Понедельник, 25.03.2019, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Opus

IV Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки».Первые впечатления

Не секрет, что главным событием начала декабря для заинтересованной музыкальной общественности города и, конечно, Нижегородской консерватории является проходящий в ее стенах фестиваль современной музыки –«Картинки с выставки». Вот уже в четвертый раз, пусть и после продолжительного перерыва, композиторы России, стран СНГ, а также зарубежные авторы имеют возможность услышать здесь свои сочинения, а нижегородцы - ближе познакомиться с опусами, созданными композиторами XX-XXI веков. Неслучайно своей целью фестиваль ставит показ обширной панорамы музыки, написанной авторами нередко полярных творческих устремлений. Возможно именно поэтому определяющим мотивом к названию проекта стал фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки», где композитор, выражаясь словами художественного руководителя фестиваля Б.С. Гецелева, «использовал частную, локальную выставку, чтобы представить свой, свежий, русский взгляд на мировое искусство».

Этот свежий взгляд на современную музыку будет реализован в шести тематических концертах, в которых прозвучат сочинения тридцати восьми разных авторов – от К. Дебюсси и А. Онеггера, коих все же с большой натяжкой можно атрибутировать как современных композиторов, до С. Губайдулиной, Р. Щедрина, Е. Подгайца, Т. Сергеевой, кто по всем позициям – хронологическим и языковым – попадает в заявленное смысловое поле.

Выстроенность программы фестиваля довольно определенна – концерты хоровой и оркестрово-симфонической музыки соответствуют открытию и закрытию фестиваля, что вполне соотносится с необходимым торжественным пафосом и масштабностью этих вечеров. Остальные четыре программы посвящены концертной музыке для оркестра русских народных инструментов, камерным сочинениям отечественных авторов и французской фортепианной музыке, виолончельным опусам, а также инструментальным концертам с камерным оркестром. Примечательно, что в программах фестиваля большое место уделено произведениям нижегородских авторов, что вполне объясняет география проведения фестиваля.

На торжественном открытии события Б.С. Гецелев напомнил, что слово фестиваль означает «праздник» и выразил надежду, что праздник, который задуман организаторами «Картинок с выставки» будет интересен самому разному слушателю. А мне хотелось бы поделиться впечатлениями от первых двух программ.

Открытие фестиваля было ознаменовано концертом хоровой музыки, исполненной муниципальным камерным хором «Нижний Новгород», руководителем и дирижером которого является заслуженный артист России Б. Мокеев. В первом отделении значительное место занимали сочинения на православные литургические тексты – это концерт для смешанного хора a’cappella доцента Нижегородской консерватории Т. Татариновой «На псалом Давидов», а также две молитвы - «Молитва Господня» и «Молитва ко Пресвятой Богородице» саранского композитора С. Терханова.

Мунициальный камерный хор "Нижний Новгород", худ.руководитель и дирижёр Б.МокеевСочетание различных традиций церковного пения с ярким «лейтмотивом» колокольности в сочинении Т. Татариновой, а также интимность молитвенного обращения в произведении С. Терханова сообщили всему отделению особое «звучание».

Кульминацией первого отделения, без сомнения, стали два хора Р.Щедрина «Вот по Тверской» и «Теперь у нас дороги плохи» из цикла «Строфы "Евгения Онегина”», выделившиеся выпуклостью и характеристичностью тематического материала, а также ясностью и ироничностью композиторского замысла, где «мысли во время дороги», оказались предельно актуальными и в наше время.

Второе отделение концерта было полностью посвящено «Мессе Св. Франциска» для двух солистов (засл.артистка РФ А. Ипполитова, С. Жуков), смешанного хора (Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород»), флейты (Н. Полунова), кларнета (А. Самарин), фагота (Р. Мухаметханов), виолончели (Ю. Мигунова) и органа (О. Бестужева) французского композитора грузинского происхождения Н. Зурабишвили. На этот раз дирижировал сложнейшей партитурой и многосоставным вокально-инструментальным коллективом заслуженный деятель искусств России, профессор Нижегородской консерватории В. Куржавский.

Сочинение Н. Зурабишвили во многом необычно, так как, по утверждению самого композитора, совмещает различные стилевые истоки. Прежде всего, стоит отметить своеобразие исполненной (второй) редакции сочинения, где псалмы, обрамляющие канонические латиноязычные части (Kyrie eleison, Gloria, Sanctus, Agnus Dei), написаны на французском языке. Сам композитор указывает на явное влияние православной традиции при сочинении католической мессы. Это проявляется, в частности, в быстрой, почти шепотной речитации слов «Kyrie eleison» и в возгласах «Свят, свят, свят Господь» в части Sanctus. Хоровая фактура мессы часто напоминает постепенно разрастающиеся грозди созвучий, доходящие в своем развороте до массивных кластеров, рождающих ассоциации со своеобразной гипертрофированной гетерофонией и вызывающих вопросы по поводу их целесообразности, особенно в ситуации почти полного отсутствия каких-либо вертикалей на протяжении всего сочинения.

