Понедельник, 25.03.2019, 02:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Музыка плюс...

«…Зазвучали клавиши рояля»

Тихий вечер в провинциальном маленьком Воткинске… В большие окна музея–усадьбы Чайковского заглядывает мягкий закат, касаясь последними лучами дня старинного рояля. Это первый рояль тогда еще маленького Петра Чайковского. Именно с него началась Большая Музыка… Но после отъезда семьи Чайковских рояль замолчал. Надолго замолчал. И многие думали, что уже навеки. Усадьба стала музеем, а рояль - его экспонатом. Чтобы инструмент снова зазвучал, требовалась серьезная реставрация, средств на которую не было. Но в 2005 году все изменилось. На 2006 год был запланирован Первый Международный Конкурс юных музыкантов «Родина Чайковского». И стало известно, что рояль будет реставрироваться. Но кем и на какие средства? Оказывается, американский меценат Дэвид Майерз (владелец казино в Нью-Йорке!) выделил для реставрации 3 миллиона долларов. Видимо, меценатство в сфере искусства еще живо! Но… может, вместе с реставрацией, рояль утратил что-то особенное, «настоящее», что ли? Все возникшие вопросы я решила задать самому фортепианному мастеру.

 Сергей Гоголев - член Ассоциации фортепианных мастеров России и Европейского союза фортепианных мастеров (Europiano). Начал свою мастеровую деятельность, как настройщик-любитель, после дирижерского хорового отделения музыкального училища дирижерского хорового отделения 1991 году. Первое образование, как мастер, получил осенью 1991 года. Учился у известного профессора – акустика Порвенкова Валерия Григорьевича. Ежегодно выезжает для обмена опытом в Германию, Бельгию для встречи с мировыми производителями Bechstein, Bluthner, Petrof (на выставке в г. Франкфурт).

 

-Реставрация рояля Чайковского – это Ваша первая работа подобного рода?

- Я занимался ремонтом и реставрацией пианино и роялей различного уровня сложности. В частности, в Республиканском Доме Радио восстановил после пожара два немецких рояля фабрик Bluthner и Forster.

 

- Откуда «родом» рояль Чайковского и сколько ему лет?

- Ему уже более 150 лет, изготовлен он в Петербурге совместно с Германией.

 

- Скажите, пожалуйста, насколько сильно реставрация изменила инструмент?

- Рояль требовал серьезной работы. В нем все – куда ни посмотри, было сломано, искорежено, ножки покосились, внутри также многое было неладно – пришлось коснуться каждой детали.

 

- Значит прежней осталась лишь внешняя оболочка?

- Не совсем так. Произошла замена струн, молотков, причем использовали материалы немецкого производства. Основа рояля сохранена, а это – не только корпус.

 

- Как изменилось звучание?

- Звук рояля не пострадал и не изменился. Можно было улучшить звучание – заменить опору струн, и он стал бы более яркий, качественный. Но я не стал этого делать, ведь тогда действительно, это будет звук уже не рояля Чайковского, а просто современного инструмента. В нынешних роялях струны лежат на металлических порожках, которые подставляются под струны, а там опора - деревянная. Металлическая струна теряет свое звучание на дереве. Звук остался таким же деревянно-глуховатым, каким и был изначально. Вообще рояль имеет клавесинное «прошлое», струны у него располагаются – прямо, то есть в корпус клавесина была вмонтирована молоточковая механика.

 

- Кто ещё кроме Вас участвовал в реставрации инструмента?

- С нами работал мастер из Екатеринбурга Виталий Иванович Баталов и его подмастерья.

 

- Сколько длилась реставрация?

- Сама реставрация - около трёх месяцев, но подготовка заняла более полугода. Работа была окончена 26 августа 2007 года – перед началом 1 Международного конкурса юных скрипачей «Родина Чайковского», который состоялся в начале ноября.

 

…Рояль словно очнулся от долгого сна. Теперь он снова звучит, и звучит по-прежнему – мне кажется, для рояля Чайковского это самое главное. Теперь музыканты, приезжающие на родину Петра Ильича, могут прикоснуться к клавишам этого рояля. Здесь часто выступают вокалисты, скрипачи, а вот пианисты намного реже – берегут инструмент. Как говорят работники музея, «наш инструмент не любит бравурной музыки»!

 

Екатерина Кузнецова

Категория: Музыка плюс... | Добавил: Анна_Калягина (09.05.2007) | Автор: Екатерина Кузнецова
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]