Понедельник, 25.03.2019, 02:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Музыка плюс...

Джаз – России 2007: трое суток без сна

Основная тема: Россия – Джазу…

«Джаз – России» - один из наиболее известных действующих джазовых фестивалей страны. За 16 лет в нем участвовали музыканты из нескольких десятков стран, представляющие самые разные стили джаза, от классического мэйнстрима до электронного авангарда. И каждый год фестиваль не перестает преподносить новые сюрпризы.

К сожалению, в Нижнем в последние годы наметилось снижение интереса к джазу, и в 2006 году фестиваль едва не потерял «Джаз» - и в названии, и по сути. В его русло влилось совершенно самостоятельное, активно набирающее обороты этно-движение. «Джаз – России 2006. Этносфера» был ярким событием, вот только джаз оказался несколько в стороне… Но, вопреки прогнозам скептиков можно сказать, что в этом году джаз вернулся в город.

«Джаз России», прошедший с 18 по 20 октября, кое в чем превзошел сам себя. Действие на этот раз развернулось сразу на трех площадках – в ресторане «Барабу», на сцене Драмтеатра и в зале киноцентра «Рекорд». Кроме обычных в таких случаях концертов фестиваль был насыщен и другими событиями: это и круглый стол, посвященный проблемам джаза, и великолепный ночной джем-сейшн. Эти дни стали незабываемыми для всех участников – как музыкантов, так и зрителей.

Несколько команд были приглашены из провинции, их высокий класс сразу и по достоинству был оценен публикой. Высокий исполнительский уровень при общем снижении внимания властей к джазовой культуре, всплеск интереса молодежи к джазу на фоне закрытия джазовых площадок - это «лебединая песня» перед окончательным упадком, или все же новая волна расцвета? Надеюсь – второе…

Ad libitum первый: «Однажды в Нижнем Новгороде».

Своеобразным предисловием к фестивалю стало выступление 18 октября на площадке ресторана «Барабу-кофе» волгоградского «Комбо-джаз-бэнда». Руководитель коллектива Анатолий Воронов в джазовом духе перефразировал название начальной композиции из кинофильма «Однажды в Америке» по отношению к нашему городу. В уютной обстановке ресторанчика джаз легко заражал хорошим настроением уже успевших привыкнуть к осени людей.

А.Воронов:

- Мы недавно отмечали 20-летие. За эти годы посетили много фестивалей. Бывало в год посещали по 10 фестивалей, но сейчас этого уже нет. В Нижний Новгород приехали септетом, правда, без певицы.

Наш коллектив – муниципальный. Так получилось, что с 1989 года я проработал 15 лет начальником управления культуры Волгограда. У нас ведь как бывает: начальник футбол любит, значит, футбольная команда хорошая. А тут – был начальник управления любящий джаз, и сразу появился муниципальный ансамбль. Он и существует уже много лет.

Мы участвуем во всех городских мероприятиях. Кроме того, проводим джазовый сезон - каждый год раз в месяц даем совершенно новую программу. Играем в музыкальном театре со звездами джаза: это абонемент, на который приходит одна и та же публика. Мы вызываем музыканта и делаем с ним какую-то сольную программу, рассказываем о его творчестве. С нашим коллективом играли Георгий Гаранян, Николай Панов, Александр Фишер. Ну и кроме этого еще занимаемся просветительской деятельностью в музыкальных школах, в студенческих аудиториях – устраиваем небольшие часовые лекции-концерты. Дети в музыкальных школах это с удовольствием воспринимают. В Волгограде около 20 музыкальных школ, и в каждой мы делаем какую-то тему каждый год: «Введение в джаз», «Вокалисты джаза» и т.д. В этом году сделали тему «Творчество Гершвина» в связи со 110-летием со дня рождения композитора. Тем более, что его мелодии - это кладезь, которым пользуются все музыканты.

- В Волгограде есть джазовый клуб?

- Нет, к сожалению. Мы дважды делали джаз-клуб в 70-х и в 80-х годах, но не получилось, и до сих пор его нет. Рядом с Нижним Новгородом – Москва, это проще. Волгоград как бы в стороне. Приглашаем мы музыканта из Москвы, он едет поездом 18 часов, и получается поездка на три дня¸ чтобы у нас побыть. Если из Ростова – немножко поближе, но, в принципе, то же самое.

- Какую музыку вы сейчас играете?

