Пятница, 22.03.2019, 19:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

А.Д. Улыбышев – жемчужина русской культуры

12 ноября в Нижнем Новгороде открылся фестиваль искусств «Улыбышевские ассамблеи», посвящённый 220-летию со дня рождения представителя золотого века русской культуры мецената, писателя, ценителя и знатока театра, музыканта, написавшего первое фундаментальное исследование о В.А. Моцарте, Александра Дмитриевича Улыбышева. Главной задачей своей организаторы ставили возрождение несправедливо забытого имени, столь значимого как для Нижнего Новгорода, так и для всей России. «Таких емких, мощных и прогрессивных личностей как Улыбышев в наше время, к сожалению, не хватает» - сказал во вступительной речи ректор ННГК и председатель оргкомитета Э.Б Фертельмейстер. И как отметил доктор исторических наук А.А. Кузьмин, высказывая слова благодарности идеологам и организаторам фестиваля, одна из важнейших задач нашего и будущих поколений состоит в том, чтобы «поднимать со «дна» такие драгоценные жемчужины, как Александр Дмитриевич, делая из них прекрасные ожерелья наследия русской культуры».

Программу фестиваля открыла научно-теоретическая конференция, на которой с разных сторон рассматривалась личность и деятельность А.Д. Улыбышева: поднимались вопросы музыкознания, культурологии, филологии, истории. Поводом этому стала малоизученность персоны Александра Дмитриевича, отсутствие многих фактов его биографии, а также его долгое забвение в культурных кругах отечества.

В самом начале конференции публику ждал небольшой сюрприз — видеообращение семьи Покровских, потомков Улыбышева, со словами приветствия, пожеланиями и надеждами в адрес открывшегося фестиваля.

Темы выступлений были самыми разными. В первую очередь стоит выделить доклад кандидата филологических наук В.Ю. Белоноговой «Почему был забыт А.Д.Улыбышев?». Валерия Юрьевна отметила, что на данный момент научных работ и исследований, посвященных Александру Дмитриевичу, к сожалению, слишком мало, но даже то немногое, что есть нуждается в тщательной перепроверке и переработке. В своем выступление В.Ю. Белоногова привела ряд примеров ошибочных исторических фактов биографии Улыбышева, а также опровергла некоторые мифы, созданные вокруг личности Алесандра Дмитриевича. В их числе мифы о Улыбышеве-декабристе, его прямом родстве с В.И. Лениным, дружбе с А.С. Пушкиным и о причинах его переезда в Нижегородскую губернию, а также восполнила некоторые пробелы его биографии документальными фактами.

«Театр, театр — отрада моя» - тему страстной любви Александра Дмитриевича к театральному искусству выбрал для своего выступления нижегородский писатель и театровед Жучков Вячеслав Ильич. Речь шла о культурной деятельности Улыбышева в Нижнем Новгороде, его страстях, увлечениях и вкладе в театральную жизнь города. В.И. Жучков тонко подметил сходство между Улыбышевым и тем, как Пушкин описывает Ленского в поэме «Евгений Онегин»: «В свою деревню в ту же пору/ Помещик новый прискакал...» На эту связь, по его мнению, указывает и то, что оба из них владели имениями в Нижегородской губернии, а также и тем, что Александр Сергеевич и А.Д. Улыбышев приехали туда в один и тот же 1830 год.

 «Ассамблеи» продолжила встреча в Нижегородском музее имени Н.А. Добролюбова, где была организована выставка некоторых работ Александра Дмитриевича, предметов, воссоздающих атмосферу его времени, а также некоторых исследовательских изданий, связанных с его именем. В выставку вошли экспонаты, связанные и с фигурой М.А. Балакирева, воспитанника Улыбышева, создателя музыкального кружка «Могучая кучка», без которого, во многом, сейчас была бы немыслима русская музыкальная культура.

Еще больше в атмосферу XIX века слушателя погрузил концерт камерной вокальной музыки, преподнесенный студентами вокального факультета ННГК в столь характерной для того времени форме домашнего музицирования.

В небольшой комнате с немного приглушенным светом звучали романсы М.И. Глинки, А.Е. Варламова, П.И. Чайковского и, конечно же, арии и дуэты из опер столь обожаемого Улыбышевым В.А. Моцарта. Символичным было и то, что в этом здании так же, как и в доме на Большой Покровской, Александр Дмитриевич проводил музыкальные вечера.

