Вторник, 16.10.2018, 03:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Музыканты, любите музыку!

За стопками оперных и симфонических партитур мы, студенты-консерваторцы, как правило, не воспринимаем другие течения в музыке. А ведь это целый мир, который существует и который может быть интересен не меньше классики. 12 февраля в Нижегородскую консерваторию приехал известный джазовый обозреватель, радио- и телеведущий, автор программы «Бесконечное приближение» на «Радио России» Михаил Митропольский.  Встреча с ним по-новому открыла для нас джаз.

«На самом деле я к музыке не имею никакого отношения. Я профессиональный физик. А музыкой занимаюсь, как хобби, причем давно — с тех самых пор как попал в “Школу джаза МИФИ”. Профессиональным музыкантом я не стал, но я начал думать об этом. И думаю я уже лет 50», - эти слова М. Митропольского несколько обескуражили аудиторию, которая привыкла говорить на серьёзные темы о музыке только с профессионалами. Ссылаясь на Б. Асафьева, Митропольский заявил, что его идеал — быть «просвещённым дилетантом»: «Когда я готовлю свои передачи, я многое узнаю для себя и получаю от этого колоссальное удовольствие». Как выяснилось в процессе беседы, именно эта увлечённость (даже влюблённость) в музыку и отличает М. Митропольского от «типичного профессионала».

Итак, как и чем живёт сегодня джаз? Тема, согласитесь, интригующая. Казалось, тут уж точно есть, о чем поговорить. Однако консерваторцы откликнулись холодно. Студентов пришло не много и еще меньше преподавателей. М. Митропольского это не смутило, он сумел создать непринуждённую обстановку: «Задавайте вопросы, не стесняйтесь высказывать свои сомнения, останавливайте меня, если что-то не понятно».

Как известно, российское музыкальное образование не нацелено на углублённое изучение массовых жанров.  Возможно, поэтому, они остаются не до конца понятыми и принятыми. «Я не говорю, что к этим направлениям надо относиться положительно, — говорит М. Митропольский, — но они существуют, и это факт».

Как выяснилось, мы совсем не знаем героев современного джаза, даже российского. Когда Михаил Михайлович предложил аудитории назвать их имена, по залу еле слышно поползли неуверенные и робкие высказывания. Кто-то вспомнил Игоря Бутмана, Андрея Кондакова, кто-то даже упомянул Дениса Мацуева.

В зале повис вопрос: изучать «другую» музыку? Зачем? Классика настолько необъятна. Каждое произведение — целая Вселенная, которую можно открывать для себя бесконечно. Но как бы мы не гордились тем, что преданы академической музыке, оказалось, что своих современных героев мы также мало знаем. «Назовите 15 самых известных академических композиторов ХХ века», - обратился к залу М. Митропольский. Два-три высказывания и — тишина…

Быть может, всё дело в том, что мы относимся к музыке как к профессии: изучаем её изнутри, раскладываем её на составные части, как патологоанатомы и — не можем взглянуть на неё непосредственно.  Этим мы и отличаемся от «просвещённых дилетантов», подобных М. Митропольскому. Он умеет говорить просто о сложном. Будь то статьи или радиопередачи, они всегда нацелены на широкого слушателя. Его стиль — простота, легкость, нестандартный взгляд. Он умеет сам делать для себя открытия и этим заражать своих слушателей-читателей.

Резонно возникает вопрос: «Разве не это главная задача музыкального журналиста?». М. Митропольский считает, что современная музыкальная журналистика как раз с этой задачей и не справляется: «Сейчас музыкальная журналистика делится на две части. Одна часть — это профессиональная музыковедческая журналистика, которая пишет для своих. Другая — журналисты, которые пишут для широкой аудитории, но они ничего не понимают в музыке — цепляются за житейские темы, и на этом все заканчивается».

В итоге, джаз, который  постоянно обновляется, изменяется, питается другими направлениями, остаётся не понятным и переходит в разряд элитарной музыки. Михаил Митропольский — один из немногих джазовых критиков, в работах которых джаз предстаёт как мир свободы, непринужденности, открытости. Глядя на то, как он говорит об этой музыке, как внимательно её слушает, буквально ловит каждый мотив, можно сказать, что в нем самом живёт джаз.

На этой встрече, вопреки строгой обстановке зала, мы оказались вовлечены в чарующий мир композиций Бобби Макферрина, Хармана Франье, Мола Силла. Хотелось расслабиться и двигаться в такт этой музыки.

Какое бы мнение не сложилось о М. Митропольском (а ведь кто-то не принял его взглядов), у него стоит поучиться тому, как нужно восхищаться музыкой и заражать ею других. Встреча с такими неординарными людьми – это всегда подарок. Ловите каждую! Вот увидите, даже мимолетное общение с ними привнесет в вашу жизнь что-то новое. А это новое позволит вам расти над собой и откроет другие неведомые горизонты.

Надежда Оськина

Категория: Меломан | Добавил: Ольга_Капустян (14.04.2016) | Автор: Надежда Оськина
Просмотров: 224 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]