профессии».

Её характер отличался удивительной прямотой и отсутствием каких-либо комплексов. Главный дирижер Северо-Осетинского театра оперы и балета Евгений Кириллов рассказывает: «Однажды мы встречали дирижера на вокзале, и она мне говорит: „Кириллов, ты иди в главный зал, а я в пригородные кассы “. А у меня ни таблички, ничего, я не знаю этого человека. И как мне его найти? „Вот так вот “, - она завела меня в пригородные кассы и как закричит на всё фойе: «ВЛАДИСЛАВ БЕЛИНСКИЙ, ПОДОЙДИТЕ СЮДА!!!» Я, конечно, пошёл, но, честно говоря, сделать этого никак не мог. А она могла всё».

Маргарита Саморукова до последних дней жизни работала на пяти рабочих местах, участвовала в концертах как приглашенный дирижер с оркестрами в других городах, помимо этого сотрудничала с благотворительным фондом «Новые имена», состояла в Хоровом и Музыкальном обществах.

У Саморуковой был технически безупречный стиль дирижирования, благодаря чему её мог понять любой коллектив. Музыкантам было удобно играть и петь по её руке: кристальная ясность жеста и абсолютная точность образов соединилась с глубиной эмоционального проникновения в музыку.

Теперь за М.А. Саморукову говорят её ученики, которые работают по всей стране с народными, академическими и хоровыми коллективами, преподают в вузах, работают на радио. Они боготворят её труд, её непревзойденный педагогический талант и огромное сердце и считают, что они не состоялись бы без Саморуковой.

Валерия Бражникова

 

 

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Ольга_Капустян (06.09.2015) | Автор: Валерия Бражникова
Просмотров: 913 | Теги: Маргарита Александровна Саморукова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]