Воскресенье, 18.11.2018, 00:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Сохраняя прошлое, создаём будущее

Сохраняя прошлое, создаём будущее

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Трудно, а точнее невозможно представить мир, в котором царит тишина. К счастью у каждого из нас есть возможность не только слушать музыку, но и чувствовать её, эмоционально сопереживать ей, «слышать её дыхание»…

Стоит задуматься, какое место она занимает в вашей жизни. Признаемся, что значительная часть населения России не склонна к восприятию музыкального наследия XVII – XXI веков и интерес к классике в нашей стране беднее, чем в Европе, несмотря на то, что она равнодоступна аудитории разных стран. Первая реакция на приглашение в концертный зал филармонии или консерватории зачастую звучит так: «Ой, что вы…я же совершенно не понимаю классическую музыку! Что я там буду делать…». В свое время даже Д.Б. Кабалевский шутил над незнающей публикой: «Когда я слышу аплодисменты между частями, я радуюсь. Значит, у меня появился новый слушатель». Многие люди не посещают такие концерты, даже не потому что музыка от И.С. Баха до Л. Десятникова сложна для их понимания, а потому что она звучит в стереотипно строгом формате двух отделений, во время которых нельзя «ни шевелиться, ни дышать».

Сегодня репертуар концертных залов достаточно разнообразен. Безусловно, и в нашем городе проходят проекты, фестивали, появляются новые имена, и публика, кажется, может быть удовлетворена предлагаемым ей музыкальным изобилием. Однако привлечь горожан к активному постижению искусства становится все сложнее. Возможно, ключ к обретению искомой культурной коммуникации между музыкой и слушателем кроется в обновлении концертных форм, отвечающих их ожиданиям и потребностям. Проведя мини-опрос в Нижнем Новгороде среди меломанов, стало понятно, что они ждут нестандартных подходов к погружению в необъятный «океан» музыкальной классики, что и позволит преодолеть равнодушную инерцию ложного непонимания. Простыми словами лозунг данной проблемы звучит так: «Создайте из очередного академического концерта простому обывателю нескучную и запоминающуюся встречу с музыкой!»

Словосочетание «нескучная классика» не вызывает сегодня неприятия у профессионалов. Оно стало привычным во многом благодаря известной телевизионной программе Сати Спиваковой «Нескучная классика…», которую уже много лет транслирует канал «Культура». «Многие думают, что классическая музыка – это очень скучно, - говорит Сати. - Но я убеждена, что тот, кто не любит её, просто не встретил людей, которые смогли бы объяснить основы этого великого искусства. Музыка – это язык. И сколько написано из этих семи нот! …»

Ни для кого не секрет, что культура – это своеобразная «пещера Алладина», хранящая вековые художественные сокровища человечества, которым не стоит пылиться в сундуках забвения, они должны улучшать эмоциональное и нравственное здоровье людей. Сохраняя прошлое, необходимо смотреть вперед и создавать будущее, пробуждая в человеке способность к интеллектуальному и духовному развитию. Оказалось, что сейчас всё это напрямую связанно с концертными форматами, которые нуждаются в «инновационных» преобразованиях музыкального просветительства публики от детского сада до самых преклонных лет.

Нижний Новгород музыкально развитый город, благодаря Нижегородской филармонии и Консерватории им. М.И. Глинки публика может слышать профессиональное исполнение академического репертуара круглый год. Однако и здесь есть проблема «сухой ежедневности» концертов. Современная аудитория ждет от организаторов и исполнителей ярких эмоций, чего-то неожиданного и впечатляющего.

Музыканты уже пытаются играть концерты в нетрадиционных форматах. Например, абонемент «Волшебная страна музыки» для детей и подростков, в котором каждая встреча решена в увлекательном ключе. Здесь и музыкально-литературная композиция, которая знакомит слушателей со звучанием симфонического оркестра в сопровождении известных и любимых сказок; концерт-мастер-класс, где юные меломаны имеют шанс выступить в роли дирижеров и музыкантов; концерт-знакомство, позволяющий услышать удивительные истории о различных музыкальных инструментах (от флейты до органа) и познакомиться с их устройством поближе. По посещаемости и проявляемому интересу со стороны детей и их родителей абонемент «Волшебная страна музыки» пользуется популярностью.

Стоит признать – придумать концерт в оригинальном формате для детей организаторам легче, чем для взрослой публики. Нет ничего более сложного, чем избавится от привычных, «удобных» концертных форм, разрушить стереотипы восприятия академической музыки, которые у большинства слушателей ассоциируются либо с традиционным выходом строгого конферансье, сухо объявляющего порядок номеров и бесчисленные лауреатства исполнителей, либо – излюбленным концертом-лекцией, где ведущий «запугивает» аудиторию многочисленными музыковедческими терминами. Еще в 70-е годы в Театре кукол им. С.В. Образцова долгие годы «жил» спектакль под названием «Необыкновенный концерт», в котором в сатирическо-пародийной манере высмеивался концерт типичного советского классического формата.

