Среда, 20.03.2019, 02:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Opus

Под знаком Шнитке

18 февраля 2010 года в малом зале консерватории прошел вечер камерно-инструментального твор-чества А. Шнитке, приуроченный к  его семидесятипятилетнему юбилею.

Концерт был организован студентами консерватории. Приятно осознавать тот факт, что молодые музыканты с таким уважением и почтением относятся к творчеству Шнитке. «Не мог не откликнуться на эту дату, так как для меня этот композитор имеет очень большое значение»,  – говорит инициатор проекта Иван Фадеев, студент 4-го курса.

Вечер проходил при «отеческом» участии молодого преподавателя консерватории Руслана Разгуляева, который известен своим интересом к современной музыке. Он не только участвовал в концерте, но и произнес вступительное слово. Вместе со слушателями музыкант совершил экскурс в историю становления авторского стиля Альфреда Шнитке на примере четырех представленных камерно-инструментальных произведений.

Внимательный слушатель мог заметить в концерте особую трагическую ноту: помимо того, что сам  вечер был посвящен памяти Альфреда Гаррьевича, большая часть представленных сочинений также носила мемориальный характер. В основе программы – два значительных опуса, которые открывали два отделения концерта. Сначала был исполнен квинтет для струнных и фортепиано в пяти частях, написанный в память о матери композитора. В период его создания, с 1972 по 1976 годы, на долю композитора выпало немало тяжелых испытаний: ушли из жизни его родители и учитель - Д. Д. Шостакович. Как сказал Р. Разгуляев:  «Основная тема этого сочинения – время, в котором живет человек, которое проходит сквозь человека и, возможно, преодолевается после его смерти.

Первые настороженные, вкрадчивые звуки фортепианного вступления, несмелые опевания опорного тона еще только намекают на зарождение некоего сомнения в душе автора. Постепенно напряжение нарастает, трагичное, диссонантное звучание струнных погружает нас в мир глубоких переживаний автора, в состояние созерцания, отрешенности от всего обыденного и внешнего. Сдержанное  напряжение  подчеркнуто мерным остинато у фортепиано, которое начинается спокойно и таинственно, на фоне четвертитоновых «облаков» у струнных, но постепенно разрастается, подчиняя себе всю музыкальную ткань и захватывая внимание слушателей. Тема пульсирующего «времени» становится сквозной, повторяясь в третьей части.

Между этими частями осторожно вступает вальс. Это - образ матери, реминисценция из прошлого – несколько меланхоличный, в котором изящно опевается тема вступления первой части. Она постепенно обрастает атональными звуками, и вальс теряется, тонет в этой мешанине конфликтующих голосов. В четвертой части протест достигает своей кульминации.

Тяжелые искания, в конце концов, приходят к свету в финале, когда звучит кристально чистая, прозрачная тема «вознесения души», и, хотя еще слышны отголоски прошлого музыкального материала, вертикаль становится все более благозвучной, и последние сомнения растворяются в чистой гармонии.

В квинтете участвовали скрипачи Леонид Голобородько и Кирилл Красюков, альтист Иван Фадеев, виолончелистка Дарья Волкова и пианист Максим Темников. Музыканты играли дружно и слаженно: их партии взаимопроникали, дополняя друг друга. Сложнейший диссонантный полифонический материал прозвучал цельно и стройно.

Второе отделение открыл квартет № 3, написанный в 1983 году, в период творческого расцвета А.Шнитке. Произведение является ярким образцом полистилистики, столь свойственной его композиторскому методу. Руслан Разгуляев напомнил слушателям темы цитат, используемых в произведении. Среди них «Stabat mater» Орландо ди Лассо, которая служит эмблемой Ренессанса, большая фуга Бетховена – финал знаменитого тринадцатого квартета и одно из высших достижений музыки XIX века; и тема dеsch – монограмма Шостаковича, представляющая XX век.

За исключением партии второй скрипки, которую теперь исполняла И. Пивнева, состав струнных был тот же, что и в квинтете. Однако, в отличие от него, квартет более экспрессивен: рельефные динамические контрасты, страстные кульминации приводят к теме траурного марша. Однако марш не является «последним словом» – следующий за ним Эпилог дарит надежду на будущее.

«Сюита в старинном стиле», более изящная по фактуре играла роль своеобразной интермедии между двумя сложными трагичными сочинениями. Она позволила зрителям переключиться в  сферу иной образности и представила еще одну значительную область творчества Шнитке – музыку к кинофильмам. Сюита стилизована «под барокко» и представляет собой пять обработанных для концертного исполнения «саундтреков» к фильмам Э.Климова «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Интересно, что музыка, которая должна была иллюстрировать картины советской жизни, в отрыве от фильмов совершенно с этой жизнью не ассоциируется, зато живо вызывает в памяти творчество Г.Ф.Генделя и атмосферу придворных балов. К. Красюков и Р. Разгуляев немало удивили зрителей стремительным темпом. Кирилл показал себя ярким и достаточно смелым солистом, правда, в лирических частях не хватило собственно лирики и тонкости эмоционального начала. Пианист был корректен по отношению к скрипачу, поддерживая и дополняя звучание солирующего инструмента, и в то же время выявил отчетливость,  глубину и выразительность собственной партии.

В качестве коды была исполнена прелюдия «Памяти Д. Шостаковича». Пьеса предназначена для двух скрипок, однако на сцене мы видим только одного исполнителя: К. Красюков, как бы от имени автора, исполняет полный боли и страдания монолог, и лишь через некоторое время мы слышим, как за стеной ему отвечает, словно эхо или голос из другого мира, вторая скрипка (Л. Голобородько) – благодаря чему возникает удивительный эффект незримого присутствия.

Несмотря на то, что концерт не был широко разрекламирован, в зале не осталось свободных мест, и многие весь концерт слушали стоя, что для «студенческого» по статусу концерта - большая редкость. Думается, они не были разочарованы: программа была подобрана со вкусом и исполнена отлично, поэтому для каждого пришедшего этот вечер прошел «под знаком Шнитке».

Ларионова Дарья

Категория: Opus | Добавил: Михаил_Бурцев (16.04.2010) | Автор: Ларионова Дарья
Просмотров: 233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]