Понедельник, 25.03.2019, 02:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Панегирик в двух частях

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ,

ЗАПИСАННАЯ СО СЛОВ БАЯНА

Проходя как-то мимо кафедры народных инструментов, я услышала незнакомый голос: "Конечно, я согласен с Казаковым, что лучше баяна может быть только баян!" Изумленная такой категоричностью, я осторожно приоткрыла дверь в класс и была очень удивлена, увидев, что это произнес... сам баян! Незнакомца окружали местные народные инструменты. Царило такое оживление, что меня никто не заметил, и, заинтересовавшись происходящим, я позволила себе подслушать разговор.

"…в принципе, я не замыкаюсь на себе, - продолжал незнакомец, - мой тембр ассоциируется с органом, фаготом, флейтой, гобоем и даже со струнными. Поэтому мой хозяин заставляет меня перевоплощаться, представлять себя в роли другого инструмента, а иногда даже целого оркестра".

"И Вы ему подчиняетесь?" – спросила гордая гитара. Баян улыбнулся: "Непонятно, кто кому подчиняется. Наши мысли и идеи часто совпадают, и мы понимаем друг друга с полуслова".

Тут оживилась бас-балалайка, имевшая обыкновение все советы записывать в блокнотик: "Поделитесь секретом, сколько времени надо быть знакомыми, чтобы достичь полного взаимопонимания?" "Боюсь, это не зависит от времени, - разочаровал гость любительницу "готовых рецептов", – Главное: услышать друг друга! Этому нас учили замечательные педагоги: Т.С.Крупчанская – в музыкальной школе, А.И.Леденев – в колледже им.Шнитке и Ф.Р.Липс – в Академии им.Гнесиных. Наше общение с Фридрихом Робертовичем сейчас продолжается в аспирантуре. А совсем недавно мы познакомились с Фрау Валь, которая будет нашей наставницей в Высшей школе музыки им. Ганса Эйслера в Германии".

"А в каких-нибудь конкурсах вы участвовали?" – спросил местный баян, недавно ставший лауреатом в Италии. "Я не люблю хвастаться, но признаюсь, мы получили 18 дипломов международных и всероссийских конкурсов. В одном только 2000-м году мы стали первыми трижды – на международных конкурсах в России, Германии и Великобритании.

Однажды мой коллега ездил даже на конкурс вокалистов, где тоже стал лауреатом. И, несмотря на мою профессиональную ревность, он планирует развивать свои голосовые данные".

"Вот это да! Для меня такое количество побед – это предел желаний! - воскликнул бубен. – Везет вам, вы всего уже достигли!" С это высказыванием гость не согласился: "Мой друг однажды сказал: "Лауреатов выпускают каждый год, но настоящими музыкантами, преданными своему делу, из них остаются лишь единицы". И я полностью с ним согласен. На самом деле, чтобы не сделать шаг назад, после конкурсов требуется еще большая самоотдача. Поэтому каждая победа для нас – это лишь старт к дальнейшему творческому развитию".

"А я считаю, что для музыканта главное – сцена. Мой хозяин, например, не может жить без концертов", - завила любимица нижегородской публики - домра. "Мы тоже очень любим выступать", - радостно закивал баян, - "Сейчас наша жизнь насыщена концертными поездками: Франция, Япония, Чехия, Малайзия, Англия, Таиланд, Индия, Германия, Испания … и, конечно, Россия".

"Скажите, а как Вы относитесь к сотрудничеству с "аристократами", например, с виолончелью?" - спросил местный баян, имеющий большой опыт в этом деле. "Прекрасно! Мой хозяин дружен с Ростроповичем! Но, кроме того, я общаюсь со скрипками, гобоями, трубами, ударными – словом, целыми оркестрами. Такие концерты проходят под чутким руководством дирижеров: Вилсона, Ануфриева, Понькина, Кадена, Арбеляна".