Думаю, публика стояла бы в очереди за билетами, если бы в нашем городе проходили концерты, приближенные по манере ведения знаменитого французского музыковеда, пианиста, композитора и профессора Консерватории Парижа Жана-Франсуа Зижеля. Его программа «Ключи от оркестра» является одной из самых просматриваемых на телеканале «Культура». Удивительно, как в легкой и доступной манере он рассказывает о классической музыке, «жонглирует» эпитетами, сравнениями, описаниями. За полтора часа на сцене он успевает познакомить слушателей с историей произведения, его содержанием, характерным стилем, иллюстрируя свой рассказ игрой на фортепиано. Например, раскрывая внутреннюю драматургию балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», Жан-Франсуа Зижель наигрывает на рояле основные темы балета, наглядно показывает особенности звучания игры тех или иных музыкальных инструментов, и только потом музыка звучит в исполнении Филармонического оркестра Радио Франции. Такая встреча увлекает детей, взрослых, музыкантов-профессионалов, и даже тех, для кого классическая музыка была вовсе чуждой.

Музыканты Нижегородской консерватории сделали шаг навстречу публике, доказав, что академический концерт может быть интересным. Альтернативным решением проблемы привычных концертов стал февральский камерный музыкальный вечер, посвященный 330-летию немецкого композитора Георга Фридриха Генделя. Само название «Если бы Гендель вёл дневник…» поэтичное и таящее загадку, заставляло обратить на себя внимание. Концерт был во многом необычен, это своеобразное путешествие по музыкальной биографии композитора, где зримо и ярко страницы жизни и творчества композитора были представлены в музыкально-литературной композиции с видеорядом. Применение мультимедиа – одно из решений «оживления» академических концертов, позволяет организовать особое визуальное пространство музыкального вечера, сосредоточить внимание публики на творчестве композитора и эпохе в целом. Благодаря использованию современных технологий, доступной манере рассказа лектора и вдохновенному исполнению ярких сочинений композитора, музыкантам удалось создать атмосферу утонченного европейского аристократизма 18 века.

Говоря о новизне форматов, акцент ставится не на развлекательности. Многие устают от неё в бесконечном потоке телевизионных программ «легкого» характера и содержания. Многие ждут возвращения к традиционным ценностям, поданным с хорошим художественным вкусом. Вспомним, например, что С. Рихтер привлекал на концерты публику тем, что играл в атмосфере темноты, на рояле – лампа, освещающая ноты, и едва заметный силуэт пианиста. Согласитесь, в такой обстановке слушатель волей неволей «окунется» в звуковой мир. Сегодня, в условиях инновационного пространства, с помощью специальной техники, новейшего светового оборудования можно удивить даже самого искушенного слушателя.

Еще одним вариантом решения назревшей проблемы стал «экспорт классической музыки» из привычного концертного пространства, под которым подразумеваются залы консерватории и филармонии в необыкновенную атмосферу музеев, планетариев, арт-галерей. Вероятно, эта традиция началась с «Декабрьских вечеров» С. Рихтера, проводимых с 1981 года в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Еще тогда С. Рихтер устраивал литературные чтения, театральные постановки, показывал слайды, тщательно создавал особую атмосферу и своеобразную сценографию для исполнения программной музыки. В продолжение традиций каждое последние воскресение месяца в Мемориальной квартире композитора проводятся музыкально-литературные вечера.

И.А. Антонова – президент изобразительных искусств им. Пушкина была первой, кто решился осуществить идею синтеза искусств внутри его пространства. «Отныне «дух музыки» не просто витает среди картин, Музыка стала равновеликой частью союза изящных искусств», писала она. Музей предлагает соприкоснуться с творчеством и самых юных слушателей. Особенно интересен проект «Рисуем музыку», где дети изображают то, что они представляют при звучании музыки.

Старт разного рода музыкальных вечеров сначала был дан в столичных городах. Нередко открывает двери для любителей музыки в художественно-музыкальное пространство Третьяковская галерея. В её стенах происходит слияние музыки и изобразительного искусства, это своеобразный синтез звуковой палитры и красочных полотен. Например, в начале этого года состоялся первый концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, на котором прозвучали произведения П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова. Как известно, репертуар подбирался с учетом не только акустики, но и музейных экспонатов.

