Пятница, 17.05.2024, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Необыкновенная история саксофона и его друзей

Как известно, рождение нового - это всегда тайна и неожиданность. Так было и тогда, в Брюсселе, зимой 1842 года. Мой отец Адольф Сакс был человеком проникновенного, светлого ума, настойчивый и твердый. Как-то в минуты отдыха он приставил мундштук от басового кларнета к офиклеиду, медному духовому инструменту басового регистра, и попробовал играть. Так я родился. Его друг Г. Берлиоз дал мне имя – саксофон, и сочинил первое произведение с моим участием – «Священный хорал» для голоса и шести духовых инструментов. Впервые продирижировал им отец. Вот как это было...

…Программа концерта подходила к концу, когда зазвучала величаво-торжественная музыка хорала. Изысканная публика зала Герца, затаив дыхание, вслушивалась в вариации темы, поочередно звучащие то у одного солиста, то у другого. Внезапно ансамбль смолк и - зазвучал саксофон... Как рассказывал потом Берлиоз, «на слушателей хлынул поток торжественных и меланхоличных, а иногда расплывчатых, подобных ослабленному звучанию эха звуков»... Как только растворились в зале последние пассажи инструмента, слушатели устроили бурю оваций. Потрясенный услышанным, Дж. Россини потом признался, что «никогда не слышал ничего более прекрасного».

С этого момента я вступил в большую семью уже признанных духовых оркестровых инструментов. Началась знаменательная веха в моей истории. К моей помощи обращались такие композиторы, как Дж. Мейербер, А. Тома, Л. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс. В некоторых произведениях мне даже доверили играть большие сольные эпизоды: например, в «Арлезианке» Ж. Бизе я пропеваю мягко-певучую мелодию лейтмотива Жаннэ. Но я не возгордился.

Самое интересное ждало меня в XX веке, когда появилась джазовая музыка. Это была настоящая сказка, фантастическое приключение. Без ложной скромности скажу, что я стал в джазе одним из ведущих инструментов. Мое специфическое звучание и огромные выразительные возможности очаровали, и очаровывают по сей день, моих благодарных слушателей.

Когда мир захлестнула «саксофономания» (а началось это примерно с 1918 года), я стал звучать чуть ли не из каждого окна. Поистине это был мой звездный час! У меня появилось много друзей: фортепиано, ударные, гитара, контрабас, кларнет, трубы, тромбоны, с которыми мы вместе играли в джазовых оркестрах.

Однако, я должен признаться, что никогда бы не зазвучал так прекрасно и чарующе, если бы не мои замечательные музыканты-исполнители. Я всех их помню: Сигурда Рашера, Льва Михайлова, Чарли Паркера, Бена Вебстера. Среди них есть и дамы. Разве могу я забыть знаменитую Элизу Холл, которой посвящены более 40 сочинений композиторов-современников!

А в Нижегородской консерватории есть очень талантливая девушка, которая стала мне другом. Она, конечно, лауреат международных и Всероссийских конкурсов и молодой педагог консерватории. Но для меня не это важно. Я восхищаюсь её отношением к звуку, её умением показать красоту моего тембра. Так чудесно совпало, что я звучал на сцене Большого зала консерватории именно в первый день весны. Мне это очень по душе. На концерте «Саксофон плюс» из цикла «Встречи по пятницам», Ольга Попова показала слушателям не только красоту моего голоса, но и мои необычайные возможности. Зрители насладились моим полным и мощным звучанием и большими техническими возможностями.

 

В тот день я встретился со старыми друзьями: кларнетом, фортепиано, маримбой. Но познакомился и с новыми — баяном и органом. Мы с ними крепко сдружились. Я звучал то ярко и задорно в «Маленьком чардаше» Педро Итюрральдэ, то светло и нежно в Романсе для флейты, саксофона и фортепиано Шарля Кеклена, то загадочно, даже волшебно в Сюите для саксофона и ударных инструментов Чарльза Бестора. Слушатели были в восторге, кричали нам с Ольгой «Браво!». А в завершение концерта мы исполнили тему из мультфильма «Розовая Пантера» и тем доставили публике несравненное удовольствие!

Когда я засыпаю, я вижу удивительные сны. Мне грезятся огромные концертные залы, танцевальные площадки, поклонники, аплодисменты, прекрасные букеты цветов. И я понимаю, что все это возможно лишь благодаря моим друзьям-исполнителям, таким, как Ольга Попова, которые любят меня, дружат со мной, вдыхают в меня жизнь. Спасибо им за все, ведь это они продолжают дарить мне бесценный дар под названием жизнь!

Светлана Кулагина

 

Категория: Меломан | Добавил: Ольга_Капустян (19.03.2014) | Автор: Светлана Кулагина
Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]