Пятница, 22.03.2019, 19:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

"Солисты Нижнего Новгорода" против штампов
В этот раз концерт был посвящен памяти Д.Д.Шостаковича. Открывать сезон с помпой, подбирать соответствующий эпатажный репертуар оркестранты считают штампом, от которого нужно избавляться. Программа вечера была подобрана весьма оригинально и логично. Начав с Сюиты из балета «Золотой век» - раннего произведения композитора, полного издевки над пошлостью и фальшью, завершили Квартетом №8 (в переложении для камерного оркестра), задуманном Шостаковичем как реквием самому себе, после которого любые слова покажутся лишними. Середина концерта – произведения Моцарта и Гайдна, которых Шостакович считал своими учителями. На премьерах своих симфоний он всегда просил первые отделения посвящать Моцарту – своему кумиру. Музыка классиков уносила в мир совсем других эмоций, более светлых и гармоничных. 

Но никакого доверительного общения не получится, если исполнители в оркестре будут пытаться спрятаться друг за друга. Очень часто мы наблюдаем такие «безликие массы». Каждый из «Солистов» же, наоборот, дорожит своей индивидуальностью, и, чтобы быть услышанным, в любом произведении ищет что-то близкое себе, представляет нужное состояние, переживает сам эти эмоции. И, в то же время, на концертах у нас не возникает вопроса - кого именно из 16-ти человек слушать? Потому что здесь и проявляется роль дирижера, как умелого кукловода, вовремя "дергающего" нужные ниточки. 

Солисты доверяют эти «ниточки» далеко не каждому дирижеру, но в то же время заинтересованы в различных творческих союзах: с ними сотрудничали Е.Кириллов, К.Майер, Е.Щербаков, А.Рудин, Д.Сабаини, В.Куржавский, П.Герштейн, В.Белинский.

Все чаще на афишах мы видим имя Игоря Жукова. Открытие этого сезона тоже прошло под его чутким руководством. Не все в нашем городе знают, что этот дирижер – основатель «Московского камерного оркестра». Кроме того, он – замечательный пианист, ученик Г.Нейгауза и Э.Гилельса.

Игорь Михайлович, Вы тесно сотрудничаете с оркестром уже год. Чем Вас привлек этот коллектив?

 - Когда меня пригласили в оркестр подготовить программу к VIII Международному фестивалю искусств имени А.Д.Сахарова, поработав с ребятами, я понял, что это настоящий художественный «рабочий механизм». В оркестрах часто бывает так, что люди собираются, раскачиваются, разыгрываются, прежде чем войти в нужное состояние. Но здесь совсем другое дело – музыкант садится и сразу начинает работать. И это вопрос не столько профессионального уровня, сколько внутреннего настроя.

Мне очень часто приходится сталкиваться с мнением, что нет такой профессии «музыкант», есть «пианист», «скрипач» и т.д. Но я считаю, что «пианист» - это лишь специальность. В свое время человек, который профессионально занимался музыкой, но это не являлось его основной частью жизни, назывался «дилетантом». Например, Бородин, отчасти Римский-Корсаков. Позже это понятие обрело отрицательный смысл. И если сейчас считать профессией лишь игру на своем инструменте, это значит - больше ничего не знать. Отсюда и получается – вроде бы все играют, а музыки нет. С «Солистами» же диалог получается, они открыты для творческого общения. 

– На чем основано это творческое общение?

- Во-первых, если я чего-то требую, то стараюсь сказать это конкретно, точно сформулировать свою просьбу. Тогда оркестранты ее схватывают, но делают уже не по моему приказу, а как будто придумали это сами. Отсюда и получается естественность в звучании оркестра. А во-вторых, есть такой термин – «суточная память». Это явление можно часто наблюдать в больших оркестрах: сегодня сказали – сделали, а завтра забыли. У «Солистов» такого практически нет.

– Чем Вы руководствуетесь в работе с оркестром?

 - Очень часто люди пользуются такой формулой – «играть нужно чисто и вместе». Но, на самом деле, вопрос должен ставиться не «как?» вы играете, а «что?». И когда вы уже точно знаете, «что» играете, то вопрос «как?» формируется сам собой. Если вам эта нота нужна по смыслу, именно нужна, то вы ее заранее услышите и никогда не сыграете фальшиво. Конечно, есть технические места, которые постоянно надо корректировать, поддерживать в форме, но они составляют лишь 15-20%. 

Я сразу чувствую, когда они начинают играть «вместе» - тут же повисают на руках и становятся неуправляемыми. Поэтому я всегда прошу не играть, а дышать вместе.

 

Игорь Михайлович, не любитель что-либо обещать на будущее, тем не менее, поделился некоторыми задумками на предстоящий год, заинтриговав до чрезвычайности... Ломая стереотип, согласно которому баян – это неакадемический инструмент, в ноябре вся программа будет построена с его участием. А в апреле камерный состав объединится с органом и хором, чтобы подарить слушателям редко исполняемый шедевр Танеева.

А ближайшая наша встреча состоится 9 октября в зале ННГУ им.Лобачевского. Оркестр, воодушевленный в прошлом году К.Майером, дирижером и барочным скрипачом, продолжит совместные пробы в аутентике. Когда мы слышим фамилию Бах, сразу представляем Иоганна Себастьяна. Чтобы избавиться от этого штампа, приходите на концерт!

Категория: Меломан | Добавил: Admin (19.12.2005) | Автор: Блинова Марина
Просмотров: 190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]