Суббота, 24.02.2018, 07:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [12]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [68]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [39]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [175]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Пятый Всероссийский конкурс им. А.А. Нестерова в лицах

В Нижнем Новгороде с 18 по 22 ноября прошёл Пятый Всероссийский открытый конкурс исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах им. А.А. Нестерова. Событие неординарное по многим причинам. Во-первых, «изюминкой» конкурса является обязательное исполнение в III туре Концертов А.А. Нестерова, которые требуют от участников высокого уровня подготовки. Во-вторых, жюри было представлено ведущей профессурой столичных вузов — МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных и СпбГК им. Римского-Корсакова, а также солистами оркестра Мариинского театра. И, наконец, в-третьих, нынешний конкурс приобрел, действительно, всероссийский масштаб, поскольку в столицу Поволжья приехали 79 конкурсантов из 19 городов страны, в том числе очень отдалённых.

«Конкурс организован, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к исполнительству на духовых инструментах, — сказал на Открытии председатель жюри, ректор ННГК, народный артист России, профессор Э.Б. Фертельмейстер, — чтобы мы увидели и услышали новых интересных, ярких, талантливых ребят, которые интересуются этим искусством и достигли в нём определенных успехов». И, действительно, конкурс — это не только длительная подготовка, тревожное напряжение, волнующий выход на сцену и нетерпеливое ожидание результатов. Конкурс — это, главным образом, его участники, их творческие истории-судьбы, которые подчас во время прослушиваний, мастер-классов и уж тем более после объявления результатов могут кардинальным образом измениться.

Нынешнее состязание было богато талантливыми ребятами. Но здесь речь пойдёт от трёх из них, проявивших себя, на наш взгляд, особенно ярко.

«В трубаче самое главное — самоуверенность»

Эти слова принадлежат первому из наших героев — Дмитрию Масливецу, трубачу, студенту РАМ им. Гнесиных (класс заслуженного артиста, профессора В.И. Пушкарева). Среди исполнителей на медных духовых инструментахсвоей живой эмоциональностью и технической свободой он произвёл, как на членов жюри, так и на слушателей, пожалуй, самое яркое впечатление. Во II туре он с лёгкостью исполнил труднейший Первый концерт Д.Шостаковича для фортепиано с оркестром в переложении для трубы.

Последний и самый сложный третий тур конкурса дался трубачу нелегко, но исполненный им Концерт А. Нестерова вызвал у жюри искреннее восхищение. «Эти концерты достаточно сложны, если не сказать, что они очень сложны для многих исполнителей, — говорит член жюри, заслуженный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных В.И. Пушкарёв, — поскольку Нестеров — в жанровом отношении композитор многоплановый: он писал и оперы, и музыку к балетам, и симфонии. Ему свойственно оркестровое, оперное, симфоническое мышление».

В исполнении Дмитрия лирические моменты Концерта звучали так, словно музыкант, делится со слушателями чем-то глубоко личным. В интервью Д. Масливец признался: «Концерт и технически, и по содержанию очень сложный. Но мне очень понравилось над ним работать, потому что в нем народные мотивы даны в интересной обработке».

Сосредоточенный на сцене, погруженный в музыку, в общении Дмитрий оказался очень открытым и веселым человеком. С улыбкой он поведал, как выбрал свой инструмент: «Я всем рассказываю одну и ту же историю. У меня отец трубач, а мама вокалистка. Мама всегда хотела, чтобы я занимался музыкой, и отдала меня учиться на скрипке. Но однажды я нашел в шкафу трубу. Помню выражение лица папы, когда он сказал: “Только не это!”. Я попросил его научить меня. Он дал мне какие-то азы, но сказал, чтобы я ее никогда не брал. Прошло время и — мне так понравилось! Это очень увлекательное занятие. После школы я понял, что другие специальности не для моего характера».

На вопрос, кого он считает своим кумиром, Дмитрий задумчиво ответил: «Конечно, Тимофея Александровича Докшицера», а о том, каким должен быть настоящий трубач, сказал: «Я думаю, что главное самоуверенность. Фальшивая нота на рояле будет не так заметна, как на трубе. Труба такой инструмент, что если ты не уверен на сто один процент, лучше вообще не играть».

«Конкурс для меня – это подарок»

Перед тем, как представлять следующего героя, необходимо сказать в целом об участниках-исполнителях на ударных инструментах, коим он также является. Прослушивания в этой секции, несомненно, были самыми зрелищными. «Значительный рост, и технический, и музыкантский, который мы наблюдаем среди ударников, связан в первую очередь с тем, что расширилась палитра наших инструментов,— говорит член жюри, заслуженный артист РФ, профессор ННГК И.В. Кораллов. — Если 20-30 лет на конкурсах были представлены только ксилофон, малый барабан, литавры, то сегодня для того, чтобы выступить, музыканту только 20-30 минут нужно устанавливать инструменты. Это в большей степени похоже на некий театр». И, действительно, те «миры», которые создавали лучшие конкурсанты-ударники на виброфоне, литаврах, мультиперкашн, завораживали, словно театральное действо.

