Воскресенье, 19.05.2024, 20:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другая музыка

Этот ближний, дальний Восток…
В переводе с японского «Комача клезмер» означает «маленький дерзкий клезмер», а собственно «клезмер» в переводе с идиш – «уличный музыкант». Что ж, ансамбль вполне оправдал своё название в том смысле, что неожиданное сочетание традиций – идея дерзкая.

А идея эта пришла в голову джазовому саксофонисту и композитору Казутоки Умезу, который в 1991 году в Нью-Йорке услышал клезмерскую музыку и влюбился в неё без памяти. Музыканта, по его собственным словам, покорила импровизационность еврейских наигрышей. Поскольку он хорошо знал другие импровизационные традиции – джаз и японские уличные песни, то сразу почувствовал их внутреннюю близость, и решил: а что, если…

За осуществление смелой идеи Умезу взялся с истинно самурайской непреклонностью, и вскоре под его началом зажигательные еврейские танцы играл оркестр из 18 человек! Оцените организаторский талант маэстро: сами клезмеры в Европе, Израиле или Америке редко собираются в ансамбль больше 6-7 участников. Впрочем, к 1996 году в коллективе остались шестеро лучших, тогда же появилось и название «Комача клезмер». В Россию коллектив приехал впервые, и уже успел покорить Питер и Москву.

С первой же композиции стало ясно, что коллектив играет с явным японским «акцентом». Клезмерская музыка предстала в строгом, почти лаконичном выражении. Дух эпичности витал над сценой, а повторяющиеся ритмы барабанов звучали как шаманские заклинания. Впрочем, музыканты то и дело подбрасывали сюрпризы: суровый японский напев сменялся местечковой пляской, а та в мгновение ока оборачивалась джазовой импровизацией. Музыканты как бы говорили нам: «Смотрите, как похожа музыка разных уголков света». Лучше всего идею синтеза традиций по-японски отражает состав инструментов «Комача клезмер». Сегодня в ансамбле звучат не только характерные клезмерские инструменты (кларнет, аккордеон, скрипка), но и джазовые (саксофоны, ударная установка, туба), а также универсальная блок-флейта.

Ещё одной приятной неожиданностью вечера стал выход на сцену во втором отделении нижегородского кларнетиста Игоря Семендуева, одинаково хорошо играющего клезмерскую и классическую музыку. Игорь исполнил с японцами всего одну композицию (знаменитую «Хава Нагилу»), но вписался в ансамбль так, будто всю жизнь играл в нём. Приятно, что наш город достойно встретил столь экзотичный музыкальный проект. 

Итак, публика стала свидетелем, а точнее, участником необычного шоу: японские гости играли, танцевали, гуляли по сцене и залу. А когда во втором отделении Казутоки Умезу исполнил искусные соло на кларнетовом мундштуке и раструбе, веселье в зале достигло апогея. Завершающим аккордом, и, пожалуй, самым большим сюрпризом вечера стало исполнение «на бис»… песни Чебурашки из известного мультфильма. Музыканты тонко показали нам, что истоки знакомой с детства мелодии всё те же – клезмерские. Интересно, знает ли об этом Владимир Шаинский?

Слушая джазовые «пируэты» саксофона, наложенные на пикантные ближневосточные ритмы, видя, каким счастьем горят глаза японских музыкантов, я думал: в каком же маленьким мире мы живём! В мире, где далёкое оказывается ближе, чем мы думаем, и где пророчески звучат слова Игоря Губермана:

            По будущему мысленно скитаясь
            И дали озирая понемногу,
            Я вижу, как старательный китаец
            Для негра ставит в Туле синагогу.
Категория: Другая музыка | Добавил: Admin (01.11.2005) | Автор: Лившиц Дмитрий
Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]