Четверг, 09.05.2024, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Музыка плюс...

Проповедь в стиле «Bel canto»

27 октября в ОДКиИ г. Владимира прошел необычный концерт необычного артиста.

Несколько лет назад на проект Первого канала «Голос» попал особенный артист. Иеромонаха Фотия с восторгом приняли и «судьи», и зрители, и, несмотря на всю нестандартность ситуации, он стал победителем четвертого сезона. Необыкновенное дарование отца Фотия – дивной красоты тенор, с которым не смог сравниться ни один из звучавших в проекте. Да и в профессиональных музыкальных заведениях, и на оперных сценах еще стоит поискать такие голоса. Полученные деньги победитель потратил на благотворительность, и это неудивительно: призвание монаха – отказаться от земных благ и наслаждений, недаром его другое имя – «бессребренник». Но многих в тот момент взволновал другой вопрос: преодолеет ли иеромонах – «звезда» Первого канала испытание «медными трубами»?

На протяжении длительного времени взбушевавшиеся журналисты, поклонники в социальных сетях одолевали отца Фотия бесконечными вопросами о его деятельности, в том числе и с подоплекой. Пристойно ли монаху заниматься концертной деятельностью? Не мешает ли творчество его духовной жизни? С какой целью он вообще пошел на проект и стал выступать? А какие у него планы на будущее?

Мнения общества кардинально разделились. Какой же точки зрения в этой полемике придерживается сам глава Русской православной церкви? Действительно ли деятельность о. Фотия перешла границы дозволенного религией? Вот что пожелал победителю шоу «Голос» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе «Голос». Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным – думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил. Я хотел бы пожелать ему сохранять ту естественность поведения, скромность, которая присуща монашескому званию и по которой люди – как церковные, так и нецерковные – определяют духовное состояние священнослужителя. Сохрани в сердце то, что я тебе желаю в непростое для тебя время, наступающее после победы на конкурсе. Также помни, что избранный тобой монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает ту победу, которую ты одержал. Ведь многие голосовали не только за голос, но и за образ», – написал Патриарх на своей странице в Facebook.

Действительно, человек избравший путь монашества, оставаться монахом должен всегда и везде, не только в монастыре, а выход «в свет», признание таланта и популярность – это всегда большое испытание. Слова патриарха расставили все точки над «и», он отметил важное предназначение иеромонаха для нашей страны: образ о. Фотия – это образ духовности, которой так не хватает в нашем обществе – в поступках, отношениях, коммуникации, в СМИ. Эта нехватка вылилась в результатах голосования и неопровержимой победе иеромонаха на проекте, несмотря на то, что имидж певца не соответствовал формату развлекательного шоу.

На данный момент иеромонах Фотий совершает гастрольное турне по России с новой программой «Иеромонолог». 27 октября он стал гостем бывшей столицы Руси – города Владимира. Удивительно, певец каждый раз поет «вживую», в отличие от многих приезжавших сюда звезд эстрады, а список городов гастрольного турне кажется бесконечным. Если «звезды» и действительно пели своим голосом на гастрольных концертах, то это выглядело совсем не профессионально – гулкий, режущий барабанные перепонки «минус», и почти на 90 % фальшивое исполнение примитивных мелодий, причем на постоянной завышенной громкости, как это было, например, с Валерием Меладзе, который несколько лет назад выступал в этом же зале. Пение о. Фотия было виртуозным bel canto, идеально точным, разнообразным динамически и по большей части концерта сопровождалось аккомпанементом пианиста. Здесь мы видим то самое христианское самопожертвование – не жалеть себя ради других: обладая неземной красоты тенором артист не боится колоссальной нагрузки на голос и продолжает давать многочасовые концерты практически каждый день. Все это оправдывается целью иеромонаха: каждый его концерт – это проповедь, облеченная в звуки музыки. Ведь он не просто монах, но и священнослужитель.

«Иеромонолог» – красивое название концерта, которое отражает его суть. На самом деле, это был не совсем монолог, а скорее диалог прекрасно спетого слова и фортепианной музыки. Соло о. Фотия сменялись блистательными сольными номерами московского пианиста Александра Тевелева – это были джазовые обработки песен разных времен, музыки из кинофильмов. Как успели заметить музыкально просвещенные слушатели, «в зале Областного дома культуры давно так прекрасно не звучал рояль» (на заметку: профессиональные музыканты бывают на этой сцене нередко - здание ОДКиИ входит в совместный комплекс зданий Музыкальной школы №1 и Областного музыкального колледжа). Другая же часть публики недооценила замечательное исполнение пианиста, или скорее, не осознала роль сольных фортепианных номеров – они воспринимались как антракты между теми произведениями, которые исполнял иеромонах Фотий, и, к сожалению, в зале поднимался шум и говор. Зато во время звучания Либертанго А. Пьяццоллы замерли все слушатели, в том числе и те, кто вот-вот в очередной раз собирался открыть рот. Поразила и филигранная виртуозность, которая была подана совсем непринужденно, и заражающая музыкальная эмоциональность пианиста. Сказывается добротная профессиональная подготовка в ГМПИ им. Ипполитова-Иванова и большой опыт игры в популярной джазовой группе «Унесенные ветки».

