Среда, 08.05.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Аудиокультура

Классика сегодня

В один «клик»

На запрос поисковой системы слова «классика» интернет предлагает более 50 (!) миллионов сайтов. И наряду со словосочетаниями «классика живопись», «классика музыка» можно увидеть «классика одежда», «классика массаж» и даже «классика ресницы». Такое ощущение, что современный мир буквально «поглотил» это понятие и теперь в любой сфере жизни есть своя классика. Не обесценился ли смысл слова?

В обычной жизни мы часто не задумываемся об этом, и, пролистывая новостные ленты в социальных сетях, моментально ставим «лайк» под постом с хэштегом «классика». «Средства массовой информации превратили понятие «классика» в тэг», - рассуждает философ Е. Петровская, - «им обозначают все и ничто». А вот в мире искусства вопрос значения и смысла этого понятия возникает все чаще и звучит все острее - проходят фестивали, концерты, встречи, лекции и мастер-классы. В этом году в Нижнем Новгороде традиционный фестиваль текстов об искусстве «Vasari#4», который прошел в сентябре, организаторы полностью посвятили теме классики в контексте современности. Перед искусствоведами, философами, филологами, критиками, режиссерами был поставлен главный вопрос: а что есть классика сегодня?

«Искусство – это же про красоту!»

Много ли среди молодежи завсегдатаев музеев? Наверное, сложно представить, что юные и активные будут подолгу стоять у того или иного произведения искусства и вдумчиво размышлять о смыслах. И знаменитая цитата из сказки Льюиса Кэрролла - «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» - сегодня звучит как их жизненное кредо. «Для молодого поколения нет понятия «Классический музей. Они привыкли, что их будут удивлять», - делится своими наблюдениями заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Шишко.

Креативные выставочные проекты сегодня рождаются в геометрической прогрессии, причем не только в центрах, связанных исключительно с современным искусством, но и в традиционных сокровищницах, где выставляются мировые шедевры и даже музыкальные инструменты. Современному зрителю недостаточно просто наблюдать, хочется прикоснуться, услышать, погрузиться. Масштабное мультимедийное шоу «ВАН ГОГ – Живые полотна», организованное креативным пространством «Люмьер-Холл» (Москва), открыло для зрителей новые грани и творчества, и жизни мастера. Оказаться внутри картин – не правда ли, заманчивое предложение? И на вопрос, с какой целью вы пришли на выставку? – каждый ответит: прикоснуться к классике. А ведь Ван Гога в свое время называли анархистом и упрекали в безвкусице, а сегодня его творчество уже классика. Так в чем же дело?

Классика всегда говорит о вечных вопросах человечества: жизнь и смерть, я и мир. Проект «U-SPACE», организованный музеем современного искусства «Эрарта» (С.-Петербург), предлагает посетителям обратиться именно к этим проблемам. Восемь арт-пространств, как возможность прожить иную жизнь и для каждого посетителя она будет своя. Но можно ли назвать это классикой? Часто понятия искусство и классика относят к синонимам, поэтому, когда говорят: «искусство – это же про красоту!», соответственно классикой называют то, что приятно для наших глаз: идеальные линии, гармоничные пропорции, радующие сочетания цветов. И в этом ряду уж никак не возникает ассоциация с обшарпанными стенами квартиры, одиноким стулом, провисшей старой проводкой... Зачем смотреть и осмысливать то, с чем мы сталкиваемся в обыденной жизни?

Современное искусство вторгается в классический музей. Новые художники стремятся «включить» у зрителя все чувства, «разбудить» его воображение. Уже стало своеобразным трендом искать новые смыслы в повседневности. Проект Музея им. Пушкина (Москва) «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» предлагает погрузиться именно в такие, обыденные образы, но посредством не только зрения, но слуха и тактильных ощущений. Обычная комната, но вместо окна – экран телевизора с живыми деревьями. Здесь же висит картина, на которой густыми мазками масляной краски нарисованы два человека – и вдруг, она трансформируется в реальную фотографию. Или проект Центра современного искусства «Арсенал» (Нижний Новгород) выставка «Простые чувства», где пространство музея становится частью городской среды с парковыми дорожками, скульптурами, кафе и даже горами мусора.

Осмысливая такие выставки, понимаешь, что действительно нельзя восхищаться исключительно картинами Х.Р. Рембрандта, Л. да Винчи, Рафаэля Санти, скульптурами древней Греции… И зачастую такое отношение к искусству не от того, что люди консервативны, в большинстве – это необоснованная художественная избирательность. Конечно, есть произведения, которые завораживают с первого взгляда. Но есть и те, что требуют особого подхода. В Государственном Эрмитаже существует интернет-проект «В фокусе», который позволяет виртуально познакомиться с экспонатами музея, детально рассмотреть великие полотна разных эпох, а также послушать небольшие лекции о конкретном произведении. И любой посетитель этого сайта становится ближе к понимаю, что же такое классика, и какой она бывает.