Уже после первого тура определился бесспорный лидер — Даниил Беликов. Даниил родился в Нижнем Новгороде, закончил ДШИ №9 (класс А.В. Филатова), сейчас учится в РАМ им. Гнесиных в классе профессора Д.М. Лукьянова. Будучи победителем Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» (2007г) и многих всероссийских и международных музыкальных состязаний, Даниил признается, что не знает, каким по счету является нынешний конкурс в его жизни.

На сцене Д. Беликов выглядел очень органично. Каждый жест, движение тела, взгляд — все было оправдано музыкой. Обладая потрясающей техникой и пластичностью, Даниил невероятно эмоционален. Он буквально живёт в исполняемой им музыке! «Когда я на сцене, я не могу себя контролировать, что-то происходит внутри», — говорит музыкант. Мощнейшая энергетика его исполнения произвела сильное впечатление на слушателей. Особенно ярко прозвучало сочинение Я. Ксенакиса «Ребонс» для мультиперкашн— каждый из сидящих в зале был буквально охвачен «шаманскими» ритмами, создаваемыми музыкантом.

Стоит сказать, что в рамках нынешнего конкурса им. Нестерова был организован конкурс композиторов по созданию обязательного произведения для вибрафона соло. Среди 12 работ молодых авторов нижегородской школы лучшими были признаны две: «Подо льдом» Ильи Карпикова и «Колыбельная» Марка Булошникова. «Сочинения этих композиторов в череде других выделялись профессиональным знанием инструментов, — говорит И.В. Кораллов. — Композиторы не просто написали ноты, они изучали возможности инструментов, технические, мелодические, современные новации в исполнительстве на вибрафоне. Эти сочинения интересны в музыкальном отношении, и, думаю, что они войдут в учебный репертуар наших учебных заведений, а также заинтересуют нотных издателей».

Во втором туре из обязательных сочинений Даниил выбрал произведение И. Карпикова «Подо льдом», в котором используются различные приемы извлечения звука: игра палочками разной жесткости, виолончельный смычок, что раскрывает тембровое богатство вибрафона. Перед исполнителем встает непростая задача — создать цельный образ столь разноплановыми техническими и музыкальными средствами. Даниил использовал все эти средства настолько органично и естественно, и не возникало сомнения, что каждый из них необходим в данный момент развития музыки. Волшебство звучаний, подобное цветовым переливам северного сияния, завораживало и восхищало. «Создать музыкальный образ и интересно преподнести его публике — это самое сложное в творчестве», — говорит Д. Беликов.

Сильный и уверенный на сцене, словно «каменная стена», в интервью Даниил оказался скромным и сдержанным собеседником. На вопрос, как он оценивает своё выступление, Даниил ответил: «Сыграл хорошо, но предела совершенству нет». Главными качествами ударника он считает упорство и терпение, а размышляя о том, что значат конкурсы в его жизни, он признается: «Конкурс — это подарок в том смысле, что он дает огромный стимул к творческому росту».

«Она не может жить без музыки»

Единственная девушка в секции ударных инструментов Наталья Покровская покорила всех своей музыкальностью и безупречной исполнительской техникой. Глядя на хрупкую фигуру Наташи, сложно представить, что она исполнительница на ударных инструментах, но как только она взяла в руки палочки и подошла к литаврам — она стала совсем другим человеком — отточенные движения и невероятная внутренняя сила рождали мощный энергетический поток.

Другая сторона таланта Н. Покровской раскрылась в исполнении на вибрафоне Прелюдии, Сарабанды и Жиги И.С. Баха из сюиты №3 для виолончели соло. Наташа точно передала стилевые черты каждой части сюиты, и сочинения, написанные задолго до появления вибрафона, прозвучали удивительно естественно.

Творческий путь Наташа начинала как пианистка, что, несомненно, сыграло роль в способности слышать фактуру, разграничивать различные ее пласты и уделять особое внимание тембровой стороне музыки. Кроме того, она наделена особым талантом. Как рассказывает ее педагог И.В. Кораллов, «Наташа, обладая абсолютным слухом, слышит музыку гармонически и представляет ее даже в цветовом решении». Он также замечает: «С ней работать одно удовольствие. Каждый день ищем какие-то определенные краски, идет постоянное обсуждение. Наташа очень трудолюбивый человек. А вы знаете, человек трудолюбивый достигает вершин гораздо быстрее. Но главное — она не может жить без музыки. Она вся в ней».

***

V Всероссийский открытый конкурс исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах им. А. Нестерова уже стал историей. Мы надеемся, что наших героев, как и других лауреатов конкурса, ждет счастливая концертная жизнь. Они доказали, что сегодня исполнительство на духовых и ударных инструментах активно развивается и, как сказал на Закрытие конкурса Э.Б. Фертельмейстер, «Мы ждем, что молодые и достойные придут к нам на смену, и когда эти ожидания оправдываются, мы испытываем самое большое счастье».

Надежда Оськина

Категория: Меломан | Добавил: Ольга_Капустян (05.02.2016) | Автор: Надежда Оськина
Просмотров: 136 | Теги: Даниил Беликов, Наталья Покровская, Дмитрий Масливец, Конкурс имени Нестерова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]