Пятница, 17.05.2024, 05:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Opus

Прыжок в наномузыку или Взгляд с последнего ряда (страница из Life Journal)

Здравствуйте, дорогие друзья. Давно мы с вами не обменивались мнениями. Но этому есть объяснение. Все дело в том, что совсем недавно я на три дня окунулась в удивительный мир современной музыки и долго пребывала под впечатлением.

Современная музыка… Для каждого человека она своя. Для кого-то это «звезды» современной поп музыки, для кого-то - совсем юные искатели новых жанров, которые стремятся совершить музыкальную революцию.

А как дела обстоят в академической сфере? Там тоже не все гладко. Волна второго авангарда, накрывшая современность, оставила множество споров, мнений и зачастую простого непонимания…

Для меня современная музыка осталась где-то в шестидесятых годах двадцатого века: Эдисон Денисов, Софья Губайдуллина и даже Дмитрий Шостакович – вот кого я считала последними композиторами современности. Я была полностью уверена, что после великих творений композиторов прошлого лучше ничего и придумать нельзя. Дальше… дальше пустота, пропасть и – больше ничего…. Учась в училище, я не задумывалась о том, что сочиняют мои сверстники, что интересно молодому композитору и молодому слушателю, куда движется музыкальная культура. Первое моё знакомство с такими именами как Джон Кейдж, Владимир Мартынов вызвало настоящий шок! Море вопросов и удивления. Я не слышала в этой музыке ничего, не видела никакого намека на смысл, помню только, что своими диссонансами эта музыка серьёзно давила на мой, привыкший к тональности слух. В этом вопросе я, конечно, была не одинока. Мои однокурсники относились к этой музыке так же скептически, если не сказать негативно.

И вот афиша: фестиваль современной музыки Экспозиция XXI. Что это? Опять непонимание и негативные эмоции, очередной стресс для моей психики?

На этот раз надо было попробовать с головой погрузиться в этот мир. Я была похожа на ребёнка, которого бросили в воду, чтобы научить плавать. Невероятный стресс, который впоследствии привёл к прозрению... Но об этом позже.

Фестиваль проходил в течение трех дней, на протяжении которых звучала та самая - современная музыка. К нам в гости приехали молодые композиторы из разных уголков станы и мира. Сначала мы познакомились с нашим ровесником, московским композитором Станиславом Маковским.

Так получилось, что его рассказ о своих творческих замыслах, об эмоциях, которые должна была эта музыка вызвать, об образах, которые привлекают сейчас композиторов, начал погружать меня в эту сферу. Хорошей опорой стало исполнение сочинения «Droga» этого автора. Это был музыкальное сопровождение к иллюстрациям. Своего рода немое кино с музыкой. И именно оно помогло мне начать понимать, о чем она. Музыкальные фрагменты точно передавали эмоциональное состояние нарисованного человечка, благодаря музыке он оживал. У него появлялись свои чувства, эмоции. Через музыку он говорил со зрителями. Я вслушивалась и все больше и больше проникалась в эту музыку.

Затем эстафету просветительства подхватил Николай Попов. Его электронная музыка, которая раньше вызвала бы у меня негодование, после слов разъяснения показалась вполне себе воспринимаемой. Картина начала проясняться.

А вечером того же дня мы целиком окунулись в мир новых, непривычных, но уже знакомых созвучий. На концерте были исполнены сочинения, написанные в двадцать первом столетии. А многое вообще исполнялось впервые. Все произведения были разные. Вот тут-то я и поняла! Не нужно сравнивать эту музыку ни с какой другой, не нужно искать в ней тех чувств и эмоций, которые мы испытывали, слушая сочинения Шопена, Рахманинова, Шумана. Это не та музыка! В ней зрителям открывается мир новых образов, идей. Так, для Григория Зайцева музыка- это обряд. Исполнение его «Гоэтии» и внешне выглядело как обряд: Григорий (он был и исполнителем) ходил по сцене, подносил чашу вверх. Завораживала и сама музыка. Нужно было полностью погрузиться в тот мир, довериться автору и тогда можно было ощутить на себе силу её воздействия.

Так я и сделала. Дальше все больше погружалась в эту атмосферу. Необычные образы, сложные ритмы, яркие неповторимые исполнения – и вот диссонансы больше не режут слух. До этого непонятными звучаниями я начала восхищаться. Прозвучавшее на третий день сочинение Терри Райли, написанное в 60-х уже ясно укладывалось в голове как некое устоявшееся, классическое. За это время я получила ни с чем несравнимое удовольствие: разные сочетания инструментов, тембров…Образы, ритмы, звучания… Я была открыта им, а это очень важно. Если ты научишься понимать, то эта музыка будет манить тебя, затягивать и ты уже не сможешь представить свою жизнь без неё.

Сегодняшние композиторы – композиторы-изобретатели. Они разделяют музыку на ещё более мелкие части, их не устраивает последовательность звуков, для них становится важен каждый звук в отдельности, а то и расщепление этого звука. Они создают своего рода «наномузыку».

Эти три дня стали одними их лучших, проведённых в этом году. Именно здесь - на фестивале современной музыки Экспозиция XXI я совершила для себя настоящее открытие. Я не только смогла получить новый опыт, я полностью окунулась в ту прекрасную атмосферу новаторства и манящего волшебства музыки своих современников.

Анна Калягина

Категория: Opus | Добавил: Анна_Калягина (25.04.2013) | Автор: Анна Калягина
Просмотров: 489 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]