Ищите ниточку в прошлом

Она окружает нас повсюду – дома мы или на улице, едем в транспорте или отдыхаем на природе – музыка, словно спутник сопровождает нашу жизнь. И не секрет, что у каждого поколения были и будут свои фавориты и аутсайдеры. Что слушает современная молодежь? Отвечая на этот вопрос, скорее всего, скажут – «попсу» и добавят, что классика нынче у них не в моде. Но так ли это?

В эпоху эклектичного постмодернистского понимания и отношения к миру, когда существуют разные направления в искусстве, сделано множество открытый, в том числе и в мире музыки. Человеку сложно разобраться в этом бурлящем, а порой и мутном потоке. Что можно назвать сейчас классикой, ведь в XX веке возникли новые течения, которые породили такие понятия как «классика джаза», «классика рока», «поп-классика»… Где место классической академической музыке и нужна ли она вообще?

То, что не «съедается» временем остается в веках. Многие искусствоведы говорят о том, что музыка не имеет линейного развития, она словно ребенок развивается, растет, проходит свои стадии взросления. Что-то сохраняется, а что-то уходит, но нельзя сказать – «это хорошо», а «это плохо». В понимании современных слушателей классическая музыка ассоциируется с именами Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского… Поэтому когда в концертной афише хэдлайнерами стоят эти композиторы в зале аншлаг, а тем более если звучат Сороковая симфония Моцарта или Шестая Чайковского в исполнении именитого оркестра. Это же классика!

Но почему современный слушатель с большим удовольствием пойдет, например, на Пятую Бетховена в ожидании заветных «роковых» аккордов, чем познакомится с не менее удивительной Первой или Шестой симфониями? Все дело в том, что человеку нравится слушать то, что он знает. По радио или в телевизионной рекламе звучит, как сегодня принято называть, «классический хит», то, что запоминается и узнается с первых нот. Безусловно, это спорный вопрос, хорошо ли это для классической музыки, поскольку чаще всего такая эксплуатация мировых шедевров приводит к снижению их ценностной значимости. Но, тем не менее, это доказывает, что классика живет. Проблема кроется в другом – как ее воспринимают?

Ретроспективное отношение к музыкальному репертуару сформировалось относительно недавно, всего полтора столетия назад. Эту своеобразную «моду» ввел немецкий композитор Ф. Мендельсон. До этого слушатели ходили только на премьеры, повторение считалось плохим тоном. Поэтому композиторы сочиняли в огромных количествах и ориентировались на новое. До сих пор поражает, что Й. Гайдн написал сто четыре (!)симфонии, у Моцарта - сорок одна, а у Верди двадцать шесть опер (и это без упоминания «малогабаритных» жанров, которые тоже были любимы слушателями). Пришла новая тенденция, и захотелось вспомнить: «а что же было в прошлом? Послушать бы еще раз!» Так, произведения от концерта к концерту начали повторяться, что, возможно, и привело к «отслоению» того, что сейчас уже стало «классическим хитом». Но ведь за «скобками» остался целый океан неоткрытых или забытыхсочинений! Время нещадно вынесло им свой приговор (хотя может быть появятся «Мендельсоны XXI века»?)

На сегодняшний день в «YouTube» можно найти огромное количество роликов исполнения классической музыки в формате яркого шоу. Конечно, это впечатляет, когда в знаменитой «Шутке» Баха соло флейты исполняют на одном инструменте одновременно два музыканта – один «организовывает звуковысотность» - играет пальцами, другой управляет потоком воздуха. Или международный ежегодный фестиваль «Bachfest Leipzig», который проходит в Германии. Его организаторы все чаще обращаются к необычным исполнителям, что позволяет создать неожиданные формы концертов. Так, в 2009 году знаменитый американский джазовый певец Бобби Макферрин, под звучание симфонического оркестра, исполнил Ave Maria ЧЬЕ?и ему подпевала вся площадь. Но подобного рода эксперименты интересны лишь единожды и в момент присутствия на самом событии.

Некоторые могут возмутиться и упрекнуть в неуважительном отношении к классике. Но, быть может, стоит задуматься, почему возникают такие трактовки? Возможно, к XXI веку произошло пресыщение от классической и романтической музыки, а также отторжение образцово-стерильной манеры ее исполнения. Слушатель устал. И как во времена «домендельсоновских реформ» хочется новых слуховых впечатлений. Может быть поэтому, сегодня так популярны во всем мире перформансы. Броско, нагло, эксцентрично художники стремятся шокировать аудиторию, сломать стереотипы, но самое главное привлечь внимание к своей личности.

И даже в музыкальном театре тенденция к эпатажу сегодня особенно актуальна. Режиссер независимой театральной группы «Театр post» Д. Золкострелов на панельной дискуссии фестиваля «Vasari#4» отметил, что «зритель устал от классических текстов и «музейных» интерпретаций. Театру требуется обновление!» На это утверждение сразу возникает встречный вопрос: а мы знаем классические тексты?