"Не разрешите ли Вы мои сомнения? – выступил скромный аккордеон. – Мой друг очень любит джаз, и мы часто пробуем себя в искусстве импровизации. Но наши коллеги не хотят слушать ни одной ноты. "Семейство народных не создано для джаза!" - говорят они". "Позвольте мне с ними не согласиться", - деликатно кашлянул баян, - "Я считаю, нужно пробовать себя в разных стилях и разных жанрах. Мы тоже стараемся осваивать джазовые композиции.  Мало того, хозяин  подружил меня даже с электроинструментами таких групп, как "Ва-Банк", "Ковчег", "Mаpмаkers". А еще мы часто бываем в театре – участвуем в спектаклях "Бытие№2" и "Великий инквизитор", и совсем недавно мой хозяин подписал контракт на сочинение музыки к фильму "Эйфория".  Советую и вам: будьте открыты любому общению!"

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ,

НАВЕЯННАЯ ИГРОЙ БАЯНИСТА

Заинтригованная услышанным, я решила сходить на концерт и познакомиться с хозяином баяна. Айдар Гайнуллин - молодой музыкант, очень артистичный, но без капли самолюбования, ничуть не испорченный всемирной славой и всеобщим вниманием. Музыка для него - средство, помогающее полнее и глубже выразить мысли и чувства, переполняющие душу.

Сами темы для "разговора" в этот вечер были очень разнообразны: от романтики до авангарда. Звучали великие творения Листа, Бородина и Грига, и у меня даже не возникало мысли о том, можно ли исполнять их на баяне. Выбор инструмента, в этом случае, не имел значения, потому что в центре оказалась личность музыканта, способного проникнуть в мир образов ушедшей эпохи, почувствовать особенность языка композитора и найти свой собственный подход к материалу. В Фантазии и Фуге на тему BACH Листа ему удалось "перекинуть мост" от романтизма к барокко, сочетая виртуозность, эмоциональный порыв с глубиной, цельностью и символичностью. Владение временем особенно проявилось в Ноктюрне Бородина из "Маленькой сюиты", исполняя которую Айдар был подобен былинному сказителю, неспешно ведущему свое повествование. Пытаясь услышать в звуке баяна именно тот инструмент, для которого писал композитор, он сумел найти особые оттенки, нюансы, смены регистров, характерные штриховые приемы, отчего "классические" образцы обрели новые краски. А в некоторых транскрипциях современных произведений Айдар позволил себе даже небольшую вольность в отношении нотного материала. Например, в Ревизской сказке Шнитке мы услышали созвучия, которых нет в тексте композитора. Но этот, казалось бы, не вполне допустимый прием усилил иронию в изображении убогих и жалких образов мира "маленьких людей".

Разнообразно был представлен и современный баянный репертуар. Композиторы XX века часто уделяют внимание этому инструменту, поэтому для исполнителя большое значение приобретает уже сам выбор программы. Произведение Макконена очень редко звучит в Нижнем Новгороде, и на концерте нам представилась возможность совершить "Полет над временем". А "Фантазия 84" Ганслера натолкнула на размышление о существовании двух начал: небесного и земного, которые, возникнув из единого звукового центра, росли, развивались, противостояли друг другу и вновь растворились в общем звучании. Здесь Айдар предстал искусным художником, способным минималистскими звуковыми средствами выстроить развернутое художественное полотно. Свободное владение авангардной техникой проявилось и в исполнении Преамбулы и токкаты Преча, вторая часть которой, благодаря смелым свинговым ритмам, оказалась близка джаз- и рок-музыке. Но наиболее полное владение эстрадными приемами баянист показал в Сонате№2 Журбина - "ностальгии по старым добрым мелодиям и ритмам". Хотя, калейдоскоп эпизодов: мотивы шарманки, вальса, фокстрота, танго, - объединенных общим пульсирующим мотивом, был окрашен скорее улыбкой и легкой насмешкой, чем грустью. Подобное настроение в "Танго командора" Дербенко приобрело даже оттенок иронии, а артистический талант Айдара проявился в полной мере.

Это выступление окончательно убедило  меня, что баян создан не только для фольклорной музыки. Его достижения в академическом направлении даже более значительны, и на эстраде он занял почетное место. И все это благодаря таким исполнителям, как Айдар Гайнуллин, баян которого может по праву им гордиться!

Категория: Меломан | Добавил: Admin (21.03.2006) | Автор: Марина Блинова
Просмотров: 172 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]