- Играем хорошую музыку: и латино, и свинг, и золотые джазовые мелодии и свои композиции. Все зависит от того, какие задачи выполняет коллектив. За эти годы школу нашего коллектива прошло много музыкантов. У нас начинали многие известные саксофонисты, гитаристы – звезды российского джаза.

Импровизация первая: Будущее джаза и инструментал без границ.

В первый же день концерт неожиданно оказался разделен на 3 отделения. И каждое было ярким и захватывающим. Первое отделение заняла хорошо известная в Нижнем Новгороде «Jazz Vocal Studio» Яны Тюльковой. Во втором – «Комбо-Джаз-бенд», хоть и повторивший многое из звучавшего за день до этого, но подаривший публике необычный сюрприз. И, наконец, «Квартет европейского джаза» Сергея Проня совершенно обратил публику в «религию» Джаза…

Студии Яны Тюльковой всего пять лет, но успехи этой школы весьма значительны – 4 года участия в фестивале «Джаз - России», участие и победы в конкурсах (25 лауреатских званий, 9 побед, 5 «Гран При» в Литве и Германии). Минувшим летом 8 воспитанниц участвовали в Джазовой школе в Кракове, где с ними работали преподаватели из Виржинии. Две выпускницы поступили в Гнесинское училище, а одна – в знаменитый джазовый колледж Беркли.

В этом году студийцы показали хороший уровень исполнения известных джазовых стандартов. Может, некоторым из них еще не хватает свободы – той, что ценится в джазе «на вес золота», однако стоит отметить нескольких юных вокалистов. Особенно самого младшего ученика Диму Бровкина, сольно исполнившего стандарт Рея Чарльза «Halleluiah, And I Love Her So». Юный джазмен держался очень уверенно и артистично, а ведь в прошлом году ему помогала сама Яна и целая вокальная «группа поддержки». Запомнилась и дебютантка фестиваля 13-летняя Ольга Солдатова, которая занимается в студии меньше года, но уже достаточно свободно чувствует себя на сцене, и сразу обращает на себя внимание своеобразным «джазовым» тембром голоса. Уже второй раз на «Джазе России» ярко проявляет себя Катя Гуцан, успевшая за год завоевать «Гран При» на конкурсе «Baby Sing» в Литве. Как и прежде, студия продолжает сотрудничать с квартетом А.Шишкина, и, несомненно, такое общение плодотворно сказывается на воспитанниках.

Во втором отделении на сцене «хозяйничал» Комбо-джаз-бенд. В Театре Драмы коллектив выложился сильнее, чем за день до этого в «Барабу-кофе», а, следовательно, и реакция зрителей была незамедлительной. Уже после первой композиции «Такой, какой ты больше не будешь» Коула Портера зал аплодировал так, будто музыканты уже отыграли как минимум час, и успели подружиться с публикой.

Оригинальным сюрпризом стало появление на сцене… танцоров. Нам посчастливилось увидеть настоящий свинг и блюз, как его могли танцевать раньше. А ведь сегодня в нашем городе существует уже целых три джазовых танцевальных клуба. Один из них – «Дэнсинг Компани» и «зажигал» в тот вечер вместе с Комбо-джаз-бенд.

О третьем отделении концерта стоит сказать особо. Одного из лучших джазовых трубачей страны Сергея Проня ждали в Нижнем целых 13 лет – со времени первого визита к нам. И дождались. Его «Квартет европейского джаза» погрузил зал в состояние, близкое эйфории! И это несмотря на то, что звучала лишь авторская музыка с последнего альбома С.Проня «Вальс механической куклы». Этот программный альбом тесно связан с жизнью современного человека. Например, пьеса «Встречное движение» рисует жизнь ночного города с его быстрыми темпами, неоновыми огнями и летящими вдаль машинами. Лиричная баллада об отношениях людей «Давай помолчим» вовсе не лишена блестящих импровизационных моментов, «Вальс-лезгинка» представляет собой необычный, но как оказалось, возможный сплав двух совершенно разных танцев. «Повисание» в воздухе окончания каждой пьесы - своеобразный почерк музыкантов - вызывало лавину оваций, остановить которую к концу концерта было, наверное, невозможно.

Несмотря на обещанный джем-сейшн и продолжение драйва на другой площадке, зрители упорно вызывали Сергея Проня и его квартет «на бис», и музыкантам пришлось сдаться. Финальную балладу «My Funny Valentine» они посвятили всем девушкам в зале.

Ad libitum второй: Джем-сейшн - рекорды в «Рекорде».

