Пятница, 17.05.2024, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другая музыка

Музыка и электричество
Недавно я решила купить фортепиано, но продавец-консультант в магазине предложил мне приобрести электромузыкальный инструмент (ЭМИ), который займет гораздо меньше места, а звучать будет практически также. И я задумалась, что важнее - живой звук или масса функций и экономия места в комнате? 

- Сейчас клавишных электромузыкальных инструментов существует огромное множество! - убеждал меня мой оппонент. - Только представьте себе: синтезаторы созданные для украшения звука; сэмплеры, имитирующие звучание «натуральных» инструментов; приборы, синтезирующие звуки, которые не имеют природных аналогов… Но вы можете выбрать ЭМИ, имеющий привычную черно-белую клавиатуру и общепринятое количество октав.

- Интересно, а когда же появился первый ЭМИ? – полюбопытствовала я.

- Почти сто лет назад - в начале двадцатого века. Назвали его теллармониум, но он весил чуть ли не 200 тонн, - улыбнулся мой собеседник, - поэтому наибольшее распространение получил терменвокс, созданный, между прочим, русским изобретателем Львом Терменом.

 - Видите, как он молод! – воскликнула я. - В то время как рояль прошел огромный путь, прежде чем обрел знакомый нам облик. Музыканты эпохи барокко разговаривали с Богом, касаясь его клавиш. Для романтиков он воплощал всю палитру человеческих чувств. Рояль может стать ударным инструментом или зазвучать как скрипка и даже целый оркестр. У каждого рояля свой голос: у одного - фанфарный, у другого - слегка приглушенный, у третьего - светлый. Играя на фортепиано, можно оказаться в любой эпохе, поговорить с любым композитором, ведь инструмент бережно хранит историю и великодушно делится с нами своими воспоминаниями.

- Да, совсем недавно живые инструменты пользовались большим спросом, почти в каждом доме стояло фортепиано: у одних, как признак хорошего тона, другие, действительно, играли на нем часами… - задумался мой оппонент. – Но тогда у музыкантов не было выбора, а сейчас можно купить недорогой электронный инструмент и не мешать соседям поздним вечером!

- А как же живой инструмент - старинное фортепиано? Его струна рождает целое облако обертонов, которые резонируют с соседними струнами и образуют звучащие миры. Акустические возможности фортепиано безграничны, даже непрофессиональный музыкант с закрытыми глазами сможет отличить настоящий инструмент от электронного! - увлеклась я. - Сонорная стилистика фортепиано безгранична! Звук этого инструмента может вызывать любые ассоциации, рисовать любые картины - от тихой пасторали до бури, от морского розового штиля до бушующей стихии с грозной сверкающей молнией! Теплоту и радость, слезы и боль, страх и любовь фортепиано передает своим тембром!

Более того, сонорика ощущается как особый вид энергии…Заменить голос фортепиано на звук ЭМИ - всё равно, что человеческому голосу предпочесть компьютерный звук.

Мне показалось, что я почти выиграла нашу дискуссию. Но мне возразили:

- Вы не сможете всегда брать с собой рояль, а ЭМИ лишены громоздких чугунных рам, устойчивы к колебанию атмосферного давления, температуры и влажности, их не надо постоянно тонировать и настраивать. Причем, вы не мешаете окружающим, занимаясь в наушниках. Вот сколько замечательных преимуществ!

В ответ я вспомнила, как великий Владимир Горовиц на все концерты возил с собой рояль. Тут же пришли на ум и другие аргументы:

- Современные технологии дают возможность слушать абсолютно любую музыку, не выходя из дома, но мы, невзирая на дождь или гололёд, всё равно идём на концерт, потому что человеку необходимо духовное общение, обмен энергетикой. В зале человек посылает и получает эмоциональные волны, там накапливается огромный заряд положительной энергии. Что может сравниться с атмосферой концерта, где зал со сверкающими люстрами и золотым органом создаёт ощущение праздника?!

Ни один ЭМИ не заполнит ярким вибрирующим звуком концертный зал! И еще электронные инструменты не подходят для обучения игры на фортепиано, так как имеют абсолютно иные характеристики клавиш, другое извлечение звука. Ведь не мы играем на живом инструменте, а он играет с нами: всё, что мы несём в своей душе, он позволяет нам выразить. Мне кажется, что настоящие инструменты требуют к себе особого отношения. Садясь за рояль, испытываешь трепет, чувствуя, как каждая струна вибрирует в такт твоей игре. А представьте себе, что во время классического концерта на сцену выходит пианист в элегантном смокинге, кланяется, слушатели приветствуют его, а он … садится за компактный электромузыкальный инструмент!

- Но музыканты продолжают осваивать ЭМИ! – не соглашался мой оппонент. – Они имитируют звучание других инструментов и голосов, помогая в работе и учебе дирижеру, теоретику, и, конечно, композитору. Появляется возможность не только услышать и распечатать сочинение, но и наглядно представить все характеристики звука!

Мы спорили еще некоторое время, и я поняла, что наш разговор окончательно убедил меня в преимуществах живого инструмента. Без электричества ЭМИ не издаст ни звука, он существует, как обычная бытовая техника, его суть - тиражирование. Возможно, когда-нибудь, в далеком будущем, этот инструмент сможет нам открыть тайну космических далей. Но, скорее всего, он просто останется голосом нашего компьютеризованного времени.

Уходя из магазина, я приняла твердое решение приобрести фортепиано, и пусть соседи простят мне, что иногда я допоздна играю Баха.
Категория: Другая музыка | Добавил: Admin (07.04.2012) | Автор: Наталья Винокурова
Просмотров: 616 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]