Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Нашему органу - 45 лет
- Как появился орган в нашей консерватории? - Орган у нас появился благодаря ректору Григорию Савельевичу Домбаеву, 100-летие которого мы отмечали недавно в консерватории. От этого органа тогда отказался Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. С помощью органиста Леонида Исааковича Ройзмана удалось этот орган переадресовать в Нижний Новгород, и здесь его установить. Причем 45 лет в этом году исполняется как самому органу, так и нашему органному классу. Домбаев обратился тогда к Ройзману еще и как к профессору Московской консерватории, чтобы он порекомендовал кого-нибудь из своих учеников поехать в наш город преподавать. Сюда приехала его выпускница Галина Козлова, молодая девушка, только что окончившая консерваторию. Сама она родом из Кунгура. И вот «уралочка» - как звали её подруги в Москве - стала нижегородкой. Она так и осталась здесь жить, возглавила органный класс и руководила им в течение тридцати шести лет. - Как проходили уроки Галины Ивановны? - Мы собирались вокруг Галины Ивановны в Большом зале. Нас было очень много: весь класс Б.С.Маранц, но приходили студенты и из других классов. Она всем нам рассказывала про этот инструмент и делала это не с каждым в отдельности, а для всех. Потом мы постепенно приобрели обувь, которую нужно для того, чтобы играть, - не у всех нашлась сразу такая обувь. А потом мы стали приходить к ней на индивидуальные уроки. Не все, конечно, остались в органном классе. Многие своё любопытство утолили и ушли. От первого выпуска нас осталось трое: я, Таня Козловская (она сейчас живет в Петербурге) и моя коллега Наталья Трофимова. - Просматривая старые концертные программки, я узнала, что Вы вместе с Галиной Козловой участвовали в конкурсе «Пражская весна». Какие воспоминания у Вас остались от этого события? - Это было в 1966 году. Сначала я поехала в Москву на конкурс всесоюзного масштаба, - это был конкурсный отбор на «Пражскую весну». В то время никто из нашей консерватории и не помышлял ехать на международный конкурс. И поэтому для меня – девочки, которая кроме как в Горьком нигде никогда не играла, - сыграть, ну хоть в Москве, - было мечтой. И вот мы поехали. Козлова – она была тогда ещё аспиранткой Ройзмана – поехала от Московской консерватории. А от Нижнего Новгорода ехала я. В этом конкурсе принимали участие и несколько учеников самого Ройзмана. Я очень удачно сыграла, но результат был для меня совершенно неожиданный: I место заняла Козлова, II место – я, III присудили Володе Тебенихину, ученику Ройзмана. Я была совершенно ошеломлена. Я говорила себе: «Нет, это ошибка. Этого не может быть. Это просто случайность». И мы поехали в Прагу. От этой поездки у меня остались очень яркие воспоминания. Это сейчас наши студенты могут поехать куда угодно, - были бы деньги, а тогда всё было сложнее: с тобой обязательно ехал какой-нибудь КГБ-шник, который следил за тобой. Но этому человеку не пришлось за нами сильно следить, потому что мы постоянно занимались. В Пражской Академии было десять классов (!) с органами: так что выбирай любой, садись и играй сколько угодно. Мы наслаждались Прагой, ходили в соборы, чтобы послушать органы. На этом конкурсе я играла удачно, несмотря на то, что борьба была очень напряженной. После этого я рано начала гастролировать. И по сей день выступаю в разных городах и с сольными программами и с оркестром. - В каком году Вы начали свою педагогическую деятельность в консерватории? - В 1994 г. я начала преподавать здесь у органистов камерный класс. Этого предмета в нашей консерватории раньше не было. Поскольку меня этому никто не учил, я долгое время сама шла через все трудности. Я выступала с концертами камерной музыки и очень уставала после них, - мне было проще играть сольно. Набравшись опыта, я решила, что студентам обязательно надо проходить этот предмет с педагогом. Тогда я обратилась к В. Я. Островскому, зав. кафедрой камерного ансамбля. Он меня поддержал, поговорил с Козловой, и с тех пор я начала заниматься на кафедре камерного ансамбля с органистами. Когда не стало Козловой, органный класс реорганизовался в секцию, появилось коллегиальное управление. Преподавателей органа стало уже несколько человек. Я к тому времени была уже достаточно опытной: активно занималась исполнительской деятельностью, преподавала камерный класс, на этой основе и начала вести специальность. Сейчас мы работаем вместе с Т.