Четверг, 09.05.2024, 02:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Музыка плюс...

Размышление о звездном хоре
17 февраля 12.30
В коридорах Нижегородской консерватории, а особенно в фойе Большого зала – заметное оживление. Кто-то специально топчется в коридоре, в желании поближе лицезреть приглашенных звезд, а кто-то стремительным шагом пытается «вонзиться» в уже заполненный зал, который, к удивлению, гудит словно пчелиный улей, только вместо пчел – студенты. Изредка среди учащейся молодежи встречаются педагоги и профессора. У них свои излюбленные места – последний ряд зрительного зала. Этих VIP-мест оказалось вполне достаточно для самой уважаемой части консерваторского коллектива.
Виновники столь впечатляющего ажиотажа вошли в зал с непривычной стороны. Сегодня «триумфальной аркой» для гостей стала самая дальняя дверь зрительного зала. Как не порадовать своих поклонников и не пройтись сквозь ликующую толпу? Хотя слово «толпа» в этой ситуации не вполне уместно. Поскольку ожидающая «встречи с прекрасным» публика – это люди искусства, и максимум, на что они способны – это хлопая, отбить ладоши и, крича, сорвать голос. К счастью, ни того, ни другого не случилось, но аплодисменты были более чем бурные, таких наш строгий Белый зал давно себе не позволял.
Но…пора раскрыть интригу. Гости консерватории – Михаил Турецкий и его друзья-коллеги Михаил Кузнецов, Олег Бляхорчук и Евгений Кульмис. Именно они стояли у истоков коллектива. В начале 90-х годов недавний выпускник Академии им. Гнесиных Миша Турецкий создал ансамбль, который специализировался на исполнении еврейской духовной музыки. За 25 лет с коллективом единомышленников произошла значительная эволюция. Сегодня – это один самых известных хоров мирового шоу-бизнеса. Об их ошеломительном успехе и путях его достижения шла речь на творческой встрече.
С первых фраз М. Турецкий завоевал внимание публики. Конечно, двадцатипятилетний опыт дает о себе знать. Он тонко чувствует настроение зрителей: кому-то надо ответить серьезно, с кем-то пошутить, а для закрепления возникшего взаимопонимания рассказать байку из концертной жизни. Самый интригующий аудиторию вопрос – в чем секрет музыкального и финансового успеха хора? И последующая его конкретизация – как составляются программы концертов, кто делает аранжировки, как удается сохранить индивидуальность каждого музыканта? Если все ответы свести к одному, то их ключ к успеху – универсальность. Программы, которые будут интересны всем – от прачки до министра; аранжировки, сделанные профессионалами, но адаптированные самими хористами; огромный выбор палитры характерных голосов, что позволяет каждому музыканту занимать в коллективе свое особое место. В чем могли убедиться все присутствующие.
Мало того, что Е. Кульмис и М. Кузнецов «сторожилы» известного хора, они еще и обладатели уникальных голосов. Один – бас-профундо, второй – тенор-альтино. Этот контраст стал очевиден, когда музыканты начали говорить. Евгения встретили бурными овациями за его «рычащий» бас, а Михаила – непосредственным, почти детским смешком, не подразумевающим ничего оскорбительного. Свою долю оваций М. Кузнецов получил после исполнения небольшого фрагмента Песни Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, в сопровождении фортепианной импровизации Е. Кульмиса. Даже не совсем распетый, не вполне готовый к такому повороту событий, «сонным», чуть подхрипловатым голосом он покорил зал. Ведь почти каждый из присутствующих не понаслышке знает, как восхитительно его голос может звучать со сцены.
Встреча продолжилась беседой «за жизнь». М. Турецкий рассказал несколько историй из концертной практики, смешных и не очень. Как музыканты попали на «большую» сцену, как до сих пор иногда приходится зарабатывать, ведь давно известно, что частные корпоративы – это весомая доля дохода даже самых востребованных представителей шоу-бизнеса. На вопрос «как попасть в их хор», заданный на удивление девушкой, последовал категоричный ответ об отсутствии планов расширения коллектива и, как минимум, о наличии уникального и совершенно особого голоса. На этом и закончили встречу. Почти.
После столь свободной беседы на разные темы, из зала вдруг возник более чем концептуальный вопрос: «Каково состояние хорового искусства в России?» После чего возникла неловкая заминка. Было ясно, что М.Турецкий обдумывает «политкорректный» ответ. И прозвучали, с одной стороны, вполне обнадеживающие слова о том, что в наше время «хор может быть чем-то престижным», с другой, что «искусство сегодня – это сфера услуг». И как же соединить эти два полюса в сознании студентов? В чем заключается престиж хора сегодня – в профессиональном совершенстве или финансовом благополучии?
Для этого отправимся на концерт арт-группы Хор Турецкого, и посмотрим, какой ответ нам предлагают.
17 февраля 19.00
С заветными билетами в руках я спешила в театр Оперы и балета им. А.С. Пушкина. Давно зрительный зал театра не видел столько меломанов и охраны. Разве что, когда несколько лет назад здесь гастролировал Дмитрий Хворостовский. Но с первых же звуков концерта я поняла – нас ждет искусство совсем иного уровня. Конечно, Хор Турецкого не претендует на звание академического коллектива, музыканты позиционируют себя как шоумены. Однако зачастую на их афишах можно увидеть названия сочинений бессмертной классики. Шоу и классическая музыка – совместимы? Попробуем разобраться.