Говорить о приверженности к какой-либо национальной традиции в отношении партитуры сложно, хотя наряду с уже отмеченной связью с православной литургией, композитор использует также «типично грузинские» кадансы, разрешаемые в чистую квинту (горячо любимые автором по его собственному признанию), которые придают музыкальной ткани характерный колорит. Еще более сложной задачей оказалось представить сочинение в русле традиции французской музыки, однако все это может быть оправдано словами автора,  видящего себя, скорее, как композитора интернационального. В целом, более адекватной реакции помешали некоторые шероховатости в исполнении, обусловленные рядом объективных причин.

Второй концерт фестиваля был посвящен музыке, написанной для оркестра народных инструментов. Этот факт отражает заметную и последовательную тенденцию в творчестве многих современных композиторов, которые буквально влюблены в тембры и возможности инструментов неакадемической традиции. Главным «героем» этого вечера стал Нижегородский русский народный оркестр, которым уже многие годы руководит народный артист России В. Кузнецов.

Сочинение любимого нижегородцами, московского автора Е. Подгайца «Маятник времени», открывшее первое отделение вечера, представляет собой цикл, в котором каждую из шести частей своеобразной сюиты предваряют стихотворные эпиграфы. Этот опус, ставший уже репертуарным для Нижегородского русского народного оркестра, был исполнен со свойственной коллективу взрывной эмоциональностью и отточенным профессионализмом. Несмотря на безусловную жанровую, образную, ритмическую яркость каждой части, цикл кажется несколько дискретным. Возможной причиной может быть то, что произведение имело своей основой различные сочинения предыдущих лет. В этом контексте, первоначальное название «Шесть стихотворений» могло быть более точным.

Третья часть Концерта для гитары с оркестром нижегородского композитора, доцента Нижегородской консерватории Б. Сазонова, исполненная солистом М. Карташовым (дирижировал Б. Схиртладзе), по мысли автора связана с атмосферой православного праздника Пасхи. Слышимая колокольность, в том числе и в материале солирующей гитары, «звонкость» общей палитры сочинения позволяют убедиться в авторском намерении.

Нижегородский русский народный оркестр, худ.руководитель и дирижёр В.Кузнецов, солист М.СоколовНесомненной кульминационной точкой отделения и лирическим центром всего концерта явилось сочинение санкт-петербургского автора Е. Стецюка «In memoriam для малой домры и оркестра». Выстроенность формы, проработанность фактуры, выпуклый, «незаезженный» тематический материал — все это безусловные достоинства сочинения. А в сочетании с великолепной, чуткой и искренней интерпретацией солистки, преподавателя консерватории М. Садовниковой сочинение произвело самое благоприятное впечатление.

Второе отделение вечера имело большую концертно-виртуозную направленность. Сюита для баяна и оркестра «Контрасты» В. Пороцкого (Германия-Россия), написанная в лучших традициях отечественного баянного исполнительства (солист М. Соколов), может занять достойное место в концертном репертуаре баяниста-виртуоза.

Завершало вечер «Concerto lirico» московского композитора Г. Зайцева для малой домры и оркестра. Вдохновение солистки, преподавателя Нижегородской консерватории К. Фиш, ее блестящая харизматичная интерпретация сочинения вызвали шквал оваций. Игра оркестра – вне обсуждений. Вечер закончился на высоком эмоциональном градусе, давая публике ощущение большого числа приятных сюрпризов, ожидающих ее на следующих концертах.

Вера Горюнова

студентка 4 курс КМФ

 

Третий день фестиваля

Татьяна СергееваТретий день фестиваля подарил новые незабываемые впечатления. Днём состоялась творческая встреча с постоянной участницей «Картинок» Татьяной Сергеевой.

Она уникальный музыкант – композитор и исполнитель широкого профиля: пианистка, органистка и клавесинистка. Татьяна Павловна замечательно рисует, пишет стихи и прозу. Она с удовольствием играет редко исполняемую музыку. В этот раз вместе с лауреатом международных конкурсов И.Поповой (домра) она блистательно сыграла 1 часть Концерта для скрипки с оркестром А. Львова в собственном переложении для домры и фортепиано, а затем сольно «Прерванную грёзу» и марш «Добровольный флот» П. Чайковского.

