Понедельник, 25.03.2019, 02:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

«От высшей утончённости... к высшей грандиозности»

«Есть гении, которые гениальны не только в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого – это – дух, это – существо особого лика, особого измерения».

Константин Бальмонт

Одним из таких гениев был Александр Николаевич Скрябин. В эти дни празднуется 140–летие со дня его рождения. В Большом зале Нижегородской консерватории 30 октября состоялся вечер фортепианной музыки, посвящённый этой знаменательной дате.

А.Н. Скрябин — композитор и пианист, чьё творчество отличалось от многих русских, да и зарубежных композиторов своей неповторимостью, необычностью, даже дерзостью для того времени. Всё его творчество было проникнуто стремлением к совершенству, к Идеалу, к Свету, к Звезде. «От высшей утончённости, через активную деятельность, полётность, к высшей грандиозности» — вот Idee fixe его профессионального пути. В конце творчества – идея синтеза искусств и создание грандиозного произведения «Мистерии», оставшееся лишь мечтой.

Музыкальный критик Л.Л. Сабанеев пишет в своих воспоминаниях о Скрябине: «А.Н. Скрябин был к тому же из тех гениальных натур, которые действительно светили направо и налево, которые не были в этом смысле замкнутыми эгоистами, не запирались в свою скорлупу, но давали свет своей гениальности окружающим – это был человек редкой общительности и открытости душевной, который расцветал духовно в обществе близких и сам способствовал их расцветанию».

Стоит заметить, что часть биографии А.Н. Скрябина связана с Нижним Новгородом: здесь он сочинял и исполнял свои произведения, а также венчался со своей первой женой известной пианисткой Верой Исакович в церкви святой Варвары Великомученицы.

В программу концерта вошли фортепианные произведения, наиболее выражающие творческое кредо композитора. В таком концерте (где исполняются произведения одного композитора разными исполнителями) наиболее ярко раскрывается различие исполнительских интерпретаций. Каждый выступающий артист понимает и чувствует композитора по-разному, по-своему, сугубо индивидуально.

Прелюдии ор. 11, 31, 37, 74, а также пьесы «Желание» и «Окрылённая поэма» с особым вдохновением и проникновенностью исполнил доцент ННГК Сергей Смирнов. Удивительно как тонко исполнитель чувствует стиль композитора, каждая фраза глубоко осмыслена. С. Смирнов наслаждался каждым изысканным гармоническим оборотом Скрябина и передал это чувство слушателю.

Задумчивый и как бы парящий в воздухе вальс ор.38 был исполнен профессором Еленой Алексеевой наоборот с настойчивостью и непоколебимой волей. Вальс сменился по-скрябински темпераментной игрой доцента ННГК Руслана Разгуляева — пять прелюдий ор.16 и три этюда ор.65. Звучание поразило слушателей сочностью и яркостью, глубиной звука. Необычность исполнения состоит в том, что все произведения звучали почти attaca (без перерыва), создавая своеобразный сюитный цикл.

Соната No10 прозвучала в исполнении профессора В. Старынина. Была слышна продуманность каждого элемента, целостность и устремлённость формы.

Второе отделение также слушалось на одном дыхании. Произведения Скрябина калейдоскопически сменяли друг друга, представляя слушателю всю богатую палитру настроений и чувств.

Ноктюрн ор.5 и прелюдии ор.31, 33 исполнила профессор Белла Альтерман. Её игра отличалась мягким насыщенным звуком, а также возвышенностью и поэтичностью. Соната No 6 ор.62 (исполнил профессор Валерий Колесников) показалась несколько отстранённой, однако с яркими выразительными кульминациями.

Следующее произведение – три прелюдии ор.3 Юлиана Скрябина – сына композитора. В этой музыке всё «дышит» А.Н. Скрябиным: образная сфера, гармония и фактура. Эти прелюдии, наполненные неповторимым чувством печали, были исполнены профессором Юрием Баракиным строго и, на мой взгляд, несколько резковато.

Венцом вечера явилась Фантазия ор.28 в яркой интерпретации доцента Александра Рыбина. Музыка, воплотившая стремление к Идеалу и его триумфальное достижение, явилась грандиозным завершением концерта.

Эмоциональный мир Скрябина не прост, он требует от исполнителя предельной концентрации творческих и душевных сил. На прошедшем концерте слушатели услышали многообразного Скрябина и насладились его необычной, «неземной» музыкой!
Категория: Меломан | Добавил: Admin (15.03.2013) | Автор: Иван Яшенков
Просмотров: 449 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]