Еще на творческой встрече в консерватории, артисты убеждали, что на их концертах интересно всем: от мала до велика, от музыканта-любителя до профессионала, и даже тем, кто совсем далек от классического искусства. На первый взгляд, такой подход к выбору репертуара можно назвать просветительским, но …!
Из безусловных достоинств надо в очередной раз отметить качество голосов. Они по-настоящему сильные, красивые, «бархатные», очень индивидуальные. Неплохо у всех и со слухом – чувствуется прекрасное знание гармонии и хорошая выучка по сольфеджио. Сказывается академическое музыкальное образование. У многих музыкантов «за плечами» лучшие вузы Советского Союза - Российская академия музыки им. Гнесиных, Хоровое училище им. Свешникова, Минская консерватория. Потрясающие голосовые возможности! И в этом они на неоспоримо высоком профессиональном уровне. Что касается музыкантов-инструменталистов, тут тоже все в порядке – первоклассный ударник, талантливые гитаристы. Только вот сочетание вокальной и инструментальной групп не всегда производит должный эффект.
В классическом репертуаре оркестр заменяет небольшой инструментальный ансамбль в составе двух гитар (бас и электронной), синтезатора и ударной установки. Каждый из них превосходный профессионал своего дела, но такой инструментальный состав для классической музыки равнозначен ... четвертованию. Пропадает объем звучания, тембровая роскошь, многослойность фактуры. На первый план выходит ритмическая основа, а человечество, как известно, в своей эволюции продвинулось немного дальше первобытных ощущений, да и классическая музыка это не только ритм. В ней есть мелодия, гармония, которые несут не только информацию, но и эмоцию. Это положение могла бы исправить вокальная группа коллектива, однако их шикарные возможности, даже при всем техническом перфекционизме, померкли на фоне перебивающе-заглушающего «битового» инструментального сопровождения.
Однако музыка это не только виртуозность и блеск, но и личность, энергетика исполнителя, которая раскрывается через интерпретацию опусов и которая требует большой душевной работы. Если взглянуть на гастрольный график хористов, становится понятно, что времени на «отдачу» душевных сил выделено гораздо больше, чем на их «пополнение». Это заметно не только на примере хора Турецкого. Ещё в далёком 1873 году Антон Рубинштейн говорил по поводу своих 218 концертов за восемь месяцев, «это уже не искусство, а “фабрика”», после чего его гастрольный тур был окончен. Сегодня такой музыкантский марафон стал устоявшейся тенденцией в мире академической музыки. Сразу вспоминается Денис Мацуев, Ланг-Ланг и ряд других артистов «топ»-ранга. Музыка для музыкантов «коммерческого направления» постепенно превращается в спорт, причем, в беговой. Бег за славой, популярностью, контрактами и гонорарами, с одной стороны. С другой, боязнь «выпасть из обоймы» востребованных и хорошо оплачиваемых артистов.
Но есть и такие музыканты как Е. Кисин, Г. Соколов, М. Плетнев, для которых единичные концерты - это повод поделиться самым ценным, глубоко сокровенным, что у них есть. Их выступления сродни погружению в глубочайший эстетический мир, в то время как творчество первых более схоже с «целлулоидным яблоком из американского супермаркета», по выражению Д. Ренанского.
Гораздо органичнее и искреннее, чем академическая музыка, в исполнении хора Турецкого звучит эстрадная песня 60-х – 80-х годов. Попурри из комсомольских песен, всеми любимые шлягеры А. Зацепина, С. Березина, рок-хиты Rammstein и рок-обработки Boney M были исполнены по-настоящему увлеченно. Они заражали своей энергетикой. Пришлись к месту и виртуозность инструменталистов, и вокальное мастерство. Эстрадная песня, исполненная в академической манере, имеет какой-то особенный шарм. Тембр голосов, богатый обертонами, безукоризненное попадание в вокальную интонацию в сочетании с зажигательными ритмами и просто запредельными по сложности инструментальными партиями невольно заставляют вспомнить мэтров советской эстрады.
После концерта Хора Турецкого осталось двойственное впечатление. С одной стороны, закончился он действительно зажигательно, популярная песня – их «конек», с другой – вспоминалось начало встречи. В сознании всплывали слова о разнообразии репертуара, о просветительстве. Как выяснилось, и оно бывает разным. И не лучший его вид – поп-обработки классических шедевров. Приближает это слушателей к пониманию классического оригинала? Вопрос спорный. Ведь музыканты преподносят это как истинное сочинение, а не его обработку. Может, стоит сделать ставку на уже устоявшийся собственный мировой бренд и позволить себе исполнять классическую музыку в оригинале? Тогда универсализм будет оправдан, ведь каждую из музыкальных эпох они будут исполнять стильно и исторически достоверно. И тогда, возможно, престижным будет все – и слово «хор» и то, что он делает.

Никулина Наталья
Категория: Музыка плюс... | Добавил: Kohrah (15.11.2016) | Автор: Никулина Наталья
Просмотров: 397 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]