Понедельник, 25.03.2019, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Четвёртый день фестиваля: Навстречу потрясению...

Четвёртый день фестиваля:

Навстречу потрясению…

 

Четвёртый фестивальный день, который оказался одним из самых насыщенных, включал три мастер-класса и два концерта, на каждом из которых непременно хотелось побывать.

День открылся репетицией (мастер-классом) Новосибирского государственного академического театра оперы и балета под управлением Заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Вячеславовича Подъельского. Маэстро строго добивался того, чтобы каждая деталь, каждая интонация была продумана и точно выстроена. Особое внимание он уделял градациям пиано-пианиссимо, поскольку тончайшей нюансировки требует акустика нашего Большого зала.

Следующие два мастер-класса провели профессора Нижегородской консерватории — заведующий кафедрой хорового дирижирования, Заслуженный деятель искусств РФ Виктор Алексеевич Куржавский и заведующий кафедрой сольного пения, Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Михайлович Седов.

Виктор Алексеевич делился опытом и размышлениями о технике хорового дирижирования. По его словам, с каждым днем она наполняется «мусором» — лишними движениями, многие из которых приводят к серьезным заболеваниям рук, кистей, лопаток, спины. Для того, чтобы дирижировать 4-х часовой партитурой, нужна свобода в руках, которая напрямую связана с правильной постановкой жеста.

Андрей Михайлович уделил внимание другой стороне вокально-хорового исполнительства: созданию художественного образа, выстраиванию фразировки, точному произношению слов и слогов, бережному отношению к цезурам.

***

Романсом «Я здесь, Инезилья!» А. Шебалина приветствовали гостей дневного концерта лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Любовь Дудоладова (меццо-сопрано) и лауреат международного конкурса Наталья Зусман (фортепиано).

И вот на сцене Большого зала консерватории Молодёжный хор «Контраст» Нижегородского педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского под управлением выпускницы Нижегородской консерватории (класс М.А. Саморуковой) Ольги Подольской. Стоит сказать, что хор «Контраст» — действительно молодёжный хор, в лучшем понимании этого слова. Чувствуется, как музыка, которую они исполняют, неподдельно им близка и понятна: будь то строгий мотет «Verе langeoros» Т. Де Виктория, характерное сочинение В. Панченко «Олени», три лирических романса И. Челнокова на ст. А. Ахматовой «Вера, Надежда, Любовь» или джазовый мотет «Jubilate deo» J.MMichel. После выступления «Арт-хора», казалось, что именно Молодёжный хор «Контраст», чье исполнение отличается эмоциональной непосредственностью и задором, мог бы расширить свою палитру выразительных средств за счёт гармоничного привлечения элементов хорового театра.

Мастера самого высокого уровня, профессора Нижегородской консерватории продолжали радовать гостей фестиваля — второе отделение концерта открыли заслуженные артистки России София Пропищан и Белла Альтерман, исполнившие «Шесть румынских танцев» Б. Бартока.

В этот день выступали нижегородские хоровые коллективы, возросшие на базе прославленной Хоровой капеллы мальчиков им. Л.К. Сивухина. Ими дирижируют ученики Л.К. Сивухина, выпускники капеллы: Заслуженный артист России, руководитель смешанного хора Борис Мокеев, руководитель хора юношей Евгений Макаров и руководитель концертного хора мальчиков Александр Орлов. «Хоровое искусство для меня — это воспитание. Воспитание во всех смыслах — и моральное, и эстетическое, и профессиональное обучение», — сказал в интервью А. Орлов.

 В это несложно поверить, глядя на младших воспитанников — серьёзных не по возрасту мальчишек, живущих музыкой. Казалось бы, некоторые сочинения, представленные на фестивале (как например, части из «Ceremony of Carols» Б. Бриттена), не могут быть поняты в их возрасте. Тем не менее, чувствуется, с какой энергией они устремлены к этой музыке, как она их притягивает и возвышает. Твёрдо и по-мальчишески мужественно прозвучала песня Л.К. Сивухина «Ты расскажи нам, юнга», и заразительно весело — «Великан» Б. Гецелева.

Мальчиков сменил Хор юношей под управлением Е. Макарова. Он показал свое мастерство в разных стилях: от русских народных песен в обработке А. Александрова «Волынка» и «Донцы-Молодцы» до Духовного концерта П. Чеснокова «Заступнице усердная». Стройно и динамично прозвучал «Летний танец» Б. Горгульскиса и сказочно-таинственно «Снежно-могучая краса» Д. Батина на ст. В. Хлебникова. Известную песню «Очарована, околдована» М. Звездинского хор исполнил особенно проникновенно. Казалось, слушатели в зале боялись вздохнуть, настолько невесомым и тёплым был звук, настолько нежно лилась мелодия, поддержанная бархатными басами.

В заключении концерта звучали масштабные хоровые полотна «Господи, силою твоею» Д. Бортнянского, «Miserere» А. Лотти и «Дети войны» Л. Сивухина в исполнении Сводного хора капеллы, не оставив ни малейшего сомнения в высоком мастерстве воспитанников легендарного учебного заведения. И в том, что их выступление открылось и завершилось произведениями Л. Сивухина, не только проявление почитания и уважения к выдающемуся дирижёру, но и незримая связь живая с Учителем, окрыляющая их.

***

Четвёртый фестивальный день подходил к концу. И все, кто шли на концерт Хора Новосибирского академического театра оперы и балета под управлением главного хормейстера В.В. Подъельского, не знали, что их ждёт… Попробуем описать то, что мы услышали.

В Большом зале консерватории звучала Русская литургия «Запечатленный ангел» Р. Щедрина для хора a capella и флейты (свирели). В этом монументальном сочинении Р. Щедрина представлена главная идея произведения Н. Лескова: «всякого спасённого человека... ангел руководствует». «Хор грешников» (староверов по повести Лескова), умоляющих о спасении, дрожащих от страха и предчувствия расплаты за грехи, звучит на таком piano, что берёт дрожь. Их стенания нарастают до грандиозного, мощнейшего fortissimo: крики ужаса, вопящие кластеры, glissando хора. Вдруг крики обрываются — светлый голос Ангела пронизывает «тьму» нежно, светло и пронзительно (партию Ангела исполнил ребенок — дискант). Великолепная динамика хора, артистизм и идеально выстроенная драматургия — такой профессионализм вызвал восторг. «Мы, конечно, знали, кто к нам едёт. Но то, что мы сегодня услышали, можно назвать потрясением…», — сказал со сцены Эдуард Борисович.

 

Материал подготовили студенты кафедры музыкальной журналистики ННГК

Н.Никулина, К. Новикова, И. Яшенков, В. Сорокина

под руководством преп. О.В. Капустян

Категория: Меломан | Добавил: Administrator (08.11.2013) | Автор: Капустян Ольга
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]