Пятница, 22.03.2019, 19:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Кто в «Тереме» живет?

Вероятно, 15 лет назад они были совсем другими. А сегодня с первого взгляда видно, что это – музыканты мирового уровня, много и часто выступающие в странах дальнего зарубежья: при значительном опыте выступлений такого рода вырабатывается особая космополитичная манера поведения на сцене – непринужденно-раскованная. В такой же манере были выполнены прозвучавшие аранжировки, все, как одна, сделанные самими «квартетистами»: академическая музыка там если и звучала, то лишь как тема, импульс для разухабистой импровизации.

Почти все композиции представляли собой попурри – то на классические темы, то на музыку к кинофильмам, каждый раз – с забавным поводом для конферанса: как вам полный искреннего сожаления пассаж о том, что И.С.Бах не знал о таком замечательном инструменте, как контрабас-балалайка? После чего выясняется, что одно сочинение, подходящее для этого инструмента, в огромном баховском наследии обнаружить удалось… и это «Шутка».

Стиль обработок не позволяет оторваться от напряженного вслушивания ни на минуту: темы не просто сменяют друг друга, они перетекают друг в друга. Начинаешь вслед за инструментами подпевать «Не жди меня, мама, хорошего сына» («Никулиана») – и внезапно понимаешь, что слова исчезли. Потому что звучит мелоия из «Будулая», которая, в свою очередь, плавненько и незаметно переходит в «Танец с саблями» и «Помоги мне». Следить за этими превращениями чрезвычайно увлекательно.

Первым же «культурным шоком» стали «Русские страдания по Токкате и фуге Баха». От Токкаты и фуги остались «рожки да ножки», что не помешало исполнителям передать как чувство увлеченности великим немецким классиком, так и ощущение глубоко национальных истоков своего, «теремочного» творчества. Nota bene: несчастная Токката давно пала жертвой своей вселенской популярности, став темой для разнообразнейших переложений – попсовых, джазовых, а теперь вот – русско-народных.

Свободное обращение с шедеврами – очень опасная игра: кто может сказать, где кончается мастерский полистилистический коллаж и начинается китч, где - тонкий диалог с предшествующей эпохой, а где – панибратское похлопывание великих по плечу?

Но балансирование на лезвии бритвы музыкантам из «Терема», похоже, нравится: кто не рискует, тот не пьет шампанского. Эта четверка получает искреннее удовольствие от того, что вытворяет на сцене. За этой свободой и льющейся, непринужденной виртуозностью, слышанием друг друга «с полузвука» (такой слаженности, как у них, я, пожалуй, и не слышала) стоит тяжелый труд, но всё это остается «за кадром». Потому что на сцене – «Терем-квартет».


Анастасия Лямина


Категория: Меломан | Добавил: Анна_Калягина (07.02.2006) | Автор: Анастасия Лямина
Просмотров: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]