Т. Сергеева охотно исполняет и музыку своих коллег. На встрече прозвучали пьесы О. Зароднюк – яркий звукоизобразительный этюд «Американские горки» и психологически заострённый, с прихотливыми темпо-ритмическими сопоставлениями «Вальс».

В завершении встречи Т. Сергеева исполнила собственные сочинения – Четыре пьесы для домры и фортепиано, наполненные солнечной «прокофьевской» энергией.

Третий концерт фестиваля, состоявшийся вечером того же дня, был посвящён камерной музыке современных композиторов. Денис Присяжнюк (Нижний Новгород) представил на суд публики одну из своих «Параллельных музык» - произведение особого жанра, где, по словам автора, «симультанно существуют, а порой пересекаются векторы различных художественных текстов, стилей, времён». В данном сочинении очень необычно и свежо вели диалог две параллельно идущие линии народного голоса и гобоя в исполнении Ксении Лазуниной (альт) и Виктора Поспелова.

Новое сочинение «Танго втроём» Владимира Зырянова (Нижний Новгород) в исполнении Е. Псарёвой (скрипка) и И. Матюшонок (фортепиано) стало отражением демократического направления современной музыки. Аргентинский дух танго был обаятелен своей ностальгической красотой. Терпкие созвучия подчёркивали театрально-танцевальную пластику и упоение латино-американской страстностью.

Остро экспрессивное «Напряжение» Аллы Пенкиной (Испания) в блестящем исполнении Анастасии Шестериковой обозначило в программе вечера резкий стилевой контраст. Шквал диссонансов, нарастающий и внезапно обрушивающийся, неожиданно уступал место изломанной мелодии, разворачивающейся на фоне туманного гармонического «облака». И вновь каскад резких восклицаний, на этот раз приводящих к остинатному звону. В финале пьесы длительный интонационный поиск завершился истаивающей колокольностью.

Нина Санина (Нижний Новгород) показала новую редакцию романса «Дар напрасный, дар случайный» на стихи А.С. Пушкина, который исполнили А. Куклев и О. Чернавская. Простота и благородство музыкальных линий гармонично отвечали ясности классического строя поэзии А.С. Пушкина.

Яркие, темпераментные Две пьесы Татьяны Сергеевой (Москва) для арабской лютни и фортепиано в исполнении автора и И.Поповой стали самым экзотичным и запоминающимся моментом первого отделения концерта.

Сочинение молодого композитора Марка Булошникова «Ступени» отличалось необычным составом. Оно написано для флейты, треугольника, органа и пяти аккордеонов (исп. М. Стецюра, О. Бестужева, М. Данильцева, С. Галкин, Л. Гаптрвалиева, Д. Рязанов, П. Шалин). Это сочинение очень отличалось от всего прозвучавшего на фестивале своей застывшей сонорностью, ощущением нереальности, космичности.

Своеобразным микроциклом, завершающим первое отделение концерта, стали ансамблевые сочинения с участием баяна Алексея Павлючука (Саратов), Владимира Холщевникова (Нижний Новгород) и Владимира Рунчака (Украина).

Юрий Гуревич, Наталья ТельминоваНепрограммные Три миниатюры для виолончели и баяна А. Павлючука и звукоизобразительные четыре части из цикла «На дальней детской стороне» В. Холщевникова, исполненные Натальей Тельминовой и Юрием Гуревичем, перекликались схожестью приёмов звукоизвлечения. Разрастающиеся звуковые комплексы, характерные глиссандо, алеаторические шорохи, постукивания по корпусу инструмента создавали узнаваемый облик современной музыки.

Запомнилось выразительная интерпретация С. Пропищан и Ю. Гуревича «Kyrie eleison» В. Рунчака для скрипки и баяна, завершившая отделение.

Во второй части концерта звучала французская фортепианная музыка в изысканном исполнении Инги Казанцевой (Франция). «Ирис» Ф. Ибаррондо, «Созвездие Орла» и «Созвездие Дракона» Д. Висвикаса, «Комментарии вокруг темы Гайдна» Ноэля Ли и Три этюда М. Оана — пьесы, в которых чувствовался постимпрессионистский шарм живописной темброво-звуковой красочности и педальных шлейфов.

Четвертый день

Анатолий Лукьяненко и Эмиль РовнерЧетвёртая программа фестиваля была целиком отдана музыке для виолончели. Публика была покорена темпераментной, артистичной, глубоко проникновенной игрой выпускника ННГК им. Глинки, а ныне профессора, заведующего кафедрой виолончели Дрезденской Высшей школы музыки Эмиля Ровнера, а также Аллы Иванжиной-Ровнер (фортепиано) и заслуженного артиста РФ Анатолия Лукьяненко (виолончель).

