Понедельник, 25.03.2019, 02:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

А напоследок я скажу…

К сожалению, в последнее время жанр старинного русского романса практически предан забвению среди певиц с народными голосами. Старшее поколение прекрасно помнят насыщенное, проникновенное исполнение Изабеллы Юрьевой, Лидии Руслановой и Людмилы Зыкиной. Не случайно именно на народные голоса так гармонично ложатся романсовые интонации – ведь они близки русской народной песне по мелодике и содержанию. 

Татьяна Кошелева – заслуженная артистка России, профессор Нижегородской консерватории, всю жизнь посвятила русской песне и романсу. И вот настал день, когда она выводит на сцену большого зала консерватории своих воспитанников и с гордостью слушает овации зрителей в их адрес.

Кроме известных старинных русских романсов, таких как «Очаровательные глазки», «У церкви стояла карета», «Динь-динь-динь» и др., на концерте были представлены романсы из кинофильмов – «Любовь - волшебная страна» (к/ф «Жестокий романс»), «Нет, эти слезы не мои» (к/ф «Роман в русском стиле»), цыганские – «Ой, да не будите» и современные романсы, которые еще малоизвестны - «Вчера еще» В. Фридмана. Самые разнообразные переживания, все краски эмоциональной палитры воплощены в них: от задумчивого воспоминания о прошлом «Однозвучно гремит колокольчик», к драме в «Шелковом шнурке» и до безудержного веселья - «Дорогой длинною».

Сама же Татьяна Алексеевна еще в юности влюбилась в романс и по cей день исполняет его с удовольствием. В последние годы знаковым для нее стал романс Алябьева «Нищая».

- На сегодняшний день он мне ближе всех остальных. Его драматизм, к сожалению, был и остается актуальным. Я всегда, когда его исполняю, моментально вхожу в образ, вижу этот снег, стужу, нищих, которых сегодня очень много…

- А есть ли у Вас какой-то эталон исполнения романса?

- Мне очень нравится Изабелла Юрьева. Она пела широко, свободно, повествовательно. Особенно люблю цыганские романсы в ее исполнении. Они очень близки моей душе, потому что их пела и моя мама, от которой я унаследовала голос.

- Когда Вы работаете со студентами над романсами, то чего стараетесь добиться от них?

- Во-первых, естественности и проникновенности. Ведь старинный романс очень много претерпел, прежде чем дошел до нас. Поэтому добиваюсь от девочек того, чтобы они погрузились в атмосферу того времени, в переживания лирической героини. Молодым певицам очень трудно это понять и воплотить.

И, конечно, не все мои ученицы могут петь романсы. До них нужно как бы дорасти. Например, я была уверена, что одна из моих студенток, Мария Беляева, более органично исполняет лирические песни, и вот теперь, когда она уже на 3 курсе, мы попробовали обратиться к новому репертуару, и я увидела, что ей подвластен даже драматический романс.

 Дарья Сикальская тоже недавно обратилась к этому жанру, хотя я всегда видела в ней интересную, перспективную исполнительницу народных песен. Оказалось, нет. Когда человек многое понимает и многого хочет добиться, то ему это удается. Вот у Ксении Лазуниной голос ближе к романсовому, и ей в этом плане проще. Надо было только найти те произведения, которые бы и нравились и хорошо звучали. Главное ведь – душа, если душой человек окунается в эту атмосферу, передает ее, тогда все получится.

Дарья Сикальская после концерта поделилась:

 - Как и любой певице, мне хотелось попробовать разные жанры и, конечно же, романс. Правда, я поняла, что все-таки ближе мне русские народные песни. Но романс стал хорошей школой, ведь это всегда какая-то жизненная история, которую хочется рассказать очень искренне и достоверно.

 Наверное, романс – этот тот жанр, который требует от исполнителя не только вокального мастерства, но и человеческой зрелости? Татьяна Кошелева с этим согласна:

- Конечно, надо пройти уже какой-то жизненный путь, иметь сердечный опыт, чтобы передать чувства, которые заключены в романсе. Чтобы петь о разлуке, надо сначала хотя бы раз в жизни полюбить, разлюбить - выстрадать. И, в то же время, романс пробуждает душу и воспитывает чувства, и в этом смысле, мне кажется, наш концерт удался. Я сужу не только по восприятию зрителей, но и по реакции участниц - они остались довольны, и это важно.

 А что же скажут зрители?

Полина:

 - Мне очень понравился концерт, хотя такое исполнение романсов было немного непривычным. Интересным показалось то, что в одной программе были объединены и старинные романсы и современные. Запомнились выходы на сцену самой Татьяны Алексеевны Кошелевой. Приятно было видеть так много цветов и подарков…

Ирина:

- В целом, у меня осталось положительное впечатление от концерта, хотя, если быть честной, то некие штампы в жестикуляции и пластике мешали наслаждаться исполнением. Романс – это все-таки более интимный жанр, это не шоу. Здесь должно что-то другое открываться. Но мне очень понравился дуэт Марианны Блинновой и Ксении Лазуниной в сопровождении двух гитар. Здесь как раз не было позерства, а была искренность. Так же мне запомнилось выступление Марии Беляевой, особенно ее романс «Любовь - волшебная страна». Она попала мне в душу. Еще мне хочется похвалить вокальный ансамбль. Пели очень ровно, слаженно, никто не выбивался. Звучание было объемным и насыщенным. Очень понравилось разнообразие номеров. Да и аккомпанемент был разнообразным: и народный инструментальный ансамбль, и пианисты, и гитаристы. Не было академической сухости. Вообще я на этом концерте поняла, что не то важно, насколько сильный у тебя голос, каков его диапазон, а важно, чтобы шло это все от сердца. И у многих исполнительниц это было.

Возрождение забытой традиции вдвойне ценнее, если к этому причастно новое поколение. Это очень отрадно, что юные певицы искренне, от всего сердца поют преданные забвению, но до боли родные мелодии и слова, которые, кажется, заложены на генном уровне в каждом русском человеке.

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Admin (07.04.2012) | Автор: Ксения Лазунина
Просмотров: 1121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]