В настоящее время московские и петербургские меломаны могут из «россыпи» концертов выбрать наиболее понравившиеся - это и традиционные вечера в зале Микеланджело Пушкинского музея, камерно-тематические в Мемориальной квартире С. Рихтера, музыкально-литературные гостиные в Мемориальном музее–квартире Н. Римского–Корсакова. В последнем несколько месяцев назад в рамках официальной программы IV Санкт–Петербургского международного культурного форума обсудили значимость звука в музейной коммуникации и необходимость использования музыки в галереях для создания особого культурного пространства.

Признаемся, что в столицах эта традиция сегодня развита более активно, чем в других российских городах. В Нижнем Новгороде основную функцию «экспорта» музыки из академических залов взял на себя историко-архитектурный музей-заповедник Усадьба Рукавишниковых. В нем проходят концерты, фестивали, музыкально-литературные вечера и моноспектакли. Одним из постоянных гостей концертной площадки музея сегодня можно назвать муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода». Они предлагают публике разнообразные программы, стараясь сделать встречу с музыкой особенной. В свое время Б. Пастернак говорил: «Мир – это музыка, к которой нужно только найти слова». Музыканты оркестра исполняют музыку в разных стилях и жанрах, нередко сопровождают свои выступления кратким и убедительным словом.

Желанным гостем концертной площадки музея-усадьбы Рукавишниковых всегда остается Нижегородский русский народный оркестр под управлением В. Кузнецова. Конечно, возникает диссонанс барочного интерьера зала и звучания народных инструментов. Тем не менее, публика с радостью посещает эти вечера, потому что концерты оркестра всегда проходят с размахом, необыкновенной атмосферой праздника. Свои выступления коллектив старается делать интересными и доступными. Нередко ведущий читает стихи, притчи и пословицы, настраивая зрителя на нужное восприятие сочинений.

Репертуар оркестра богат и обширен, это и классическая музыка, и популярные оркестровые сочинения, и оригинальные композиции современных композиторов, и конечно, обработки народных мелодий. Концертные программы варьируются от произведений Штрауса и Бизе, Шостаковича и Пьяццоллы до Джо Дассена и Энио Морриконе, что также становится «ключом» к сердцу публики.

Струнный квартет «Cantando» - частый гость музея-усадьбы Рукавишниковых - предлагает своеобразные «экскурсионные» программы «Музыка русских усадеб», «Изящное барокко», «Великие романтики XIX века» и становится для слушателей «гидом» в музыкальном путешествии. Особую атмосферу каждому концерту придает сам зал – роскошный, блистающий во всем своем великолепии. И в отличие от концертов народных инструментов здесь, безусловно, чувствуется стилистическое единство интерьера и музыки, которое позволяет слушателю почувствовать эстетику салонных вечеров. Согласитесь, исполнение классической музыки в изысканном интерьере, выдержанном в дворцовом стиле волей неволей вызовет особый эмоциональный настрой публики, готовность прикоснуться к сокровенной красоте. Бесспорно концерты, проходящие в Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике Усадьбе Рукавишниковых, создают «интересную, нескучную и запоминающуюся» встречу слушателей с классической музыкой. Сегодня это одна из самых популярных и посещаемых концертных площадок Нижнего Новгорода.

За последние пять лет Нижний Новгород обогатился еще одной концертной площадкой – планетария. В круговороте звезд и космических пейзажей невозможно не проникнуть и не влюбиться в музыкальную феерию. Обратите внимание на предлагаемые программы: «Музыкальный фейерверк», «Сады гармонии», «Музыка среди звезд», «Планета скрипки»… Последняя программа стала лауреатом международного фестиваля «Отражение Вселенной», на котором музыку в трехмерном пространстве представляли планетарии всего мира.

Музыка – особый язык, который требует понятного, но вместе с тем серьезного разговора с публикой. В планетарии сама обстановка создает эффект присутствия и помогает слушателю стать частью музыкального действия. Возможно, начинать знакомство с классической музыкой стоит с этих концертов, хотя бы, потому что атмосферно они самые красивые.

Попытки сделаны, своеобразные форматы доказывают, что настоящее искусство может быть интересным и доступным в наше время. Поток времени требует инновационных преобразований в помощь ясной коммуникации между современным слушателем и музыкой прошлого. Для кого-то новые подходы покажутся весьма провокационными. Однако организаторам подобных проектов не стоит «заигрываться», поскольку их задача облегчить форму, но не суть. Пусть люди сидят в расслабленном виде под покровом звездного неба или в пространстве живописных творений, главное чтобы публика слышала качественно-стилевое исполнение. На сегодняшний момент создатели форматов делают шаги вперед, протягивая руку «неуверенной» публике, нуждающейся в новой, интересной, нескучной, понятной и запоминающейся встрече с классикой.

Категория: Меломан | Добавил: Kohrah (03.03.2016) | Автор: Спиченкова Виолетта
Просмотров: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]