По окончании концерта зрители и участники отправились в киноцентр «Рекорд», чтобы продолжить джазовое общение. Вот уж где разыгрались настоящие «страсти» - никогда не видела я старенький кинозал переполненным! Многим пришлось стоять вдоль стен, но это ничуть не мешало восприятию, а даже наоборот: невозможно было спокойно сидеть или стоять, когда три первоклассных коллектива – Комбо-джаз-бенд (его «старшее поколение»), Сергей Пронь и его квартет, а также Алекс-бэнд стали единой командой в потрясающем джем-сейшене; зрители танцевали, и я тоже не смогла удержаться от этого соблазна… Удивительно, что бóльшая часть аудитории была молодежью (ведь считается, что у нынешнего поколения интерес к джазу очень низкий).

Чем дальше разыгрывались музыканты – тем реже были перерывы, которых позже и вовсе не стало – чтобы отдохнуть – исполнители менялись прямо во время игры. Реакция публики на импровизации и спонтанно возникающие ансамбли чуть не выходила за рамки простых оваций. Стало очевидно, насколько Нижний Новгород истосковался по настоящему джазовому драйву: даже ночь не заставила никого покинуть зал раньше, чем музыканты закончили джем…

Импровизация вторая: Слышу голос…

Второй день можно назвать «вокальным», главными действующими лицами стали две прекрасные джазовые певицы, занявшие по одному отделению этого концерта. Одна из них – это известная нижегородцам Яна Тюлькова, а вторая – вокалистка из Германии Паскаль фон Вроблевски.

Первое отделение Яна разделила с еще одним молодым коллективом «Алекс-бэнд», поэтому прозвучали как чисто инструментальные композиции, в которых ребята показали себя не хуже своих старших джазовых коллег (что было заметно еще на джем-сейшене), так и вокальные – где получился прекрасный союз с Яной Тюльковой.

И все же, второе отделение прозвучало сильнее, звучало больше свободы в музыкальном общении Паскаль и квартета А.Шишкина. Редко сегодня можно услышать, как импровизирует джазовый вокалист. Певцы часто боятся выйти за рамки песни, боятся экспериментов… Паскаль фон Вроблевски задавала невероятный ритм инструменталистам, практически диктовала правила игры, и музыканты ловили эти правила, подхватывали каждое отступление, каждый нюанс, и в итоге это было живое и яркое зрелище, рождающееся на наших глазах. Логично, что закончилось это невероятной импровизацией «на бис»…

Соло: интервью с Паскаль фон Вроблевски

- Как Вы попали на фестиваль?

- Это очень интересная история. В прошлом году в Германии я была председателем жюри конкурса и встретила Яну Тюлькову. Было ясно сразу, что Яна хорошая певица и у нее будет первый приз. Мы с ней познакомились и она пригласила меня сюда.

- В каком стиле Вы сейчас работаете?

- Я занималась разными стилями. Конечно, джазовая музыка – это мое главное направление. Занимаюсь также фьюжн, джаз-роком, классической музыкой, такой как Курт Вайль, Ганс Айслер. Я также работаю в театре с музыкой, и очень много занимаюсь переводами фильмов, озвучиванием анимационных фильмов.

- Как Вам работается с российскими музыкантами?

- Это очень интересно. Музыка – это язык, который понимает каждый музыкант, даже если плохо понимает речь на другом языке. Этим отличается особенно традиционный джаз и мейнстрим, потому что джаз-стандарты - это алфавит. Мы его знаем и можем говорить вместе. Но если бы у меня было немного больше времени, может мы бы сделали еще и другие проекты – не только традиционный джаз, но и современный.

- Как связана профессия актера и профессия музыканта?

- Я, прежде всего, певица, и работаю также актрисой. Думаю, что певец - джазовый, рóковый, классический - нуждается в технике, которой владеет актер. Это очень важно, ведь я стою на сцене, рассказываю маленькую историю, и это тоже спектакль.

Каденция: «Повисшие» септаккорды…

Что пожелать фестивалю? Новых сюрпризов, друзей, площадок и имен. Больше зрителей и слушателей, больше ДЖАЗА… Пусть пока это только мечты, но «Джаз России 2007» - концерты, публика, музыканты, общение – все это вселяет надежду, что в нашем городе джаз будет жить.

 

Александра Ширяева

арт-журналист II курса ФДО

Категория: Музыка плюс... | Добавил: Ксения_Новикова (03.02.2008) | Автор: Александра Ширяева
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]