Понедельник, 25.03.2019, 02:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Музыка для ударных. Звук, свет, цвет и сковородки…

 Музыка для ударных.  Звук, свет, цвет и сковородки….     

 22 марта в Большом зале Нижегородской консерватории состоялся концерт класса ударных инструментов заслуженного артиста России, профессора Игоря Кораллова. В зале не оставалось практически ни одного свободного места. И это вполне объяснимо. Ведь мы привыкли к тому, что ударные, как правило, входят в состав ансамблей или оркестров, звучат лишь в определённых моментах, когда того требует композиторский замысел.  Так, многие из  присутствующих впервые услышали музыку, в которой эти инструменты представлены как самостоятельные -  в различных составах, и сочетаниях. На одной сцене было сосредоточено около 100 различных инструментов: академических, электронных, национальных и даже утилитарных. Более пятидесяти из них было задействовано в «Бразильских мотивах» Нея Розауро. Вся концертная программа пестрила незнакомыми широкой публике именами авторов и необычными названиями. Например, лауреат Всероссийского конкурса Алексей Поспелов исполнил на маримбе «Ветер в стеблях бамбука» Кейко Абе и «Сеньор мышь» Чик Кореа. Некоторые произведения впервые звучали на нижегородской сцене. Так, концерт был открыт премьерным исполнением «Мимикрии» Нильса Рохвера.

Многие музыканты утверждают, что ударные инструменты, это сердце любого ансамбля, которое обязано биться надёжно и ровно. Один маленький сбой, и музыка рассыпается в «какафонию». Трудно с этим не согласиться. Получается, что перед слушателями в этот вечер предстал целый «ансамбль сердец». И вся эта сила и мощь, которой бы хватило на несколько симфонических оркестров, была сконцентрирована на одной сцене, завораживая слушателей своим первозданным магическим звучанием. Мне, человеку, не знакомому  с тайнами профессионального исполнительского мастерства на ударных инструментах, не представляется возможным в полной мере оценить объём работы, проделанный музыкантами. Я видела лишь результат этого труда, помноженный на талант, музыкальность и яркий артистизм.  В связи с этим, мне вспомнился  рассказ Куприна, в котором старый полковой барабанщик объяснял молодому, как нужно играть марши. Он приложил к стене медный пятак и отбивал по нему палочками дробь таким образом, что пятак не падал, а «висел» на стене будто приклеенный. Представьте себе, с какой скоростью и точностью должны ложиться палочки на монету, чтобы возник подобный эффект! А еще попробуйте вообразить  человека, который держит  пальцами рук и ног четыре шариковые ручки и пишет одновременно четыре разных текста. Или один текст, но на разных языках. Подобная зарисовка может показаться вам комичной, но ведь именно по такому принципу профессиональные «ударники» и работают. Алексей Поспелов исполнил в концерте «Каденции для шести литавр» Петра Садло. Каждый из инструментов оснащён специальной педалью, с помощью которой производится настройка. Зрители слышали, как во время исполнения этого очень техничного произведения, солист ногами перестраивал  высоту звучания.  Сперва Алексей играл в одной тональности, затем происходила их смена и чередование, преобразующее  звучание  в подобие  мощной пляски.     

Заслуженный артист России, профессор Игорь Кораллов утверждает, что главный секрет исполнительского мастерства заключается в систематических занятиях:

-  Мы редко берём для себя выходные или отпуск,  мои студенты постоянно находятся в исполнительском контексте, как в рамках нашего класса, так и за его пределами. Многие  из них работают в профессиональных музыкальных коллективах, где приходится много выступать и репетировать. К тому же, мы постоянно участвуем во всевозможных конкурсах и фестивалях, общаемся с интересными музыкантами и методистами. Такая занятость способствует росту исполнительского мастерства. Мои студенты не готовятся к конкретному зачёту или экзамену по специальности, они трудятся постоянно. У каждого из них есть свой творческий багаж. Возможно, я раскрою секрет, но о дате концерта  мы узнали за двадцать дней до события. И мне не составило большого труда определиться с  программой, поскольку вся она уже была в работе.

Необычность концерта была подчеркнута еще и звукоусиливающей и световой техникой.

 -  Я понял, что эта программа требует новой, необычной подачи, – говорит Игорь Кораллов – именно поэтому мне и захотелось дополнить слуховую и визуальную картинку различными эффектами. Звуковая техника углубляла диапазон звучания, в то время как постоянно меняющееся освещение  усиливало слуховые ощущения.

После того как слушатели заняли свои места, в зале погас свет, и лишь приглушённые неоновые тона озаряли сцену, которая, на протяжении всего концерта, окрашивалась в различные цвета и оттенки. На потолок проецировались причудливые геометрические фигуры, а орган, воспринимался как солидный старец, наблюдающий за происходящим. И всё внимание зрителей было сконцентрировано на магических звуках музыки. Стоит отметить, что идея использования световой техники во время исполнения академической музыки, сама по себе довольно интересная и что немаловажно – свежая - для консерватории. Однако, смена оттенков и различных геометрических фигур, скорее носила хаотический характер, и не подразумевала какой либо определённой концепции. Об этом говорит и сам Игорь Кораллов: «Конечно, отдельно выписанной световой партитуры не было. Использование звукоусиливающей и световой техники было импровизацией, способствующей более острому восприятию музыки».

Сегодня «благодаря» телевидению, у широкого зрителя сложились стереотипные представления о том, как ведут себя на сцене  рок-музыканты. Почему я говорю  именно о них? Да потому что именно на их концертах зрители чаще всего знакомятся с ударной установкой, получают свои первые впечатления об этой группе музыкальных инструментов. Так, часто приходится наблюдать, как музыканты в «творческом порыве», будучи не в силах сдерживать эмоции,  совершают телодвижения, которым могут позавидовать даже акробаты. Многие рок-исполнители объясняют свои «тройные тулупы» на сцене – особым состоянием единения с музыкой, так называемым куражом. В рамках данной статьи, мне бы не хотелось задаваться вопросом – зачем они это делают. Напротив, интерес вызывает другой вопрос,  заданный мне одним из слушателей нашего концерта. Его заинтересовало сдержанное поведение музыкантов на сцене: «Почему исполнители так спокойны, неужели они не получают удовольствие от игры?! Ведь  рок-музыканты говорят, что когда заканчиваются ноты - начинаются эмоции, которые они и стараются передать внешне». Что можно сказать в ответ? По всей видимости,    студенты консерватории  обладают тем исполнительским мастерством, которое не нуждается в  «тройных тулупах эмоций» для  развлечения публики.

В этот вечер  были представлены и  сольные номера  и дуэты, но особо хочется выделить именно ансамблевые выступления, которые составили вторую половину концерта. С большой теплотой зал принимал  «Бразильские мотивы» Нея Розауро. Это произведение отличалось богатыми звукоизобразительными эффектами, которые достигались игрой и  на традиционных инструментах, и на неожиданно звучащих бытовых предметах. Были задействованы рюмки с водой, металлические пластины, различные сковородки, кастрюли, свистульки и даже орехи и воздушные шарики. Эти небольшие зарисовки картин природы будоражили воображение слушателей, перед которыми почти зримо возникали очертания ночного леса, слышались шум дождя, журчание воды, шелест листьев…  И вот  все лесные звуки притихли, затаились, словно при приближении осторожного хищника. Затаился и зал. Только тёплый ветерок продолжал трепать невесомую листву сонных деревьев. Вдруг из-за кустов донесся почти осязаемый крик потревоженной лесной птицы. Она резко встрепенулась, словно испугалась собственного голоса, и мгновенно порхнула в полумрак соседнего дерева. Тут и там возникали переклички лесных жителей. Всё это звуковое богатство предстало перед слушателем, который боялся пошевелиться, чтобы не нарушить эту звуковую идиллию. Все присутствующие моментально оказались в гуще событий, в самом сердце ночной тайны. И эта тайна, живая и сокровенная, которая раскрывается здесь и сейчас, по достоинству была одарена благодарными аплодисментами.

Действительно, публика очень тепло и радушно принимала музыкантов. Во время исполнения одного из самых техничных произведений программы, в зале, вдруг полностью погас свет. Конечно, это не было задумано, просто произошел электротехнический сбой.  Все затаили дыхание… А музыка продолжала звучать! Все поняли, что именно сейчас музыканты сделали невероятное, то, что трудно поддается объяснению. Зал взорвался аплодисментами. Впоследствии, Игорь Кораллов сказал, что испытал в этот момент большую гордость за своих воспитанников:

- Они смогли справиться и с этой ситуацией, выйдя из неё победителями. Зал их принял. Такая поддержка – дорогого стоит.

        

Стоит отметить, что в программе концерта звучала музыка, преимущественно, зарубежных композиторов. Исключением стало исполнение антракта к третьему действию оперы «Нос» Шостаковича, в котором были задействованы все участники концерта. Возможно, это связано с тем, что в России внимание к ударным инструментам возникло куда позднее, чем в  таких  странах как Франция, Англия, Германия... Лишь в семидесятых годах прошлого века  к музыке для ударных проявили большой интерес Родион Щедрин, Софья Губайдуллина, Эдисон Денисов. Однако лишь некоторые столичные оркестры могли похвастаться исполнением подобных произведений. Для остальных же городов, это было недоступно – просто не хватало инструментов.

горь Кораллов заявляет, что сегодня этот барьер преодолен.

 -  Мы очень благодарны руководству консерватории, которое уделяет большое внимание нашей  кафедре. Постоянно ведётся работа по расширению инструментария. Я сам концертирующий музыкант, часто выезжаю за рубеж и из  каждой поездки стараюсь обязательно привозить что-нибудь новое -  пополняю репертуар и библиотеку. Естественно, новые возможности позволяют нам готовить не просто музыкантов ансамблевого класса, как это было в годы становления нашей кафедры, а настоящих сольных, концертных исполнителей».

В том, что каждый студент класса Игоря Кораллова является именно солистом, мы могли убедиться на данном концерте. К тому же, многие из них постоянно принимают участие в различных конкурсах и фестивалях, демонстрируя высокий профессионализм на всероссийском и международном уровне. И сегодня, кафедра ударных инструментов Нижегородской консерватории, представляет собой крепкий, сложившийся коллектив, который постоянно гастролирует как в Нижегородской области, так и в других городах.        

Людмила Сироткина,

1 курс ФДО

Категория: Меломан | Добавил: Михаил_Бурцев (13.05.2010) | Автор: Людмила Сироткина
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]