Главные музыкальные театры России в своей репертуарной политике сохраняют классические постановки спектаклей, но иногда режиссеры выходят за рамки традиций и «одевают» сюжеты в современность. Конечно, у каждого постановщика грань дозволенности своя. Кто-то скрупулёзно изучает историю создания спектакля и старается приблизиться к истинной задумке композитора, как например, это сделал режиссер Большого театра Сергей Женовач. В опере «Иоланта» П. Чайковского прозвучала музыка из симфонической сюиты «Щелкунчик», которая принесла новые смыслы и краски.

Творческий тандем харизматичного дирижера Пермского оперного театра Теодора Курентзиса и американского режиссера Питера Селларса подарил слушателям почти невозможное – оперу «Королева индейцев» с музыкой английского композитора XVII века Г. Пёрселла. Звуковой ряд спектакля включал не только фрагменты оперы Перселла, но и его духовные хоровые сочинения – антемы. В этом почти мистериальном действе звучание музыки чередуется с декламацией отрывков из романа современной никарагуанской писательницы Розарио Агиляр «Затерянные хроники terra firma». Экспериментальная постановка о тяжелых временах конкисты (конец XV начало XVI вв.), невероятной истории любви, вечных вопросах свободы и столкновении культур, и все это, оказывается созвучно современности. «Это, прежде всего, пример нового искусства — даже, наверное, не сегодняшнего, а завтрашнего или послезавтрашнего», - отзывалась критик Е. Бирюкова.

Другие постановщики делают не менее радикальные шаги, но в другом направлении. В ход идет все: от купирования музыкального материала до создания шокирующих, иногда чересчур откровенных ассоциаций с реальностью. Как это сделал Д. Черняков в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» на исторической сцене Большого театра. Музыкальные критики писали: «Скандал! Позор!» Но были и те, кто понял и принял такую трактовку, ведь искусство должно отражать мир в новых художественных образах. Богатыри, волшебники, князья… зрителю не столько надоели, сколько уж очень винтажны эти персонажи, и даже сама эпическая статика оперы отстает от современного темпа жизни. Для нынешнего зрителя знакомство с этим сочинением подобно просмотру фильма в замедленном воспроизведении. Нельзя же играть музыку быстрее, значит, режиссер находит другие способы «динамизировать» действие. Возможно, так современные постановщики призывают нас посмотреть на пороки современного общества? Режиссер московского театра «Модерн» Ю. Грымов говорит, что «поход в театр — не способ расслабления и отдыха, а работа над собой».

Классика «нон-стоп»

Включите телевизор и где-то между рубриками «Спорт» и «Погода», возможно, увидите сюжет о культурном событии. В кажущемся бесконечном потоке политических, экономических, социальных и других тем, эта «культурная прослойка» как будто приобщает нас к миру искусства. И некоторые в этом даже уверены. Но так ли это? После просмотра небольшого сюжета о выставке или концерте, зритель получает впечатление, которым с ним поделился журналист. Но это лишь иллюзия присутствия на событии, которое предлагает современное телевидение.

Невозможно понять искусство, не пропустив его через себя, через свои эмоции, свое мировоззрение. Но как привлечь современного зрителя в этот мир? Все-таки прийти на выставку, в концертный зал или театр – это целое событие, к которому надо подготовиться, надо этого захотеть. Как ввести культурное наследие в модное поле?

Российский телеканал «Культура» предложил серию проектов посвященных чтению классических русских романов: «Война и мир», «Мастер и Маргарита» и «Анна Каренина». В режиме онлайн актеры, режиссеры, теле- и радиоведущие, а также непрофессиональные чтецы: политики, спортсмены, ученые, государственные деятели, люди самых разных профессий и возрастов «озвучивали» классику. Проект объединил сотни людей по всему миру, это доказывает, что классика – это наша культура, это то, что делает нас людьми.

Post Scriptum

Как воспринимает «классику» человекXXI века? И что она для него значит? «Противопоставление «классика» и «современность» достаточно условно», - говорит философ Е. Петровская, - «Ведь классика формируется через разрыв, через борьбу». Но возможно ли отказаться от традиций в пользу экспериментов? Филолог Г. Гусейнов утверждает, что «классика – это не норма, она постоянно смещается». Как же тогда понять, что есть классика, если она настолько динамична? И нужна ли она современному человеку? «Классика – это то, что занимает и формирует наши чувства», - отвечает на вопрос руководитель московского издательства «Ad Marginem» А. Иванов.

Возможно, именно знание и понимание классики позволяет нам не терять человеческого в человеке. Ну, а что останется в вечности? Время покажет…

Надежда Оськина

Категория: Аудиокультура | Добавил: Kohrah (24.01.2018) | Автор: Оськина Надежда
Просмотров: 565 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]