Пятница, 22.03.2019, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

«Человеческий голос» Светланы Савенко

«Светлана Ильинична, представляет столь редкий, к сожалению, сейчас тип ученого-музыковеда, Музыковеда с большой буквы. Ясность и острота мысли, отточенность и чеканность формулировок, смелость и в то же время глубокая обоснованность научных концепций, - все это не могло не восхищать меня и тогда, когда я училась у нее, и теперь, когда общение со Светланой Ильиничной продолжает давать неоценимый импульс к собственной научной работе» 

(доцент Нижегородской консерватории  Ю.С.Векслер).

Прошлый год для нашей консерватории стал знаменательным. За обилием концертов, прошедших в рамках празднования 60-летия, остался незамеченным маленький факт. Равный юбилей отмечала С.И. Савенко.

Много ли вы знаете музыковедов, совмещающих преподавательскую деятельность с исполнительской? Я - нет. Светлана Ильинична органично несёт в себе этот талант. Профессор московской консерватории, доктор искусствоведения, много лет отдавшая работе нашего ВУЗа, взрастившая целую плеяду учеников, как на нижегородской, так и московской земле, в тоже время посвятившая себя вокальной музыке.

К сожалению, сейчас общение с ней ограничивается лишь приездами на защиту дипломных работ наших студентов. А когда-то Светлана Ильинична вела лекционные курсы по истории музыки. Она же активно пропагандировала в Нижнем вокальное творчество современных композиторов. Концерты с её исполнением Шёнберга, Веберна и Берга, Вайля и Кейджа открыли нижегородцам практически не исполняемую музыку.

Современные технологии и всемогущий интернет помогли, пусть в виртуальном, но диалоге задать несколько вопросов Светлане Ильиничне.

- Вы ярко проявляете себя как певица, исследователь и педагог. Чему Вы отдаёте предпочтение?

- Я бы сократила число предпочтений до двух: музыковедение и исполнительство, поскольку второе и третье в Вашем вопросе - в принципе одна сфера. Если бы явно предпочитала одно, то, наверное, отказалась бы от другого. Так что пытаюсь совмещать, насколько возможно, хотя это не простая задача – у теоретической и практической деятельности разная психология и физиология.

- Вы - известный специалист в области современной музыки. Чем вызван Ваш интерес к ней? И почему выбрано именно это направление?

- Интерес очень давний и связан он с тем, наверное, что во времена моей молодости современная музыка была очень живым, богатым и во многом неизвестным явлением. К тому же она рождалась рядом, на наших глазах. Плюс она не очень поощрялась официально, что было дополнительным стимулом тяготения к ней.

Связь двух консерваторий - столичной и провинциальной - издавна держалась на преподавательском составе. Практически все профессора, не только кафедры музыковедения, закончили московскую аспирантуру. Светлана Ильинична не стала исключением.

- Вашим наставником был Ю.Н. Холопов. Какими принципами он руководствовался в работе со студентами? Пользуетесь ли Вы его методами?

- Мы просто занимались музыкой, и Юрий Николаевич открывал мне в ней то, что я не видела…. Еще у моего учителя была исключительная способность к точным формулировкам, к созданию научного аппарата, особенно терминологического. Сознательно я не пользуюсь его методами, однако надеюсь, что чему-то научилась у Юрия Николаевича  и как педагог.

Так что учеников С.И. Савенко можно отчасти отнести к «внукам» Ю. Холопова.

- Чем стало для Вас обучение в консерватории?

- Разумеется, много чем: узнаванием нового (концерты и прочие художественные впечатления – как вспоминаю, их было очень много), постепенным обретением профессии (хотя это не всегда осознавалось тогда) и даже выбором позиции в жизни и в профессии, поскольку время (я училась в МГК в 1964-69 и в аспирантуре в 1969-72) было бурное. Приходилось выбирать между профессиональной честностью и жизненным успехом (карьерой, например).

- Отличаются ли сегодняшние студенты от тех, что были 20 лет назад? И есть ли принципиальное отличие московских студентов от нижегородских?

- Как ни странно, мне кажется, не очень отличаются. Во всяком случае, хуже они не стали, скорее лучше: у них шире кругозор, нет той «зашоренности», которая была в прежние времена. Если говорить о музыковедах, есть и, безусловно, приятное отличие: стало больше мальчиков (по крайней мере, в Москве), и это хорошо не только для девочек-сокурсниц, но и для профессии. Московские студенты всё же сильнее, а других особенных отличий я не вижу.

- Что для Вас Нижний Новгород и наша консерватория?

- Нижний Новгород и консерватория – это замечательные люди, мои коллеги, это мои ученики, моя профессиональная жизнь в лучшие годы, и просто родное место!

Как солистка ансамбля «Студия новой музыки» Светлана Ильинична пребывает в постоянных разъездах - не только по России, но и за рубежом. Восторженные отзывы о ней можно найти как в отечественной прессе, так и в Германии, Франции. Современную вокальную музыку исполняют редко в силу ее «сложности», и можно предположить, что по-музыковедчески широкий взгляд помогает Светлане Ильиничне интерпретировать и пропагандировать это искусство.

- Согласны ли Вы с позицией "искусство ради искусства"?

- С этой идеей нельзя соглашаться или не соглашаться абстрактно, на пустом месте. Все зависит от условий. В нашем российском контексте эта позиция практически почти никогда не выживала, и, хотя бы по этой причине, могла бы стать полезной. Но более чем на маргинальное существование она у нас рассчитывать не может…

- В последние годы много говорят о духовном возрождении России. Оно ярко отражается в литературе, кино, театре. Как Вы считаете, происходят ли сходные изменения в музыкальной исполнительской практике?

- У меня не такой оптимистический взгляд на духовное возрождение России; по-моему, дело обстоит сложнее. Если иметь ввиду под исполнительской практикой концертную жизнь, то она, конечно, меняется, но не в одну какую-то сторону, а более разнообразными способами. Коротко об этом не скажешь, здесь нужно писать статьи и книги. Что-то, безусловно, стало лучше, но что-то и утрачено.

Кстати, о литературе. Светланой Ильиничной написано множество научных книг по современной музыке. При всей занятости, она следит за театральными новинками, откликается на них в прессе и интернете.

Конечно, наш виртуальный диалог не мог исчерпать всех тем для общения. Хочется пожелать Светлане Ильиничне творческих успехов и долголетия, и почаще приезжать к нам!

Виртуально беседовала арт-журналист I курса ФДО Анастасия Ишкирейкина

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Анна_Калягина (03.05.2007) | Автор: Анастасия Ишкирейкина
Просмотров: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]