В первом отделении доминировала драматическая экспрессия избранных Прелюдий Мечислава Вайнберга для виолончели соло и Соната Бориса Чайковского, исполненная Э. Ровнером и А. Иванжиной-Ровнер.

Во втором отделении артисты предстали в ином стилевом и исполнительском амплуа. Прозвучали медитативные Серенады для двух виолончелей Валентина Сильвестрова в исполнении Э. Ровнера и А. Лукьяненко, образно-характеристичные Прелюдии С. Губайдулиной для виолончели соло, красочно-живописная Соната К. Дебюсси (Э. Ровнер, А. Иванжина-Ровнер) и артистичный, почти опереточный Парафраз на темы из оперы Россини «Севильский цирюльник» М. Кастельнуово-Тедеско с вокальным соло Э. Ровнера.

Пятый день

Этот день фестиваля был посвящен концертам для камерного оркестра (Муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», дирижировал Владимир Онуфриев) с различными инструментами: чембало (Ольга Бестужева), скрипкой (Дмитрий Стоянов) и фортепиано (Руслан Разгуляев), баяном (Юрий Гуревич).

В первом отделении прозвучал Concerto mosso для клавесина и струнного оркестра из цикла 6 Братиславских концертов Евгения Иршаи (Словакия-Россия). Каким разным, оказывается, может быть клавесин! Одинаково хорошо он способен передавать и жанрово-характерные, и остро психологические образы.

Муниципальный камерный оркестр "Солисты Нижнего Новгорода", дирижёр В.Онуфриев, солист Э.РовнерСимфонизм Концерта для скрипки, фортепиано и струнных Б. Тищенко был ярко представлен психологическим драматизмом первой части, народной жанровостью второй, строгой полифонической образностью третьей и концентрированно-лирическим финалом.

Продолжением философской лирики Б. Тищенко стала премьера Концерта для виолончели, баса и струнного оркестра Евгения Щербакова (Канада-Россия). Эмиль Ровнер, для которого сочинение специально было создано в 2009 году, исполнил партию виолончели и голоса (бас).

Создавалось впечатление абсолютного единства мысли. Виолончель наполняла произведение тягучим, нескончаемым звуком, постоянно соперничая, перекликаясь с оркестром.

После столь драматических волнений ничто не прозвучало бы лучше, чем «Семь еврейских песен» для баяна и камерного оркестра Михаила Броннера в исполнении Юрия Гуревича. Ярко колоритная, театрализованная народно-жанровая сюита увлекла публику. Лирика струнных и задор баяна передали колорит еврейских «местечек».

Шестой день

Завершила фестиваль симфоническая музыка, которая была исполнена в Кремлёвском концертном зале Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Ростроповича в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Народного артиста РФ А. Скульского.

Ярко прозвучала Четвёртая симфония Б. Гецелева, где в неустойчивости и роботообразной механистичности, а подчас цирковой пародийности образов возникает стремление к выходу, к свету. Цельность мысли, запоминающаяся рельефность тем и полётность мелодий отличали эту музыку.

Настоящим подарком для нижегородцев стало выступление почётной гостьи фестиваля народной артистки СССР Натальи Гутман, исполнившей вместе с оркестром филармонии Концерт А. Онеггера. Как всегда, поразила глубина и насыщенность её высказывания.

Финальным аккордом фестиваля стала уже известная нижегородцам сюита Э. Фертельмейстера «Реб Тевье» для симфонического оркестра и чтеца. Глубина и «жизненность» повести Шолом-Алейхема в непередаваемой очень личностной интонации   Александра Мюрисепа в сочетании с яркой, мелодически богатой и искренней музыкой не могли оставить равнодушным.

Праздник удался. Современная музыка, такая многоликая и жанрово-разнообразная, обогатила наше художественное мироощущение и вдохнула мощную жизненную энергию. В течение этих шести дней на музыкальном языке с нами говорили наши современники, многие из которых тут же сидели в зале, а потом проводили творческие встречи, и которые всем своим творчеством утверждали, что, несмотря на постмодернистские прогнозы «конца времени композитора», музыка развивается, живёт, и летопись её продолжается!

Ольга Капустян, Лидия Птушко, Татьяна Бочкова

Академический симфонический оркестр, худ.руководитель и дирижёр А.Скульский, солист А.Мюрисеп

Категория: Opus | Добавил: Admin (15.03.2013) | Автор: В. Горюнова, О. Капустян, Л. Птушко
Просмотров: 1023 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]