Среда, 20.03.2019, 02:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

III Всероссийский открытый фестиваль хоровых коллективов имени Л.К.Сивухина. День третий.

Этот день для консерватории стал поистине незабываемым! Впервые после долгого перерыва в Нижний Новгород приехал известнейший коллектив – Московский хоровой театр под управлением заслуженного деятеля искусств России, профессора Бориса Певзнера. Но… обо всем по порядку.

       Наконец-то состоялось долгожданное событие: Торжественное открытие III Всероссийского фестиваля хоровых коллективов им. Л.К. Сивухина, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Так совпало, что в этот же вечер награждались победители конкурса  юных дирижеров хора, который предварял собственно фестивальное действо. И лучший конкурсант – лауреат I премии Николай Королев (Курганский областной музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича) – удостоился чести встать за дирижерский пульт в Большом зале Нижегородской консерватории. Прозвучало сочинение Л. Сивухина (стихи А. Люкина) «Покуда кровь моя бурлит» – своеобразный девиз фестиваля.

«Мы организовали этот фестиваль ради гуманизма на Земле. Мы хотим, чтобы люди вспомнили, как прекрасен этот мир и как прекрасен был Лев Константинович, который отдал свою жизнь хоровому искусству» – так начал свое приветственное слово заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ, ректор консерватории, а в прошлом выпускник нижегородской хоровой капеллы Эдуард Борисович Фертельмейстер.

Успехов участникам фестиваля и его слушателям пожелали министр культуры и информации правительства Нижегородской области, заслуженный работник культуры России, кандидат политических наукМихаил Михайлович Грошев и директор Департамента культуры администрации Нижнего Новгорода, заслуженный работник культуры России Сергей Александрович Горин.

Начало вечера было символичным: прозвучала увертюра Р.Вагнера к опере «Нюрнбергские Мейстерзингеры» в исполнении симфонического оркестра студентов Нижегородской консерватории под управлением Евгения Шейко. Этот музыкальный гимн искусству ввел слушателей в мир высокого, прекрасного, вечного творчества.

В первом отделении исполнились еще два не менее символичных произведения для хора и оркестра: Вокализ «Память» Э. Фертельмейстера под управлением автора и «Gloria» А. Вивальди. Вместе с оркестрантами выступил Хор студентов консерватории, за пультом – художественный руководитель  и дирижер, доцент Борис Маркус (партию органа исполнила Александра Косицкая).

Два сочинения – два разных образа, но в контексте события они слились в единое целое – музыкальное приношение. Вокализ затронул лирические струны души светлой печалью об ушедших дорогих и любимых. А «Gloria» погрузила в высокий мир духа, торжества высшей  гармонии.

Во второй части праздничного вечера на сцене блистал непревзойденный Ансамбль солистов Бориса Певзнера (с 2010 года он называется «Альтона»). Их выступление предполагало исполнение Концерта в лицах «Наглядитесь очи ясные». Но программа была переиграна и в результате прозвучали отдельные номера из этого сочинения.

Вот уж где состоялся фестивальный маскарад. Нет-нет, исполнители не бегали по сцене в масках. Они мастерски перевоплощались в героев своих песен. Казалось бы, хорошо знакомые мелодии, но они заиграли, засверкали по-новому, необычно для нижегородского слушателя. «Во сыром бору тропина» (обр. З. Бляхера), «Ой, рано на Ивана» (закличка), «Ах ты, пьяная тетеря» (М.Мусоргский), «Комар», «На поповом рундуке», «То не было ветру», «Ах ты, душечка» и много-много других русских народных песен и сочинений русских композиторов на народные тексты входили в Концерт «в лицах». По законам этого жанра (который, кстати, родился благодаря творчеству ансамбля) все песенные миниатюры органично складываются в стройный и логичный сюжет со своей драматургией.

Какие могучие голоса… Какая искрометная актерская игра… Какая слаженность ансамбля… Достоинства артистов можно еще очень долго перечислять. Браво, музыканты! 

После концерта мы имели возможность побеседовать с Борисом Певзнером:

- Я понял, что у светского хора нет особого будущего, если в нем не произойдут, если хотите, революционные преобразования. Хор – это не просто собрание поющих (даже одаренных, даже владеющих голосами), а самое главное – это собрание художественных индивидуальностей. Я как-то задался вопросом: можно ли сделать хор из 25-30 Шаляпиных или Неждановых, или подобных им?  Мне говорили, что это невозможно. А  вот в нашем хоровом  театре все эти индивидуальности собраны в букет, своеобразную икебану, где каждый артист, как бриллиант сверкает. В природе ничего не повторяется. Даже на берегу моря, казалось бы, лежат одинаковые камни, но нет, они все равно разные.

Если говорить о нашем творчестве, то оно уже имеет стабильные корни, и оно будет жить, если будут последователи. Многие берут подобную форму и говорят -  «хоровой театр», хотя и руководитель, и артисты мало ходят в театр, не знают основ режиссуры, актерской техники и т.д. Для меня театр – это не только духовная пища, но и способ существования в этой среде: вокальной, хоровой, ансамблевой и театральной. И все эти сферы должны равноправно жить.

Наш концерт сегодня – это не театрализация, это жизнь на сцене. У вас полное ощущение, что каждая песня только вот сейчас родилась. Она вас просто покоряет настолько, что вы даже не замечаете мастерства исполнителей, а просто слушаете и получаете удовольствие. Это у нас всегда так. Только этот репертуар продиктовал вот такую форму существования, а с точки зрения градуса проживания на сцене, градуса отдачи, любви к публике, любви к тому, чем мы занимаемся, это всегда такой накал. Температура всегда зашкаливает.

Будет ли это иметь место в будущем? Вне всяких сомнений. Но это знаете, как бывает? Это будет где-то лежать, как лежали сочинения Баха. Понадобилось, чтобы Мендельсон появился и отрыл это все, и шлюз открылся.  

Итак, открытие фестиваля задало высокую профессиональную исполнительскую планку для всех остальных участников и зарядило слушателей бодрящей энергией жизни. Мир действительно прекрасен, и мы в это с радостью поверили, хотя бы на момент выступлений великолепных артистов и оркестра, и хора, и московских гостей! Ждем новых впечатлений!

Татьяна Лукина,

студентка 1 курса кафедры прикладного музыковедения  ННГК.

Категория: Меломан | Добавил: Михаил_Бурцев (29.04.2010) | Автор: Татьяна Лукина
Просмотров: 129 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]