Вторник, 08.07.2025, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Opus

Вечер экспериментов с "чужим словом"

Композитор не только сочиняет музыку, но и экспериментирует со звуками, формой, собственной фантазией, а и иногда даже с "чужим словом".

Еще великий Бах, не стесняясь, использовал в своих произведениях темы, написанные другими композиторами. В то время это было частое явление, так как считалось, что сочиняет не композитор, а бог водит рукой музыканта. Но в более поздние эпохи введение музыкальных цитат в свое произведение несло иной смысл. "Чужое слово" стало способом выразить авторское мнение, показать связь эпох – жизнь музыки прошлых веков в современном мире. Особенно распространено цитирование, и включение аллюзий в полистилистических произведениях XX и XXI века.

Концерт "От классики до современности", который прошел 17 марта в большом зале консерватории, ансамбль "Ars mobile" посвятил композиторским экспериментам разных веков – от произведений Жана Филиппа Рамо, признанных тембровыми экспериментами 18 века до сочинения современного композитора Кирилла Волкова, которое можно охарактеризовать, как эксперимент с темами-образами.

Произведения Жана Филиппа Рамо, Игоря Стравинского, Даниила Крамера, Била Эванса публика услышала в непривычном варианте. Хорошо знакомая музыка в оригинальной инструментовке Владимира Холщевникова прозвучала по-новому. Можно сказать, что композитор поставил эксперимент над экспериментами. Именно его аранжировки составляли большую часть концерта, что естественно, так как ансамбль возник, благодаря тесному сотрудничеству с композитором. В свою очередь, нестандартный состав "Ars mobile" вдохновляет композитора на оригинальные переложения для баяна, флейты и виолончели.

Не остались без внимания и знаменитые транскрипции Владимира Холщевникова. Две из них прозвучали в концерте – "Вальс к Дэбби" Била Эванса и "Каприс" Даниила Крамера. В них композитор показал, как джазовая мелодия органично соединяется с романтической музыкой Чайковского, раскрыл известные темы в новом облике, соединил две эпохи. Мы услышали, как меняется характер музыкальной темы в сочетании с другим материалом. Композитор выразил в звуках истинные ценности и отношение к ним по прошествии времени.

"Стихира Иоанна Грозного" (сочинение Кирилла Волкова для баяна и виолончели) – своеобразный эксперимент с темами-образами. Это единственное из произведений концерта, прозвучавшее в оригинале. Но и в этом сочинении автор говорит не только своими, но и "чужими словами". В нем используется знаменный распев, то звучащий в строгом соло одного из инструментов, то растворяющийся в музыке, построенной на диссонирующих кластерах. Сонорный авторский материал и диатоника знаменного распева постоянно сталкивались между собой, как сталкиваются две эпохи. Катарсис в финале произведения, прозвучал как вердикт, провозглашенный временем – о том, какая музыка будет жить в веках.

Юрий Гуревич (баян), Наталья Тельминова (виолончель), Алексей Грошев (флейта) своей игрой показали, что даже не родственные, непохожие друг на друга по тембру, динамике и звуку инструменты могут благозвучно сочетаться. А может быть, на выборе инструментов отразилась абсурдная, на первый взгляд, идея композитора соединить несоединяемое. Так и сошлись флейта, баян и виолончель, как столкнулись между собой "чужое" и авторское слово.

P.S.: Самое важное для композитора - знать, что он хочет сказать, какую мысль выражает в звуках, какую идею несет своей музыкой людям.

И если музыкальное произведение наполнено смыслами, оно будет жить, несмотря на то, каким языком говорит автор - собственным или "чужим словом".

Категория: Opus | Добавил: Admin (19.04.2006) | Автор: Екатерина Волкова
Просмотров: 421 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]