Программа фестиваля затронула творчество Улыбышева и как литератора. Многое было сказано о его театральных пьесах, постановках, в том числе, Белоногова В.Ю упомянула о том, что не редко некоторые пьесы ставились и в домашней обстановке на творческих вечерах. Также Валерия Юрьевна представила издание одной из пьес Александра Дмитриевича «Вздыхатель без денег», которая возможно станет одним из важных шагов к возрождению его имени.

Вечером, в Большом зале консерватории «Улыбышевские ассамблеи» продолжил концерт камерной музыки. В нем приняли участие преподаватели и студенты ННГК, а также ученики детских музыкальных школ. В афише было сказано, что во время выступления публику ожидает сюрприз. Концерт начался. Прозвучало всего несколько номеров и зал замер в ожидании. Наконец-то объявили долгожданный сюрприз. И вот, на сцену с восторженными пламенными словами вышел сам Улыбышев! Он, как и прежде, прерывая следование номеров, с огромной воодушевленностью восторгался произведениями Моцарта, Глинки, а порой, забываясь, увлекался рассказами из собственной биографии. Благодаря этому, концерт превратился в целое театральное представление, сопровождающееся то вокальными номерами, то инструментальным ансамблевым исполнением музыки Моцарта, Мендельсона, Гайдна, Даргомыжского, Глинки и других.

Также зрители увидели фильм об Александре Дмитриевиче, созданный заведующей кафедрой музыкальной журналистики Л.А. Птушко. В нем за небольшой отрезок времени публика смогла узнать и познакомиться со многими аспектами творчества Улыбышева и интересными биографическими фактами.

На второй день участников и гостей фестиваля ждала экскурсионная поездка в бывшее родовое имение Улыбышевых с.Лукино. Первой остановкой экскурсии стал Богородский исторический музей, где хранительница музея М.А. Смирнова поведала историю поместья Улыбышева, его семьи, а также его творческой деятельности в этих местах. Публике представили экспонаты, многие из которых принадлежали самому Улыбышеву – как например, скрипка и автограф Александра Дмитриевича, которые сохранила семья Рождественских.

После чего экскурсия продолжилась в селе Лукино. К сожалению, имение Улыбышевых было сожжено. Восстановить удалось только церковь, вокруг которой образовался женский монастырь. Именно здесь Александр Дмитриевич писал первое в мире фундаментальное исследование о Моцарте. Его ни на минуту не покидало влечение к искусству. Здесь он организовал русскую народную капеллу, сам ездил в окрестные села, где собирал и записывал фольклор, который позже исполнялся в его имении. Для выступлений артистам-крестьянам шились прекрасные костюмы в русском народном стиле.

По возвращению г. Богородск публике был представлен концерт учащихся музыкальной школы и ее гостей, среди которых преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства, лауреат международных и всероссийских конкурсов Щербатова Ольга Александровна и студенты ННГК. На сцене звучали вокальные, ансамблевые, хоровые произведения Моцарта, Глинки, Шопена, Грига. Завершила концерт словами благодарности в адрес руководства г.Богородска и Детской музыкальной школы проректор ННГК Т.Б. Сиднева.

Вечером состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Дмитриевича «Вздыхатель без денег», который был поставлен студентами 3 курса Нижегородского театрального училища под руководством заслуженного артиста России А.В. Мюрисепа. Улыбышевская быль-небылица в трех действиях с прологом в некотором роде явилась комедийной карикатурой обстановки и общества Нижегородской губернии. Постановка выдалась на славу. Костюмы, декорации, игра актеров смогли передать атмосферу того времени. Этому способствовала и музыка, звучащая со сцены – фрагменты произведений Моцарта и Глинки, горячо любимых Улыбышевым. А также и деревенская атмосфера, которой был овеян спектакль, благодаря обилию песен в народном духе и звучанию народных инструментов.

Но на этом «Улыбышевские ассамблеи» не заканчиваются. 14 ноября в детской школе искусств №9 им. Улыбышева публику будет ждать фестивальная программа для детей. Состоится торжественное открытие класса-музея имени Алексанлра Дмитиевича. Пройдёт спектакль по произведению А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», поставленный силами учащихся театрального отделения школы. Вечером в Большом зале консерватории состоится финальный концерт «ассамблей», в котором примут участие преподаватели и студенты ННГК, а также воспитанники ННГУ им. Лобачевского. Там же будет происходить и подведение итогов всего фестиваля, где будут вручены дипломы самым выдающимся участникам «Улыбышевских ассамблей».

Михаил Дейнес

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Admin (20.11.2014) | Автор: Дейнес Михаил
Просмотров: 540 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]