Р.Бочковой. Мы долго искали, кто с нами вместе мог бы работать, и пригласили из Петербурга Даниэля Зарецкого, который сейчас работает в нашей органной секции. - Расскажите, пожалуйста, об органных абонементах, которые Вы создали? - Это абонемент «Laudatio organi» («Хвала органам») для взрослых и «Органная азбука» для детей. Почему я их создала? Потому что залы на органных концертах со временем всё пустели и пустели. Кроме того, среди слушателей я часто слышала: «Опять они этого Баха играют. Что у них, других композиторов нет, которых можно играть?» И я договаривалась с гастролёрами, чтобы они привозили не только произведения Баха. Для «Органной азбуки» я сделала много цветных слайдов и подбирала их специально по темам концертов. А потом ставила проектор в нашем фойе и показывала слайды детям, сопровождая показ какими-то комментариями. Это было очень интересно. Для ведения концертов цикла «Laudatio» я обратилась к музыковедам, причем к самым лучшим. Тамара Левая, Белла Егорова, Олег Соколов, Борис Гецелев – они впервые начали готовиться к органным концертам, и для некоторых из них органная музыка стала предметом исследования. К тому же после концертов гастролёров мы устраивали дискуссии. Мы ставили в антракте в фойе столик, на который зрители приносили записки. Исполнитель выходил на сцену, садился в кресло, бегло просматривал эти записки и начинал отвечать на них. Каждый зритель из зала мог задать ему любой вопрос. Эта форма общения не всеми органистами воспринималась легко. ? Янченко никак не хотел этого делать, но, тем не менее, прекрасно справился. ? Дигрис из Вильнюса просто сказал: «Нет, я не могу и не буду», - а так замечательно рассказывал об органах, на которых ему приходилось играть. Гарри Гродберг, которого здесь в то время очень любили, оказался очень разговорчивым и интересным собеседником. Так что это было интересное время. - Кто еще из органистов–выпускников нашей консерватории остался верен своей профессии и добился успеха? - Многие уехали учиться за границу. У нас была такая девочка Марина Загорская. Она закончила ЦМШ в Москве, - а стало быть, играющая сильная пианистка, выпускница музыковедческого факультета Московской консерватории. И вот она приехала сюда, чтобы получить диплом органистки. Сейчас она живет в Германии и, насколько мне известно, ведет там концерты на немецком языке, и, в общем, достаточно успешно. Юрий Крячко, органный мастер и выпускник нашего класса, уехал в Италию и занимается там исполнительской деятельностью и преподаванием. Татьяна Бочкова тоже училась у Козловой и сейчас работает со мной. Она тоже иногда выступает и у нас, и в других городах. Что же касается наших нынешних учеников, сейчас у нас появились первые лауреаты и дипломанты. Мир открылся для студентов, они имеют больше возможности ездить на мастер-классы, общаться с профессорами из Европы. Сейчас вот наши студенты готовятся ехать в Гамбург на мастер-класс профессора Церера. До этого они ездили в Австрию и в Германию едут уже не в первый раз. Из тех ребят, которым ярче всего удалось проявить свои качества – это Маша Мохова. Она начала здесь учиться, по-моему, с 10 лет и стала опытней гораздо раньше других. Сейчас она трижды лауреат международных конкурсов. Юбилею нашего органа и органного класса посвящен цикл концертов «45 лет в Нижнем Новгороде». 17 сентября его открыл Даниэль Зарецкий. 30 сентября состоялся концерт студентов органного класса. В сам день установки органа - 22 октября - играли две аспирантки Мария Мохова и Елена Курилова. 25 октября состоялся концерт Заряны Александровны Скульской. Завершится этот цикл выступлением Татьяны Рудольфовны Бочковой.
| |
Просмотров: 426 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |