Понедельник, 25.03.2019, 02:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Московские гастроли

«Когда какой-либо из коллективов Нижегородской консерватории выступал в Большом зале МГК? Боюсь ошибиться, но я не припомню таких случаев. Некоторые солисты этой чести удостаивались, но такого, чтобы выступал наш коллектив, я не помню, — сказал в интервью ректор ННГК Э.Б. Фертельмейстер. — Можно сказать, что это некий прорыв в Москву. Все ужасно волнуемся». 17 февраля в рамках фестиваля «Гармония и мир» Женский и Смешанный хоры Нижегородской консерватории выступили в Академии хорового искусства им. В.С. Попова, а 18 февраля совместно с хором и симфоническим оркестром Московской консерватории — в Большом зале МГК.

Всероссийский фестиваль «Гармония и мир», художественным руководителем которого является заслуженный артист РФ Л.Г. Панкратов, а президентом — заслуженный деятель искусств РФ, профессор МГК С.С. Калинин, в ряду других мероприятий подобного рода отличается тем, что помимо музыкальной (в данном случае — хоровой) сферы, здесь представлены театральное и изобразительное искусства. Как сказал Э.Б. Фертельмейстер, «таких фестивалей сегодня очень мало, во всяком случае, в России. За рубежом они приняты, а вот у нас нет».

Несмотря на обилие самых разных жанров, главное место в фестивале «Гармония и мир» занимало хоровое искусство.

Фестиваль начинался в Большом зале МГК и, обежав целый ряд концертных и театральных площадок Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Суздаля и Костромы, должен был по замыслу организаторов вернуться на легендарную сцену. Предшествовал этому событию концерт нижегородских коллективов в Академии хорового искусства, где Женский хор под управлением профессора Николая Покровского и Смешанный хор ННГК под управлением доцента Бориса Маркуса продемонстрировали тот высокий уровень хорового мастерства, которым славится Нижний Новгород.

«Псалом Давида» Ф. Шуберта в исполнении Женского хора консерватории под строгим академичным жестом Николая Покровского сразу создал атмосферу высокого стиля. Псалом сменили тонко прорисованные «Сумерки» П. Чеснокова. После исполнения лирически-светлого сочинения Р. Жиганшина «Сколько слов у любимой всегда» на стихи А. Ахматовой раздалось первое «браво», все возрастающий поток которых уже нельзя было остановить. Кульминацией выступления Женского хора стало блестящее исполнение Crucifixus'а Д. Батина (солистка — София Косырева).

Высокая поэзия задавала тон вечеру. В исполнении Смешанного хора прозвучали произведения Э. Фертельмейстера на стихи О. Мандельштама — «Я качался в далёком саду» и «Мы ждём гостей», наполненные горячим чувством, трепетным отношением к слову, особой глубиной и искренностью музыкальной интонации. Следом прозвучали два хора на стихи И. Бродского: «Мы не пьём вина» А. Королёва и «Рождественский романс» Ю. Евграфова. «Если прочитать “Мы не пьём вина” в том темпе, в котором эти стихи звучат в музыкальном изложении, можно не успеть разобрать все, что написано в тексте — такая образная ассоциативность у Бродского, — поделился своими впечатлениями художественный руководитель хора Академии К.И. Петров. — Но парадокс — положенные на музыку и исполненные большим количеством голосов одновременно эти стихи отпечатываются в душе. И сейчас я могу воспроизвести любую строчку, потому что она у меня ассоциируется именно с исполнением нижегородского хора. Настолько это было ярко и с такой подачей эмоциональной».

Филигранно отточенное и в то же время объёмное звучание окутывало акустически совершенный зал Академии. «Техническая оснащённость хоров просто потрясающая, — сказал К.И. Петров, — я такого качества давно не слышал». Все опасения о том, как примет искушенная московская публика нижегородские коллективы, были развеяны горячими аплодисментами и нескончаемыми криками «браво».

Если концерт в Академии стал хоровым триумфом Нижегородской консерватории, то вечер в Большом зале МГК — композиторским. Сводным хором студентов двух консерваторий, а также симфоническим оркестром студентов МГК дирижировал некогда выпускник Горьковской капеллы мальчиков, лауреат международных конкурсов Вячеслав Валеев.

Для завершения фестиваля «Гармония и мир» были выбраны очень серьёзные, наполненные драматической напряжённостью сочинения: «Реквием» для солистов, хора и оркестра Льва Панкратова на канонический текст в русском переводе и на строки из поэмы А. Ахматовой «Реквием» и сюита «Реб Тевье» для чтеца и оркестра Эдуарда Фертельмейстера по мотивам повести Шолом-­Алейхема «Тевье-молочник».

Первое из них — попытка через горе матери обнажить трагедию целого народа. Каждая интонация в иступлённых монологах «Уводили тебя на рассвете», «И упало каменное слово» пронизана сдержанным отчаянием. Любовь Дудоладова (меццо-сопрано) глубоко прочувствовала всю силу слова Ахматовой, и даже канонический текст «Агнец Божий» в её исполнении был наполнен материнской скорбью. Монологи тенора Николая Карцева явились воплощением авторского отношения к происходящему — объективного, пронзительно напряжённого. Ключевое значение в сочинении Л. Панкратова приобретает тема «День гнева», которая обрамляет и пронизывает всё сочинение, скрепляя его единой идеей Божественного возмездия.

В сюите «Реб Тевье», также как в Реквиеме, переплетается судьба народа и жизнь отдельно взятого человека. Но здесь акцент ставится на личной драме героя. Прямое, искреннее обращение к своему слушателю очень свойственно композитору. Достаточно вспомнить Концерт-рапсодию «Песни сердца», «Офелию» из сюиты «В. Шекспир в иллюстрациях для симфонического оркестра», многие лирические номера из оперы-мюзикл «Коко Шанель. Страницы жизни». «Сюита “Реб Тевье” очень созвучна нашему настоящему, — говорит В. Валеев. — Здесь и о любви родных, и об изгнании людей, и о человеческой трагедии. Современный мир не становится спокойней. Эта музыка несёт в себе философский заряд, где-то смирения, где-то понимания».

Музыка, вошедшая в сюиту, первоначально была написана для спектакля «Поминальная молитва», который с большим успехом был поставлен режиссёром Е.Д. Табачниковым в Казанском Большом драматическом театре им. В.И. Качалова. Постановка стала национальным достоянием Республики Татарстан. На основе этой музыки Э. Фертельмейстер создал сюиту для чтеца и симфонического оркестра, в которой проводится одна из сюжетных линий спектакля — отношения Тевье с его дочерьми.

В роли чтеца выступил народный артист России Дмитрий Назаров — профессионал своего дела, актёр советского и российского театра и кинематографа. Каждое слово, взгляд, жест его были значительны и весомы. Но эта «весомость» не всегда сочеталась с музыкой Э. Фертельмейстера, которая несёт в себе с одной стороны глубокое осмысление жизненных перипетий, а с другой — лёгкость, свежесть, даже некий кураж. Чрезмерно погрузившись в тяжесть судьбы героя, актёр оказался не готов к тому свету, которым сюита так проникнута.

«Высокой простотой» назвал музыку Э. Фертельмейстера композитор Ефрем Подгайц. Как о «воплощении настоящей эмоции и настоящей трагедии человеческой жизни» сказал о «Реб Тевье» ректор МГК А.С. Соколов.

Триумфом музыки нижегородских композиторов закончился фестиваль с таким звучным и красивым названием — «Гармония и мир». Закончились и московские гастроли наших коллективов. Но они явно не последние, впереди новые выступления в легендарных залах. Столица ждёт!

Ольга Капустян

 

Категория: Меломан | Добавил: Ольга_Капустян (28.05.2015) | Автор: Ольга Капустян
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]