Концерт представлял собой разноцветный калейдоскоп музыкальных стилей: классическая музыка, фортепианные джазовые обработки, современные эстрадные песни на русском, сербском, норвежском, испанском и итальянском языках, хиты русской поп-музыки и даже песни в стиле рок. Казалось, эта хрупкая конструкция вот-вот рассыплется: обычно артист придерживается какого-то одного направления, у которого уже сложились свои поклонники. И все же драматургия концерта сработала на единство: все песни объединяло духовное содержание текстов, направленное на осознание несовершенства собственного человеческого естества, на духовное пробуждение людей. Для чего мы живем на земле, и что нас ждет за завесой этой жизни? И как ответ подразумевалось – «любовь» в смысле высшего ее проявления – жертвенности, желания добра не только близким, но и своим врагам. Конечно, такая необычная форма православной проповеди священника находит отклик не только у верующих слушателей.

О. Фотий открыл свое выступление шедеврами русской классики – звучали романсы Чайковского, Даргомыжского, Рахманинова, многие из которых он пел и на шоу «Голос». Камерная лирическая атмосфера перенесла слушателей в эпоху прошлых столетий.

Впечатлило исполнение авторского романса А. Подболотова «По дороге в Загорск». Если сценический образ иеромонаха отличается внешней скромностью, даже можно сказать зажатостью, то голос, которым он владеет в совершенстве, передавал колоссально богатую панораму чувств и настроений, и в этом романсе накал драматизма не оставил никого равнодушным.

Неувядающий хит русской популярной музыки «Город, которого нет» был спет скорее более осмысленно, чем мы привыкли слышать, но не хватило некой свободы, раскрепощенности в голосе, возможно сам певец не нашел себя до конца в этой музыке. Свойственный ему аскетизм во всем – и в сценическом, и в голосовом воплощении не совсем подходит к стилю популярной музыки.

И вдруг произошло нечто неожиданное: зазвучала рок-музыка и… иеромонах запел известную композицию группы «Scorpions». Несмотря на жестокий вызов прежде растроганной, а теперь удивленной публики (по большей части женщин), за вступлением последовала искренняя, нежная мелодия «Maybe I, maybe you». «Совсем не подходящая песня для священника, и уж тем более для проповеди», – подумали вы? Вот как переводятся строки этой песни:

Может каждый из нас

Этот мир изменить,

Обращаясь к душе,

Что еще в темноте.

Может каждый из нас

Ключик к звездам найти,

Дух надежды поймать –

Одно сердце спасти.

Просишь ты небеса

Все, что хочет душа.

Ты к себе обратись,

Голос сердца услышь.

Много боли вокруг...

Кто-то крикнет вам вдруг:

Быть правдивым хоть раз

Может каждый из нас…

Когда зазвучали популярные песни на итальянском языке, казалось, исполнитель рожден в Италии, его голос виртуозно и колоритно выпевал витиеватые итальянские фигуры мелодий.

Эмоции слушателей можно оставить без комментариев: «Я в восторге! Без мишуры, без излишних эффектов! Только бесподобный голос и бесподобный репертуар! Это подарок от дочки к моим именинам! Такой подарок! Это бесподобно!»

«Это так приятно для души, проникновенное душевное пение, я вышла вся в слезах, не могу прийти в себя! Хочется пожелать отцу Фотию крепости, ведь его труд очень тяжелый!»

Мир меняется, меняются поколения, и консервативные формы музицирования теряют свою актуальность. Многие исполнители сегодня ищут новые пути для привлечения слушателей, синтезируя жанры и формы. Так и в церковной среде многие столетия существовала проповедь на амвоне. Но сегодня она обретает новые формы, которые находят и священники-блоггеры (Александр Митрофанов, Александр Кухта), и ведущие телепрограмм (Андрей Ткачев, Дмитрий Смирнов, митрополит Илларион Алфеев). Первооткрывателем же в сфере музыки стал иеромонах Фотий, и его музыкальная проповедь уже дает свои духовные плоды – преображенные светлые лица после концертов этого священника тому подтверждение.

Анна Царёва

Категория: Музыка плюс... | Добавил: Kohrah (24.01.2018) | Автор: Царёва Анна
Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]