Среда, 20.03.2019, 01:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Opus

След зримый, негасимый...

Порой приходят мысли, что после нас ничего не останется, что каждый из нас – пусть глубокий, уникальный, необходимый – но всё же, только один вздох в океанском непрерывном дыхании времени. И мы спешим быть нужными. Спешим оставить добрый след. Порой слишком суетно и потому – впустую. Однако, случаются и другие истории...

Берта Соломоновна Маранц оказалась нужной очень многим людям, хранящим и по сей день отпечаток этой сильной, цельной личности, талантливого педагога, выдающейся пианистки. Они стали её последователями, воспитав в свою очередь не менее «звёздных» педагогических «внуков», а те – «правнуков». И только что прошедший Международный фестиваль «Посвящение Берте Маранц» – тому подтверждение.

Этот грандиозный марафон, звучащий в течение четырёх месяцев (!) в Нижнем Новгороде и в Челябинске, будет звучать и в Германии.

Перелистывая в памяти фестивальные дни, мы вспоминаем семейные концерты: чудесный авторский вечер старшего сына Б.Маранц Александра Бендицкого и вокально-инструментальный концерт внучки Берты Соломоновны Елены Бендицкой с мужем и дочерью; замечательные сольные выступления учениц Людмилы Галиновской, Людмилы Лебедевой и Марии Прудовской. Безусловно, украшением фестиваля явились два концерта Элисо Вирсаладзе, которая также приехала отдать дань величайшей пианистке и педагогу.

Незабываемым событием стала и авторская программа Нонны Буслаевой «Учитель и ученик». Живо и трогательно она рассказывала о Берте Соломоновне, о её жизненных и творческих принципах.

Как всегда ярким событием стал концерт Беллы Альтерман с учениками («внуками» Б.Маранц), прекрасной пианистки и педагога - прямой последовательницы Б.Маранц.

Неожиданным, на первый взгляд, звеном фестиваля был концерт учащихся ДМШ и музыкального колледжа им. Балакирева, напомнивший о том, что Б.Маранц поднимала фортепианную культуру города, начиная с самых начальных ступеней обучения – проводила мастер-классы, направляла одарённых детей.

Фестиваль не мог обойтись и без камерной музыки: ансамблевое музицирование было одной из ярких сторон Б. Маранц. Напомнила об этом профессор Заряна Скульская, главный инициатор и организатор фестиваля. Концертирующая органистка, заведующая органной секцией нашей консерватории, она отдала дань инструменту, с которого начинался её музыкальный путь под руководством Б.Маранц, и показала себя ярким, темпераментным ансамблистом. В ней ощущалось и дирижёрское, и режиссёрское начало, и необыкновенная исполнительская воля.

Настоящий праздник подарил известный пианист Илья Фридман, профессор-консультант нашей консерватории. Удивительно чуткое слышание музыки, мягкий, бархатный звук... Музыка лилась естественно, безыскусно – как дыхание. Она рождалась непосредственно, она жила.

Блестяще прошёл и следующий концерт. Пианистка, профессор Ростовской государственной консерватории Римма Скороходова показала себя очень сильным музыкантом. Это чувствовалось и в её игре, отличающейся глубиной, цельностью мысли, безотказным пианизмом, и в игре её ученицы Анны Булкиной, показавшей себя исполнительницей высокого уровня. Вот оно продолжение традиций, прямая связь поколений!

Фестиваль близился к концу и предвещал другие интересные события. Одним из них явилась презентация книги «Берта Маранц: Играть? Обязательно играть!», увидевшей свет благодаря Б.С. Гецелеву, Т. Б. Сидневой, З.А. Скульской, Н.В. Буслаевой, Е.А. Левитану и многим другим. Это уникальное издание вместило в себя воспоминания учеников Б.Маранц, коллег, великих музыкантов, которые с ней общались. Здесь и рецензии на концерты Б.Маранц, очень ценные методические работы и статьи самой Берты Соломоновны, интервью Натальи Лузум, переписка с Генрихом Нейгаузом, Марией Гринберг, Дмитрием Кабалевским, Миррой Олле, а также диск, на котором Б.Маранц играет произведения Бетховена, Шопена, Чайковского и Касьянова.

И вот наступило 16 декабря – день, в который Берте Соломоновне исполнилось бы 100 лет. Концертный зал был полон. На сцене, как и в предыдущие вечера, портрет Берты Соломоновны за роялем: строгая величественная посадка, слегка наклонённая голова, окаймлённая высоким «королевским» воротником, плавно поднятая рука, которая даже на холсте передаёт благородство звука, и – спокойное одухотворенное лицо.

Вели Гала-концерт ученица Б. Маранц Нонна Буслаева и педагогический «правнук» Руслан Разгуляев, и атмосфера получилась по-домашнему тёплая и душевная. Играли многие, играли даже те, кто не так часто выходит сегодня на концертную сцену. Иначе, наверно, и не могло быть: нельзя было не играть. Сейчас это были не усталые и занятые педагоги – это были ученики Б.С. Маранц, которые дарили ей своё мастерство. А зал рукоплескал!

Рядом с портретом Берты Соломоновны стояли живые цветы. Жива память. Жива школа. Берта Соломоновна продолжает жить в своих учениках. Продолжает жить искусство красивого звука. И это очень важно.

Сегодня многие исполнители достигают в ряде произведений небывалых скоростей, которые поражают, восхищают. Безусловно, это отражение той скорости, которой требует жизнь. Но, пробегая по жизни, мы что-то теряем, быть может, самое главное. Так же и в музыке – за виртуозным блеском есть опасность потерять первозданную красоту звука.

Берта Соломоновна, последовательница Г.Г. Нейгауза, заботилась о том, что бы в Горьковской консерватории этого не произошло. Её отношение к музыке по сей день живёт в её учениках. И это есть тот самый «след, который нестираем, который негасим никем и никогда».

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Ольга Капустян

Категория: Opus | Добавил: Ксения_Новикова (27.01.2008) | Автор: Ольга Капустян
Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]